Специфика диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 29.12.2015

Статья просмотрена: 3896 раз

Библиографическое описание:

Салагина, Н. Н. Специфика диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. Н. Салагина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 750-753. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24857/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, чем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. [6, с. 74]

Нарушение речи, общее недоразвитие речи (ОНР) — сложное речевое расстройство.

Под общим недоразвитием речи у детей следует понимать такую форму речевых нарушений, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Дети, плохо говорящие, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитие ребёнка.

Рассмотрим характеристику детей с (ОНР).

Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от психофизического состояния ребёнка до полного отсутствия речевых средств общения. Дети с нерезко выраженным общим недоразвитием речи более или менее строят связные высказывания в пределах близкой им тематики, испытывают серьёзные затруднения при продуцировании связных высказываний. Многообразие речевого недоразвития можно условно разделить на три уровня.

Первый уровень речевого развития. Нарушение звукопроизношения. Самыми распространёнными недостатками речи у детей являются различные виды нарушения звукопроизношения. Неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука.

У детей, находящихся на первом уровне речевого развития, активный словарь состоит из небольшого количества нечётко произносимых слов, звукоподражаний. Неправильное произношение не исправляется, а даже культивируется родителями. Окружающие, подражают речи ребёнка. Слова и их заменители употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий, причём они используются в самых разных значениях. Дети широко пользуются паралингвистическими средствами общения — жестами, мимикой. Речь ребёнка понятна лишь в конкретной ситуации.

Второй уровень речевого развития. Временные задержки развития речи. По тем или иным причинам речь ребёнка может задерживаться на любом этапе её развития. Часто у таких детей запас слов не соответствует возрасту. У них появляется фразовая речь, долго держатся дефекты звукопроизношения. В словах встречаются перестановки, сокращения, многообразные замены одного звука другим. Характерным остаётся резко выраженный аграмматизм. Понимание обращённой речи остаётся неполным, так как многие грамматические формы различаются детьми недостаточно.

Третий уровень речевого развития. Произвольная сторона речи.

Основными компонентами произвольной стороны речи являются появление развёрнутой обиходной речи, ритмико-мелодическая сторона речи(интонация), звуки речи(система фонем). Интонация включает ритм, темп, тембр, и мелодику речи. Логическое ударение. Речевой слух. Основные качества голоса, речевое дыхание. [2, с.78]

Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников дефектами речевого развития. Речевая недостаточность сказывается на правильном, чётком произношении звука. Воспитание правильного, чёткого произношения звука во фразовой речи. Дифференциация звуков. У ряда детей отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Проблема нарушения связной речи одна из самых актуальных. Несформированность связной речи является серьёзным препятствием для развития и совершенствования умений и навыков построения связного высказывания, речевой инициативы. Развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения, в различных коммуникативных ситуациях.

Диалог основная форма устной экспрессивной речи, одно из важных средств коммуникации, онтогенетически — это первая форма общения. К особенностям диалогической речи детей с ОНР относится недостаточная информативность, нарушение логической организации и взаимосвязанности высказываний, их недостаточный объём, наличие лексико-грамматических нарушений.

Диалог-как форма речи состоит из слов, в свободном речевом общении, он осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо осуществляется в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников. Диалог по стилю в основном разговорная речь.

Диалогическую речь дети усваивают довольно легко, так как ежедневно слышат в быту. Диалог-сложная форма социального взаимодействия. Обдумывание своих слов, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений- слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником, формулировать в ответ собственные суждения, правильно выражать его средствами языка, менять в след за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия, поддерживать определённый эмоциональный тон, слушать свою речь, чтобы контролировать её нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки. [2, с.14]

Дети с ОНР имеют недостаточно высокий уровень развития всех компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики). Объём понимания обращённой речи близок возрастной форме, дети владеют развёрнутой фразовой речью, словарный запас включает достаточное количество слов обиходно-бытовой лексики, в речи наблюдается аграмматизм, формирование связной речи (диалогической) значительно отстаёт.

Развернутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются отсутствием чёткости, последовательности изложения, отрывочностью. В них отражены внешние, поверхностные впечатления и отсутствуют причинно-следственные отношения. Труднее всего таким детям даются самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников. Характерно, что отсутствие у детей чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов.

Развитие диалогической речи детей с ОНР рекомендуется проводить в следующих направлениях: обогащение словарного запаса, уточнение значения слова, расширение семантики слова. Так же обогащение и уточнение номинативного словаря. Особенно важно усвоение слов обобщающего значения, которые очень медленно усваиваются детьми с ОНР. Уделять большое внимание развитию словесно-логического мышления детей с ОНР. Развитие словесно-логического мышления позволяет совершать такие логические операции, как анализ и синтез, сравнения, обобщения, и классификации, абстракции и конкретизации.

Ведущим компонентом по развитию речи детей с ОНР является развитие речевого общения, умений и навыков диалогической речи. Развитие диалогической речи является составным компонентом развития связной речи.

Работа с родителями, законными представителями.

Поскольку частыми речевыми нарушениями у детей являются дефекты звукопроизношения, развитие речевого общения, умений и навыков диалогической речи, развития связной речи необходимо правильно организовать работу в семье. Родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочётов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Следует указывать родителям, как правильно формировать речь детей, разъяснить и показать им, полезность разумных требований к ребёнку. Участвуя в образовательно-воспитательном процессе, родители постепенно становятся более активными. Только тесный контакт в работе с родителями может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему школьному обучению. В план работы на год следует включить отдельную графу — работа с родителями (таблица 1).

 

Таблица 1

План работы с родителями

Месяц

Мероприятия

Цели

Сентябрь

Индивидуальные консультации

Сведения о речевых нарушения у детей. Анкетные данные.

Октябрь

Родительское собрание.

 

Семинар-практикум.

Ознакомить с программой обучения детей.

Познакомить с комплексами артикуляционной гимнастики.

Ноябрь

Конкурс частушечников и скороговорщиков.

Воспитывать умение взаимодействия ребёнка и взрослого.

Декабрь

Консультация «Развития фонематического восприятия у детей с ОНР»

Познакомить с понятием «фонематического восприятия», «звуковой анализ слова и синтез». Дать рекомендации по развитию фонематического слуха.

Январь

Родительское собрание в форме открытого просмотра фронтального занятия.

Развитие диалогической речи детей с ОНР.

Февраль

Семейный праздник «Говорилки»

Участие в диалоге: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственные суждения. Воспитанию уверенности в себе.

Март

Консультация «Расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий у детей с ОНР.

Познакомить с возрастными нормами развития словарного запаса, методами и приёмами его формирования.

Апрель

«День открытых дверей»

Участие в образовательно-воспитательном процессе, родителей.

Май

Праздник «Красивой речи»

Воспитание умения держаться перед аудиторией, действовать согласованно.

 

Планирование работы. Основной задачей работы с детьми по развитие диалогической речи детей с ОНР является обеспечение физического, познавательного, социального, эстетического и речевого развития детей. Реализация этой задачи требует выявления детей, имеющих речевые нарушения, профилактики возникновения речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Совершенно очевидно, что решение такого комплекса задач возможно только при тесном взаимодействии всех педагогов ДОУ. Безусловно, главная роль здесь принадлежит воспитателю, который ежедневно и достаточно продолжительно общается с детьми, знает их склонности, интересы и, следовательно, может определить формы включения необходимых заданий развивающей направленности. Проводимая воспитателем грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, имеет огромное, часто решающее значение.Воспитатель осуществляет контроль за речью детей на занятиях, во время режимных моментов, занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики, оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков, способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры, проводит необходимую работу с родителями.

Рекомендации по планированию работы по развитию диалогической речи детей с ОНР в старших возрастных группах.

Каждое занятие посвящено звуку и починено какой-то лексической теме. Применение различных игровых приёмов, разнообразие дидактического материала способствует сохранению интереса детей на протяжении всего занятия. Физические паузы отражают звуковую или лексическую тематику. Цель таких занятий:

        развитие умения различать гласные звуки.

        формирование словообразования.

        развитие диалогической речи.

        закрепление пройденного материала.

        воспитание навыков поведения.

Таким образом, диалогическая речь ребенка формируется в общении. И только комплексный подход, и полное взаимодействие окружающих ребенка дадут положительный результат в развитии диалогической речи.

 

Литература:

 

  1.                Вершина, О. М. Особенности общения у детей с общим недоразвитие речи. [Текст] / О. М. Вершина. — М., 2003г.
  2.                Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей у детей с системным недоразвитием речи. [Текст] В. К. Воробьева. — М., 2006г.
  3.                Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. [Текст] / В. П. Глухов. — М., 2004г.
  4.                Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. [Текст] / Н. А. Стародубова. — М., 2006г.
  5.                Научно-методический журнал «Логопед» изд.,2006 № 2,6.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, диалогическая речь, развитие, речевое развитие, диалогическая речь детей, связная речь, общее недоразвитие речи, нарушение, родитель, словарный запас.


Похожие статьи

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня

Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Использование дидактических тактильных полей при формировании грамматического строя речи у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи

Теоретические основы развития фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Особенности смыслового чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи

Особенности коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логопедических сказок

Формирование предпосылок графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством комплексного взаимодействия специалистов

Похожие статьи

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня

Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Использование дидактических тактильных полей при формировании грамматического строя речи у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи

Теоретические основы развития фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Особенности смыслового чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи

Особенности коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логопедических сказок

Формирование предпосылок графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством комплексного взаимодействия специалистов

Задать вопрос