Роль педагогической практики в подготовке будущего учителя биологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 05.01.2016

Статья просмотрена: 454 раза

Библиографическое описание:

Аужанова, Н. Б. Роль педагогической практики в подготовке будущего учителя биологии / Н. Б. Аужанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 684-687. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24852/ (дата обращения: 19.12.2024).



 

В результате проведения педпрактики в плане подготовки будущего учителя к руководству внеклассной работы по биологии студент должен овладеть следующими практическими умениями, навыками:

                   планировать внеклассную работу и составлять планы-конспекты внеклассных занятий;

                   проводить внеклассные занятия разных типов с использованием различных форм и методов организации учащихся;

                   связывать учебный материал с содержанием внеклассных занятий;

                   руководить предметным кружком;

                   проводить тематические беседы и утренники, общешкольные мероприятия;

                   анализировать внеклассные занятия.

Особенно сложным для студентов, как показали наши наблюдения и высказывания учителей и студентов, является планирование внеклассной работы по предмету, поэтому в ходе экспериментальной работы во время педпрактики на это обращалось особое внимание. Студенты еще до начала педпрактики получают некоторые теоретические знания о принципах и методике планирования работы при изучении педагогики, по теме «Классный руководитель», «Планирование работы классного руководителя». По курсу методики преподавания биологии студенты учатся планировать темы учебных предметов и уроки. Однако планирование внеклассной работы по предмету не дается ни в одном из курсов. Поэтому, на практике школы мы знакомили будущих учителей с правилами составления плана внеклассной работы, разработанного нами [1, 2, 3].

При его составлении учитывались следующие моменты: воспитательные задачи намеченных мероприятий; работа за предшествующий период; содержания и формы проведения внеклассных занятий, определяемых интересами и запросами учащихся; построение на добровольных началах; конкретный уровень этой работы в данном классе.

Реализации этих правил, как показал эксперимент, способствовала разработанная нами памятка для составления плана внеклассной работы.

Студентам экспериментальной группы после ознакомления с памяткой предлагалось составить план внеклассной работы с учетом тех задач и условий, с которыми они познакомились. К составлению плана предъявлялись следующие требования: он должен быть кратким, точным и конкретным, в нем должен содержаться перечень намеченных дел, сроки их проведения и исполнители.

Формированию умений и навыков по составлению плана внеклассной работы помогала и система самостоятельных заданий и упражнений практического характера. Наблюдения, проведенные нами в ходе педпрактики со студентами экспериментальной и контрольной групп, показали, что специальная работа во время педпрактики по выработке умений и навыков планирования внеклассных мероприятий (памятка с правилами составления плана, задания и упражнения), способствует овладению данными умениями [4, 5]. Это подтверждается полученными в ходе эксперимента данными, отраженными в таблице 1.

 

Таблица 1

Группы

Кол-во студентов

Количество ответов в %

Называют требования к составлению плана

Перечисляют пункты плана

Определяют содержания плана

Контрольная

56

9.4

48

61.5

Экспериментальная

60

62.5

80

78.4

 

Результаты таблицы 1 подтверждают наши предположения о необходимости введения в программу педпрактики занятий по формированию у студентов умения планировать внеклассную работу по биологии.

Содержание плана-конспекта внеклассного мероприятия и методические требования к нему на лекциях и лабораторных занятиях по методике биологии не даются. Поэтому эта работа вызывает затруднения у большинства студентов. Для подтверждения своих выводов, мы обратились к результатам анкетирования студентов. На вопрос анкеты «Сумеете ли Вы составить план-конспект внеклассного занятия?» 70 % студентов из числа опрошенных ответили «нет». Студентам было предложена схема плана-конспекта внеклассного занятия следующего содержания. По нашему мнению постепенное формирование умений составлять конспект внеклассного занятия по биологии позволяют каждому студенту реально ощутить свой способности в этом вопросе и приобрести уверенность в подготовке к его проведению.

Для того чтобы проверить насколько помогает формированию умения составлять план-конспект внеклассного занятия по разработанной нами схеме мы провели со студентами эксперимент, который выразился в следующем. У студентов контрольных и экспериментальных групп были проверены конспекты внеклассных занятий. Для этой цели разработаны оценочные критерии, которые производились по 4-х бальной системе.

5 баллов — конспект подготовлен, соответствует требованиям. Не требует изменений и дополнений.

4 балла — конспект подготовлен, но необходимо внести незначительные изменения в структуру занятия.

3 балла — конспект подготовлен, но не раскрыты методы проведения занятий, не раскрыта полностью структура.

2 балла — конспект не подготовлен.

Однако умело анализировать любое внеклассное мероприятие, необходимо знать и выполнять разработанные и проверенные требования, которые предъявляются к его проведению: содержание внеклассного занятия должно соответствовать содержанию учебного материала, возрастным особенностям учащихся, обогащать их конкретными знаниями из той или области науки: носить массовый характер, привлекать как можно больше учащихся в его подготовке и проведении; развивать показательный интерес у учащихся [6].

Эти требования предъявлялись к проведению и учитывались при анализе посещенных мероприятий, проводимых студентами во время педпрактики. Анализ каждого внеклассного занятия имеет свою специфику и некоторые общие компоненты, которые позволили нам разработать примерную схему анализа внеклассного занятия. Предлагаемая нами схема для студентов и критерии ее эффектности может быть примерно такой.

 

Таблица 2

Критерии эффективности проведенного внеклассного занятия

Основные пункты схемы

Критерии эффективности

  1.              

Тема. Обоснование темы и место проводимого мероприятия в общей системе учебно-воспитательной работы.

Актуальность темы и целей, соответствие возрастным особенностям учащихся, доступность, целенаправленность, новизна.

  1.              

Подготовка студента к проведению занятия, планирование и методика его проведения.

Проявление организаторских умений, глубокое знание и понимание проблемы, умение найти необходимое решение. Грамотная, эмоциональная выразительная речь.

  1.              

Проведения занятия, участие учащихся в нем.

Точность и организованность всех элементов структуры мероприятия, соответствие хода мероприятия заранее продуманной программе, четкое распределение обязанностей между участниками. Активность, внимательность, заинтересованность, дисциплинированность детей.

  1.              

Оформление помещения, использование наглядных средств.

Умелое применение наглядных средств и их соответствие задачами и содержанию мероприятия.

  1.              

Методы и формы проведения занятия.

Целесообразность применения форм и методов проведения занятия его содержанию и основным требованиям к выбранной форме.

  1.              

Общий итог, значение и оценка проведённого мероприятия.

Формы проявления интереса учащихся к занятию. Выдвижение задач у учащимися на будущее. Реакция учащихся на проведённое занятие.

 

Организаторская работа самого методиста при выполнении этой работы включает в себя инструктажи — консультации, оказание практической помощи, контроль и подведение итогов работы. Особенно большое значение имеет продуманная система консультаций. С целью проверки эффективности наших предложений, способствующих повышению уровня подготовки студентов к руководству внеклассной работой во время педагогической практики, в конце ее был проведен опрос студентов, позволяющий судить о сформированности методических знаний, умений и навыков у будущих учителей, которые обучались по разработанной нами экспериментальной программе.

Уровень подготовленности студентов в проведении внеклассной работы на педпрактике.

 

Оценивался каждый параметр их подготовки, как учителями, так и методистами. Оценки выставлялись по 4-х балльной системе за все пять параметров подготовки.

Параметры подготовки:

  1.              умение составить план внеклассной работы на определенный период обучения;
  2.              умение составить план-конспект внеклассного мероприятия;
  3.              умение анализировать проведенное мероприятие;
  4.              оценка за проведенное занятие;
  5.              выполнение индивидуального задания по внеклассной работе.

На основании выявленных нами оценок был составлен график, наглядно демонстрирующий уровень подготовленности студентов экспериментальной (60 человек) и контрольной (56 человек) групп, 23 человека экспериментальной и 22 человека контрольной групп, 16 студентов экспериментальной и 12 контрольной групп. Как показывает уровень подготовленности у студентов экспериментальной группы выше по всем пяти параметрам подготовки (от 4, 8 до 4,1), в контрольной ниже (от 3,9 до 3,0).

Качественные показатели наличия знаний, умений и навыков проведения внеклассной работы по предмету свидетельствуют о том, что студенты экспериментальной группы проявляют лучшую подготовленность в умении планировать и организовать внеклассную работу.

 

Таблица 3

Результаты работы студентов на педпрактике

Испытуемые группы

Кол-во студ.

Руков-во

раб. круж.

Орган.

общ.пол.

труда

Оформ.

стенд.

Провед.

экскур.

Неделя биологии

Контрольная

90

28

46

80

42

43

Экспериментальная

99

49

70

90

59

74

 

Таким образом, количественные и качественные показатели исследования, подтверждают наши предположения о том, что для совершенствования подготовки студентов к руководству внеклассной работой и ее проведением во время педагогической практики, им необходимы следующие материалы: памятки, на основе которых планируется внеклассная работа, план-схема составления конспекта внеклассного мероприятия и схема его анализа. Внедрение в практику, как показал эксперимент, позволяет углубить содержание раздела «Внеклассная работа по биологии» программы педагогической практики и тем самым, более эффективно готовить будущего учителя к внеклассной работе в школе.

 

Литература:

 

  1.              Аужанова Н. Б. Внеклассная работа по биологии. — Алматы: Даир, 2008.  240 с.
  2.              Аужанова Н. Б. Подготовка студентов к проведению учебной работы в период педагогической практики. Пособие для студентов. — Алматы: ТОО «Даир», 2009.  133 с.
  3.              Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Избр. соч. — М.: Педагогика, 2002. — 254 с.
  4.              Карцева И. Д. Педпрактика студентов — важнейшая звено в системе их методической подготовки. В кн.: Научно-педагогические основы подготовки учителя биологии. Вып. 2. — Л., 1996, с. 105–120.
  5.              URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7781174
  6.              Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. — М., 2001. — 298 с.
Основные термины (генерируются автоматически): внеклассная работа, внеклассное занятие, студент, внеклассное мероприятие, составление плана, время педпрактики, контрольная группа, параметр подготовки, педагогическая практика, экспериментальная группа.


Задать вопрос