В результате проведения педпрактики в плане подготовки будущего учителя к руководству внеклассной работы по биологии студент должен овладеть следующими практическими умениями, навыками:
планировать внеклассную работу и составлять планы-конспекты внеклассных занятий;
проводить внеклассные занятия разных типов с использованием различных форм и методов организации учащихся;
связывать учебный материал с содержанием внеклассных занятий;
руководить предметным кружком;
проводить тематические беседы и утренники, общешкольные мероприятия;
анализировать внеклассные занятия.
Особенно сложным для студентов, как показали наши наблюдения и высказывания учителей и студентов, является планирование внеклассной работы по предмету, поэтому в ходе экспериментальной работы во время педпрактики на это обращалось особое внимание. Студенты еще до начала педпрактики получают некоторые теоретические знания о принципах и методике планирования работы при изучении педагогики, по теме «Классный руководитель», «Планирование работы классного руководителя». По курсу методики преподавания биологии студенты учатся планировать темы учебных предметов и уроки. Однако планирование внеклассной работы по предмету не дается ни в одном из курсов. Поэтому, на практике школы мы знакомили будущих учителей с правилами составления плана внеклассной работы, разработанного нами [1, 2, 3].
При его составлении учитывались следующие моменты: воспитательные задачи намеченных мероприятий; работа за предшествующий период; содержания и формы проведения внеклассных занятий, определяемых интересами и запросами учащихся; построение на добровольных началах; конкретный уровень этой работы в данном классе.
Реализации этих правил, как показал эксперимент, способствовала разработанная нами памятка для составления плана внеклассной работы.
Студентам экспериментальной группы после ознакомления с памяткой предлагалось составить план внеклассной работы с учетом тех задач и условий, с которыми они познакомились. К составлению плана предъявлялись следующие требования: он должен быть кратким, точным и конкретным, в нем должен содержаться перечень намеченных дел, сроки их проведения и исполнители.
Формированию умений и навыков по составлению плана внеклассной работы помогала и система самостоятельных заданий и упражнений практического характера. Наблюдения, проведенные нами в ходе педпрактики со студентами экспериментальной и контрольной групп, показали, что специальная работа во время педпрактики по выработке умений и навыков планирования внеклассных мероприятий (памятка с правилами составления плана, задания и упражнения), способствует овладению данными умениями [4, 5]. Это подтверждается полученными в ходе эксперимента данными, отраженными в таблице 1.
Таблица 1
Группы |
Кол-во студентов |
Количество ответов в % |
||
Называют требования к составлению плана |
Перечисляют пункты плана |
Определяют содержания плана |
||
Контрольная |
56 |
9.4 |
48 |
61.5 |
Экспериментальная |
60 |
62.5 |
80 |
78.4 |
Результаты таблицы 1 подтверждают наши предположения о необходимости введения в программу педпрактики занятий по формированию у студентов умения планировать внеклассную работу по биологии.
Содержание плана-конспекта внеклассного мероприятия и методические требования к нему на лекциях и лабораторных занятиях по методике биологии не даются. Поэтому эта работа вызывает затруднения у большинства студентов. Для подтверждения своих выводов, мы обратились к результатам анкетирования студентов. На вопрос анкеты «Сумеете ли Вы составить план-конспект внеклассного занятия?» 70 % студентов из числа опрошенных ответили «нет». Студентам было предложена схема плана-конспекта внеклассного занятия следующего содержания. По нашему мнению постепенное формирование умений составлять конспект внеклассного занятия по биологии позволяют каждому студенту реально ощутить свой способности в этом вопросе и приобрести уверенность в подготовке к его проведению.
Для того чтобы проверить насколько помогает формированию умения составлять план-конспект внеклассного занятия по разработанной нами схеме мы провели со студентами эксперимент, который выразился в следующем. У студентов контрольных и экспериментальных групп были проверены конспекты внеклассных занятий. Для этой цели разработаны оценочные критерии, которые производились по 4-х бальной системе.
5 баллов — конспект подготовлен, соответствует требованиям. Не требует изменений и дополнений.
4 балла — конспект подготовлен, но необходимо внести незначительные изменения в структуру занятия.
3 балла — конспект подготовлен, но не раскрыты методы проведения занятий, не раскрыта полностью структура.
2 балла — конспект не подготовлен.
Однако умело анализировать любое внеклассное мероприятие, необходимо знать и выполнять разработанные и проверенные требования, которые предъявляются к его проведению: содержание внеклассного занятия должно соответствовать содержанию учебного материала, возрастным особенностям учащихся, обогащать их конкретными знаниями из той или области науки: носить массовый характер, привлекать как можно больше учащихся в его подготовке и проведении; развивать показательный интерес у учащихся [6].
Эти требования предъявлялись к проведению и учитывались при анализе посещенных мероприятий, проводимых студентами во время педпрактики. Анализ каждого внеклассного занятия имеет свою специфику и некоторые общие компоненты, которые позволили нам разработать примерную схему анализа внеклассного занятия. Предлагаемая нами схема для студентов и критерии ее эффектности может быть примерно такой.
Таблица 2
Критерии эффективности проведенного внеклассного занятия
№ |
Основные пункты схемы |
Критерии эффективности |
|
Тема. Обоснование темы и место проводимого мероприятия в общей системе учебно-воспитательной работы. |
Актуальность темы и целей, соответствие возрастным особенностям учащихся, доступность, целенаправленность, новизна. |
|
Подготовка студента к проведению занятия, планирование и методика его проведения. |
Проявление организаторских умений, глубокое знание и понимание проблемы, умение найти необходимое решение. Грамотная, эмоциональная выразительная речь. |
|
Проведения занятия, участие учащихся в нем. |
Точность и организованность всех элементов структуры мероприятия, соответствие хода мероприятия заранее продуманной программе, четкое распределение обязанностей между участниками. Активность, внимательность, заинтересованность, дисциплинированность детей. |
|
Оформление помещения, использование наглядных средств. |
Умелое применение наглядных средств и их соответствие задачами и содержанию мероприятия. |
|
Методы и формы проведения занятия. |
Целесообразность применения форм и методов проведения занятия его содержанию и основным требованиям к выбранной форме. |
|
Общий итог, значение и оценка проведённого мероприятия. |
Формы проявления интереса учащихся к занятию. Выдвижение задач у учащимися на будущее. Реакция учащихся на проведённое занятие. |
Организаторская работа самого методиста при выполнении этой работы включает в себя инструктажи — консультации, оказание практической помощи, контроль и подведение итогов работы. Особенно большое значение имеет продуманная система консультаций. С целью проверки эффективности наших предложений, способствующих повышению уровня подготовки студентов к руководству внеклассной работой во время педагогической практики, в конце ее был проведен опрос студентов, позволяющий судить о сформированности методических знаний, умений и навыков у будущих учителей, которые обучались по разработанной нами экспериментальной программе.
Уровень подготовленности студентов в проведении внеклассной работы на педпрактике.
Оценивался каждый параметр их подготовки, как учителями, так и методистами. Оценки выставлялись по 4-х балльной системе за все пять параметров подготовки.
Параметры подготовки:
- умение составить план внеклассной работы на определенный период обучения;
- умение составить план-конспект внеклассного мероприятия;
- умение анализировать проведенное мероприятие;
- оценка за проведенное занятие;
- выполнение индивидуального задания по внеклассной работе.
На основании выявленных нами оценок был составлен график, наглядно демонстрирующий уровень подготовленности студентов экспериментальной (60 человек) и контрольной (56 человек) групп, 23 человека экспериментальной и 22 человека контрольной групп, 16 студентов экспериментальной и 12 контрольной групп. Как показывает уровень подготовленности у студентов экспериментальной группы выше по всем пяти параметрам подготовки (от 4, 8 до 4,1), в контрольной ниже (от 3,9 до 3,0).
Качественные показатели наличия знаний, умений и навыков проведения внеклассной работы по предмету свидетельствуют о том, что студенты экспериментальной группы проявляют лучшую подготовленность в умении планировать и организовать внеклассную работу.
Таблица 3
Результаты работы студентов на педпрактике
Испытуемые группы |
Кол-во студ. |
Руков-во раб. круж. |
Орган. общ.пол. труда |
Оформ. стенд. |
Провед. экскур. |
Неделя биологии |
Контрольная |
90 |
28 |
46 |
80 |
42 |
43 |
Экспериментальная |
99 |
49 |
70 |
90 |
59 |
74 |
Таким образом, количественные и качественные показатели исследования, подтверждают наши предположения о том, что для совершенствования подготовки студентов к руководству внеклассной работой и ее проведением во время педагогической практики, им необходимы следующие материалы: памятки, на основе которых планируется внеклассная работа, план-схема составления конспекта внеклассного мероприятия и схема его анализа. Внедрение в практику, как показал эксперимент, позволяет углубить содержание раздела «Внеклассная работа по биологии» программы педагогической практики и тем самым, более эффективно готовить будущего учителя к внеклассной работе в школе.
Литература:
- Аужанова Н. Б. Внеклассная работа по биологии. — Алматы: Даир, 2008. 240 с.
- Аужанова Н. Б. Подготовка студентов к проведению учебной работы в период педагогической практики. Пособие для студентов. — Алматы: ТОО «Даир», 2009. 133 с.
- Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Избр. соч. — М.: Педагогика, 2002. — 254 с.
- Карцева И. Д. Педпрактика студентов — важнейшая звено в системе их методической подготовки. В кн.: Научно-педагогические основы подготовки учителя биологии. Вып. 2. — Л., 1996, с. 105–120.
- URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7781174
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. — М., 2001. — 298 с.