В статье рассматривается вопрос психологического сопровождения детей на этапе перехода из дошкольного учреждения в начальную школу. Приводятся задачи психологической работы на дошкольной и школьной ступенях развития ребёнка, а так же направления работы психолога в рамках психологического сопровождения из детского сада в школу. Автор делится собственным опытом работы психологического сопровождения в образовательном учреждении по типу «прогимназия». Рассматриваются результаты проведённого психодиагностического исследования в 1 классе, по результатам которого делаются выводы о влиянии посещения детского сада на адаптацию к школе.
Ключевые слова: психологическое сопровождение детей, преемственность между детским садом и школой, адаптация, эмоциональное отношение к школе, самооценка ребёнка, способность к обобщению.
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком» [2]. Именно в этих словах великого русского психолога Л. С. Выготского обозначена важная роль того интеллектуального и эмоционального развития, которое проделал ребёнок до начала поступления в начальную школу.
Преемственность детского сада и начальной школы является актуальной проблемой в настоящее время. Необходимость преемственности между детским садом и школой связана со значительно выросшей ролью общественного дошкольного воспитания в нашей стране.
Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию и направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот, — учет учителем достигнутого общего уровня развития дошкольника, сформированного уровня нравственного поведения, волевой и личностной сферы ребенка.
Непрерывность дошкольного и начального образования в рамках психологического сопровождения предполагает решение определённых задач, как на дошкольной ступени, так и на ступени начальной школы. Приоритетными задачами на дошкольной ступени являются следующие [4]:
- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
- развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
- развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе;
- включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
На ступени начальной школы психологическое сопровождение детей предполагает решение следующих задач [4]:
- осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
- готовность к активному взаимодействию с окружающим миром;
- желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
- инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
- совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования);
- специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств;
- индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Резюмируя, можно сказать, что психологическое сопровождение в условиях непрерывного образования заключается в содействии гармоничному психическому и физическому развитию ребёнка, в сохранении его индивидуальности, в обеспечении «безболезненной» адаптации к изменяющейся социальной ситуации и воспитание готовности к активному взаимодействию с окружающим миром. Цель работы по психологическому сопровождению преемственности заключается в создании оптимальных условий для перехода из детского сада в начальную школу.
Психологическое сопровождение детей в рамках перехода из детского сада в начальную школу проводится по 4-м основным направлениям: организационном, методическом, исследовательском и развивающем.
В рамках организационного направления главным является организация и поддержание сотрудничества воспитателей и педагогов, дошкольников и младших школьников, а также родителей. Одним из приёмов, обеспечивающих такое сотрудничество, является организация совместной деятельности дошкольников и младших школьников.
Методическое направление в системе психологического сопровождения преемственности предполагает работу психолога, направленную на повышение психологической грамотности и компетентности педагогов и воспитателей. Она осуществляется в форме психологических лекториев, мастер-классов, семинаров, круглых столов и т. д. Их участниками являются представители администрации, воспитатели и педагоги дошкольного учреждения и школы, что позволяет вырабатывать согласованные действия педагогов по подготовке «безболезненного» перехода детей из детского сада в первый класс.
Исследовательское направление включает изучение влияния инновационных подходов и технологий обучения на психическое развитие. Это направление предполагает проведение не только психодиагностической работы с дошкольниками и младшими школьниками, но и собственно исследовательской, направленной на отслеживание особенностей психического развития ребёнка. Важную роль в решении этой задачи играет психологическая служба школы, которая проводит непрерывный психологический мониторинг. Всё это позволяет создать единую систему информационного обеспечения педагогов и воспитателей, позволяет получать сведения об обеспеченности развития каждого ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста.
Развивающее направление работы заключается в оптимальном использовании возможностей учебно-воспитательного процесса и группового взаимодействия в целях обеспечения непрерывного поступательного развития ребёнка на этапе «детский сад — начальная школа». Развивающее направление работы включает в себя формирование и коррекцию психологической готовности ребёнка к переходу из дошкольного учреждения в школу, выяснение особенностей адаптации ребёнка к школьному обучению и устранение причин возможной дезадаптации, развитие интеллектуальных и личных качеств в период начального школьного обучения. Психологу здесь принадлежит основная координирующая роль. Он, совместно с другими специалистами выбирает адекватные формы и методы реализации психического сопровождения, организует и координирует работу педагогов, воспитателей, родителей, детей и «наполняет» её конкретным психологическим содержанием.
Хотелось бы остановиться на особенностях психологического сопровождения детей конкретно в нашем учебном учреждении (прогимназия), которое имеет свои особенности. Основной задачей педагога-психолога в прогимназии является выработка индивидуальной траектории развития каждого конкретного ребенка. Данную траекторию легче проследить и направить, т. к. детский сад и начальная школа имеют у нас прямое взаимодействие.
Основным направлением в диагностической работе с подготовительными группами детского сада является определение психологической готовности детей к школе, которая включает в себя несколько блоков: психомоторная, личностная, интеллектуальная, эмоционально-волевая готовность.
Психопрофилактическая работа в прогимназии включает в себя помощь ребёнку в адаптации к детскому саду, снижении агрессивного и гиперактивного поведения, преодоление индивидуальных внутриличностных проблем ребенка. Знакомство детей детского сада с психологом является тоже своеобразной преемственностью между воспитателями и учителями школы. Психолог становится помощником детям, он знакомит их с новым для них миром психологии, проводя самые простые групповые упражнения, направленные на раскрытие личности ребенка, на выявление страхов, эмоциональных изменений и т. д. Таким образом, мы можем наблюдать адаптацию, развитие познавательной и личностной сфер ребёнка.
Хотелось бы остановиться на психодиагностическом обследовании, которое проходило с середины сентября до конца октября 2015 года в первом классе нашей прогимназии. Обследование было направлено на диагностику эмоционального отношения детей к школе, изучение самооценки и выявление уровня интеллектуального развития (в частности умение ребёнка исключать лишнее). Целью данной работы было выявить особенности адаптации детей к школе, т. к. большинство из них посещало детские сады, в том числе и нашу прогимназию перед поступлением в школу. Предполагалось, что адаптация ребёнка к школе вследствие этого будет на хорошем уровне.
Результаты исследования.
В обследовании эмоциональной сферы приняли участие 117 детей. Использовалась методика А. И. Баркан «Рисунок школы» [1], целью которой является изучение эмоционального отношения к школе детей 6–8 лет.
Проведённая обработка результата выявила следующие показатели: 55 % детей продемонстрировали положительное отношение к школе, 29 % — положительное с направленностью на обучение; 15 % детей — не сформированное; 1 % — отрицательное. Учитывая, что тестирование проводилось спустя несколько недель после поступления детей в 1 класс школы, можно сказать, что такие цифры выглядят очень хорошими, т. к. более 4 из 5 детей (84 %) имели положительное отношение к школе. 16 % детей составили группу, с которой ещё необходимо провести некоторые адаптационные групповые и индивидуальные занятия.
Следует отметить, что на многих рисунках, которые определяют эмоциональное состояние ребенка, школа нарисована со всеми атрибутами обучения (доска с цифрами и буквами, парты, тетради с надписями слов и букв), что может говорить о направленности на обучение. Направленность — важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как социального и духовного существа, главные тенденции его поведения. Направленность воплощаетсяв различных формах — ценностных ориентациях, симпатиях или антипатиях, вкусах, склонностях, привязанностях и проявляется в различных сферах жизнедеятельности личности ребенка [6].
При исследовании интеллектуальной сферы приняли участие 113 детей, использовалась методика «Исключение лишнего» [5,7], целью которой является диагностика способности к обобщению у младших школьников. Стоит заметить, что данная методика была выбрана не случайно, т. к. именно способность обобщать является центральным компонентом в интеллектуальном развитии ребёнка 6–7 лет. Методика «Исключение лишнего» выявляет 3 уровня способности к обобщению — низкий, средний и высокий. Результаты проведённой диагностики представлены в таблице 1.
Таблица 1
Выявленные показатели способности к обобщению в 1-х классах прогимназии по результатам проведённого исследования
Название класса |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
1 «А» |
7 % |
15 % |
78 % |
1 «Б» |
14 % |
27 % |
59 % |
1 «В» |
7 % |
38 % |
55 % |
1 «Г» |
7 % |
25 % |
68 % |
В целом по всем первым классам было выявлено, что у 64 % детей наблюдается высокий уровень способности к обобщению, у 27 % — средний уровень, 9 % детей продемонстрировали низкий уровень способности к обобщению. В итоге, можно сказать, что только около 10 человек из 113 принявших участие в исследовании имели низкий уровень интеллектуального развития в виде способности к обобщению.
При обследовании самооценки была использована методика «Лесенка» Дембо-Рубинштейн [3]. Целью методики является изучение уровня самооценки ребёнка.
Результаты диагностики самооценки показали следующие цифры: 35 % детей выявили адекватный уровень самооценки, 42 % — завышенный уровень, 21 % — неустойчивую самооценку, 2 % — заниженный уровень самооценки. Необходимо сказать, что завышенная самооценка в младшем школьном возрасте является нормой.
Самооценка в младшем школьном возрасте формируется в основном под влиянием учителя. Адекватная самооценка позволяет ребёнку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Поэтому психологу и педагогу важно следить за формированием самооценки. Отдельно хочется заметить, что дети, которые посещали подготовительные курсы к школе в нашей прогимназии, а затем пришли в школу обучаться к тому же учителю, что вёл у них занятия и на подготовительных курсах, проявили положительный эмоциональный настрой на обучение в школе, в отношении к учителю. Так, многие первоклассники рисовали учителя в ярких теплых тонах, улыбающимся. Это также может говорить о высоком уважении и признании авторитета учителя. Поэтому тут следует обратить внимание на то, что учитель очень сильно влияет на развитие личности ребенка, в частности на его самооценку. И если в начале учебного года самооценка может быть завышена или неустойчива, то в конце года она может приобрести сформировавшийся характер.
В ходе исследования обращалось внимание и на поведение детей при проведении психодиагностики — они в основном реагировали на проведение диагностики спокойно, инструкцию понимали, были школьники, которые выполняли задания очень быстро. Такие первоклассники выполняли все точно и правильно, это говорит о хорошо приобретенных навыках чтения (все задания давались на листочках напечатанными), о развитии внимания и памяти. Можно сделать вывод о том, что данные навыки приобретались на занятиях в детском саду и подготовительных курсах к школе.
В прогимназии есть возможность легко знакомить детей из подготовительной группы со школой, некоторые занятия (информатика) проходят в школьном отсеке, т. е. дети видят школьников, кабинеты, учителей. Попадая в школьный кабинет, они приобретают навыки развития произвольного поведения, т. е. учатся сидеть на занятии, правильно отвечать на поставленный вопрос. Адаптация первоклассников — это сложный период для детей. По результатам проведённой диагностики можно сделать вывод о том, что адаптация пройдена успешно и детей дезадаптированных не выявлено. Можно предположить, что адаптация прошла мягко и успешно благодаря тому, что большинство детей посещали детский сад и приобретали там навыки, умения и знания, которые помогли быстро и легко влиться в школьную среду.
В результате теоретического анализа и проведённого практического исследования можно сделать следующие выводы.
- Главная цель интеграции деятельности детского сада и школызаключается в развитии у ребенка добрых чувств, глубокого ума и здорового тела.
- Специфическое приоритетное направление для начальной школы — это формирование у детей умения учиться, создание таких условий, при которых обучение становится для ребенка благом, основной формой его самовыражения.
- Для дошкольного отделения главным является раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих легкий, естественный переход ребенка в школу.
- Результаты проведённого психодиагностического исследования в прогимназии показывают, что посещение детьми дошкольных учреждений успешно сказывается на адаптации ребёнка к школьным условиям.
Литература:
- Баркан А. И. О чём говорят рисунки детей. Изд-во: Этерна, 2014. 248 с.
- Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=883
- Вьюнова Н. И., Гайдар К. М., Темнова Л. В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. М.: Академический проект, 2003. 256 с.
- Истратова О. Н., Г. А. Широкова, Т. В. Эксакусто. Большая книга детского психолога от 3 до 10 лет. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 568 с.
- Методика «Исключение лишнего» // http://www.psylist.net/praktikum/00066.htm
- Немов Р. С. Психология. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2003. Кн. 1: Общие основы психологии. 688 с.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М.: ВЛАДОС, 1999. Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста. 384 с.