В статье рассматривается роль семинара, а так же применение учебной дискуссии в ходе проведения семинарского занятия. Анализируется подготовка к семинарскому занятию для успешного проведения семинар-дискуссии. Описывается одна из основных методик организации дискуссии в ходе семинарского занятия. На основе изученных материалов составлен общий порядок проведения семинара-дискуссии на тему «Социология как наука: уровни и система социологического знания».
Ключевые слова: учебное занятие в ВУЗе, методы преподавания, семинар, дискуссия, диспут
Социальный прогресс и высокие темпы развития науки и техники способствуют тому, что постоянно растут требования к качеству образования, а, следовательно, и к уровню квалификации педагогического состава образовательных учреждений.
Сегодня от педагогов требуется осмысление практических результатов своей деятельности, умение выбрать оптимальные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, владение разнообразными методическими приёмами их осуществления. Особое место среди форм организации обучения занимает семинарское занятие, которое может способствовать решению разнообразных дидактических задач, сочетая в себе несколько различных форм организации учебно-познавательной деятельности, что обуславливает актуальность изучения специфики семинара как формы организации учебного занятия.
Актуальность применения семинарских занятий в высшей школе связана с тем, что с помощью учебных занятий в форме семинара повышается интерес к изучаемому предмету, при хорошей подготовке обеих сторон учебного процесса, увеличивается, возрастает мотивация, развивается самостоятельность и воля к преодолению возникающих трудностей в понимании в процессе обучения.
Одним из компонентов технологии развивающего обучения является особым образом организованное общение. Такой формой общения может быть учебная дискуссия как метод организации семинарского занятия в высшей школе.В процессе проведения семинара-дискуссии организуется поиск нового знания, оценки, ориентира для последующей самостоятельной работы студентов.
Сложившаяся годами в вузах лекционно-семинарская система обучения предполагает чтение лекций и обсуждение студентами тем, предусмотренных учебной программой, под руководством преподавателя.
Семинар — это форма учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении учащимися по заданию руководителя отдельных вопросов, проблем, тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждения [1].
Семинар является самостоятельной, многоцелевой формой обучения, которая призвана углублять теоретические знания, основы которых содержатся в лекции, помочь студентам усвоить наиболее сложные и спорные вопросы темы, прививать им умение и навыки самостоятельной работы.
Семинар — один из основных методов обсуждения учебного материала в высшей школе. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы с целью углубленного изучения дисциплины, привития обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа информации, формирования и развития научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение.
Участие в дискуссии — сложный интеллектуальный процесс, а не просто вопросно-ответная форма общения на семинаре. Дискуссия предполагает свободное высказывание собственной аргументированной позиции. Участники дискуссии хорошо осведомлены в предмете дискуссии; имеют навыки общения в группах, толерантны к чужому мнению; умеют принимать совместные, коллективные решения.
Результатами семинара-дискуссии должны стать сформировавшиеся у студентов знания и навыки, а также умение аргументированно отстаивать собственную точку зрения по рассматриваемой тематике.
Успех дискуссии во многом определяется темой, а также продуманной организацией самого семинара, подготовкой преподавателей и студентов. Преподавателю необходимо продумывать:
задачи семинара-дискуссии;
прогнозируемый ход обсуждения выбранных вопросов;
возможные варианты ответов или оценочных суждений;
выводы, к которым участники могут прийти в результате обсуждения.
Спор на семинаре-дискуссии дает толчок к собственным размышлениям (как студента, так и преподавателя), помогая порой выявить решение проблемных вопросов [2, с. 27].
Методика организации дискуссии в ходе семинарского занятия включает в себя следующие элементы:
вступительное слово, где дается ориентировка в теме занятия и цели, которую все — и преподаватель, и студенты — будут стремиться достичь. Здесь также кратко говорится о порядке проведения занятия в форме свободной дискуссии;
предоставление слова в соответствии с планом семинарского занятия первому студенту (на добровольной основе, а не по вызову);
внимательно выслушать доклад студента, проследить за содержанием и логикой его построения. Если по содержанию речь отходит в сторону от поставленного вопроса или декларативна (бездоказательна, описательна), не содержит собственных размышлений студента, а является только пересказом прочитанного в книге или услышанного на лекции, то преподаватель задает вопрос. Например: «Почему вы так думаете?» или «Какое отношение имеют ваши слова к теме?», «Что из этого следует?» и т. д.;
если выступающий не находит нужного ответа, то вопрос адресуется ко всей группе и слово предоставляется желающему;
если и он не сумел исчерпывающе ответить на поставленный вопрос, то выступления будут продолжаться до тех пор, пока не будет получен ответ на вопрос по существу рассматриваемой темы [3, с. 133].
Рассмотрим общий порядок проведения семинарского занятия с дискуссией, включая этап подготовки занятия на тему «Социология как наука: уровни и система социологического знания».
- Продумывание цели семинара по данной теме.
Основная цель семинара-дискуссии по теме «Социология как наука: уровни и система социологического знания» — изучение понятия социологии, ее уровней и определение места в системе научных дисциплин.
Дополнительными учебными целями семинара-дискуссии являются:
отработка студентами навыков самостоятельной подготовки к учебному занятию;
отработка навыков студентами ведения групповых дискуссий, логического мышления.
- Отбор и формулировка вопросов семинара.
На семинаре необходимо рассмотреть следующие общие вопросы:
характеристика социологии как самостоятельной науки;
определение системы и уровней социологического знания;
особенности практического применения социологии в обществе, ее основные функции.
- Формулировка основных вопросов семинара.
Основными вопросами, необходимыми для освещения в ходе семинарского занятия, являются:
охарактеризовать понятие социологии, ее предмет и объект;
определить место и роль социологии в системе других научных дисциплин;
исследовать систему социологического знания и ее основные элементы;
определить особенности уровни социологического знания;
охарактеризовать значение социологии и ее роль в современной науке.
- Формулировка дополнительных вопросов для развертывания и обсуждения на семинаре.
В качестве дополнительных вопросов на семинаре-дискуссии можно выделить следующие:
определение методов и методологии социологического знания;
общие и специальные теории социологического знания.
- Формулировка практических заданий для подготовки студентов к семинару.
Для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию в форме дискуссии студентам необходимо подготовить выступления на следующие темы:
«Зарождение социологии как науки и ее родоначальники»;
«Социология в системе научных дисциплин (социальная философия, экономика, социальная психология, политология, культурология, социальная антропология)»;
«Элементы социологического знания (социальные факты, общие и специальные социологические теории, отраслевые социологические теории, методы сбора и анализа социологической информации)»;
«Уровни социологического знания (фундаментальный, прикладной, теория среднего уровня)»;
«Практическое применение социологии в обществе, ее основные функции».
- Постановка основных вопросов перед группой.
На данном этапе важно вступительное слово преподавателя, в ходе которого необходимо озвучить цель семинара-дискуссии. Также необходимо кратко изложить суть основных поставленных вопросов, осветить план организации учебного занятия.
- Слушание выступлений, вопросов и реплик студентов, постановка очередного и дополнительного вопросов для обсуждения.
Студенты поочередно должны выступить с подготовленными дополнительными вопросами для развертывания и обсуждения на семинаре. В ходе выступления, студенты-слушатели должны помечать вопросы, на которые выступающему, по завершению своего выступления, необходимо ответить. Также по завершению выступления и обсуждения вопросов студенты в ходе дискуссии должны вывести основные выводы прослушанного материала для письменной фиксации.
- Вмешательство в ход обсуждения в форме реплик, замечаний, вопросов, поправок, дополнений и разъяснений.
В случае, если выступающий студент неверно излагает материал, преподавателю необходимо внести поправки. Также при обсуждении дискуссии, если студенты затрудняются в верном определении ключевых понятий, преподавателю необходимо направить ход дискуссии.
- Подведение итогов семинара и постановка задач на будущее.
По завершению рассмотренных вопросов и записи ключевых моментов дискуссии, преподаватель должен произнести заключительное слово, подвести итог. В качестве основного материала, необходимого для записи студентами, необходимо отметить:
начало зарождение социологии как науки, ее понятие, объект и предмет;
понятие основных элементов социологического знания;
характеристика уровней социологии;
место социологии в системе научных дисциплин и ее функции.
- Оценка степени достижения цели.
На данном этапе необходимо кратко отметить полноту изученного материала, сделать критический анализ выступлений всех участников дискуссии. Также необходимо оценить степень подготовленности студентов к семинару, вовлеченность и активность группы к открытой дискуссии.
- Выводы на будущее (для изучения очередной темы).
В качестве заключения преподавателю необходимо предоставить студентам задания на подготовку к следующему семинарскому занятию.
Таким образом, семинар-дискуссия проводится с целью закрепления новой информации, развития мышления студентов, овладения умением применять на практике знания, приобщения к исследовательской работе. Преподаватель, в свою очередь, ставит проблемные вопросы, для того, чтобы студенты участвовали в дискуссии, выражая свои оценки по изучаемой проблеме, что способствует расширению знаний студентов и закреплении учебного материала.
Литература:
- Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Электронный ресурс] // социальная педагогика. URL: http://social_pedagogy.academic.ru (дата обращения 02.11.2015).
- Андреев В. И. Педагогика творчества саморазвития. М.: Наука, 2013. 112 с.
- Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. 304 с.