В статье исследуются особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях. Рассмотрена сущность понятий социализация, неблагополучная семья. Проанализированы формы неблагополучной семьи, особенности подросткового возраста, основные направления работы социального педагога с неблагополучной семьей.
Ключевые слова: социализация, неблагополучная семья, формы неблагополучия семьи, подросток.
Проблема социализации подростков в неблагополучных семьях в современной России, несомненно, является актуальной. В настоящее время все острее встает вопрос о социально-экономическом благополучии семей как важнейшем факторе влияния на формирование личности ребенка. В обществе происходит значительное изменение национальных и общепринятых норм, что также оказывает влияние на социализацию личности.
Семья оказывает важное влияние на социализацию ребенка, и от того, в какой семье воспитывается ребенок, зависит, как успешно он будет социализироваться в обществе в дальнейшем. Если семья неблагополучная, то с большой вероятностью можно сказать, что у детей, воспитывающихся в такой семье, будут возникать проблемы в социализации и это может привести к тяжелым последствиям. Значит, дети в неблагополучных семьях требуют серьезного внимания со стороны специалистов.
Данная проблема глубоко изучалась во многих областях наук. Изучение литературы показало, что проблема социализации подростков в неблагополучных семьях рассматривается в исследованиях следующих ученых: Г. М. Андреевой, Е. И. Артамоновой, В. Ф. Бородулиной, М. А. Галагузовой, Н. П. Ивановой, А. В. Мудрика, Е. М. Таболовой, В. М. Целуйко, Т. И. Шульги.
По мнению Л. С. Выготского, социализация — это процесс и результат усвоения воспитанником существующих в обществе социальных норм, ценностей и форм поведения. Он понимает под социализацией освоение индивидуального и общественного опыта, всей человеческой культуры [1, с.53].
Если говорить о социализации, как процессе, то необходимо отметить, что первоначально этот процесс осуществляется в семье, и только потом ребенок усваивает определенные нормы, ценности, заложенные в обществе. И если в семье первичная социализация ребенка проходит не гладко, есть определенные проблемы, которые отражаются на ребенке, то в дальнейшем у него могут возникать другие трудности с освоением социального опыта и норм. Вторичная социализация также оказывает влияние на ребенка, но это влияние значительно меньше, чем влияние семьи.
Нельзя и забывать тот факт, что процесс социализации осуществляется на протяжении всей жизни человека, а значит, на него могут оказывать воздействие многочисленные факторы, которые указаны в исследованиях И. С. Кона, А. В. Мудрика, Ф. А. Мустаевой, и др. И в работе специалистов необходимо учесть это влияние.
На сегодняшний день выявлено, что подростки из неблагополучных семей имеют трудности в познавательном, ценностно-ориентационном, деятельностном аспектах. Это выражается в нарушении приобретения необходимых для жизни в социуме умений и знаний, в связи с этим необходимо учитывать особенности подросткового возраста. Подросток максимально подвержен влиянию группы, у него наблюдается выраженная импульсивность и настойчивость, повышенная самоуверенность, центральные новообразования: абстрактное мышление; самосознание; половое созревание; чувство «взрослости».
Сфера взаимоотношений с родителями на протяжении всего периода взросления остается значимой и оказывает сильное влияние на формирование личности. Однако именно в подростковом возрасте у ребенка складывается критичное отношение к семье, ослабевают семейные связи, родители как образец для ориентации отходит на второй план.
Когда мы говорим о неблагополучной семье, то имеем в виду, что в семье наблюдается низкий социальный статус, и в ней обязанности родителей не выполняются в полной мере, как соответствует норме, а также наблюдаются различные дефекты воспитания. От типа неблагополучия в семье зависит, как пройдет в ней процесс социализации ребенка. В основном, можно утверждать, что в таких семьях идет обратный процесс — процесс десоциализации.
Формы неблагополучия семей бывают разные. Это, например, конфликтные, проблемные и асоциальные семьи и их можно отнести к первой группе неблагополучных семей и наоборот, внешне перспективные семьи, составляющую вторую группу неблагополучных семей, в которых внешне вполне благополучная обстановка, но родительские ценности и взгляды на жизнь противоположны общепринятым нормам, что сказывается на воспитании ребенка [2, с.214].
В связи с тем, что по статистике наблюдается увеличение числа неблагополучных семей, следует обратить внимание на то, что с такими семьями необходимо проводить профилактическую работу, которую осуществляют специалисты учреждений образования, социальной сферы. Именно этим посредником в работе является социальный педагог, который может создать благоприятные условия для личностного развития подростка, оказать как ему, так и родителям комплексную социально-психологическую помощь. Основными направлениями работы социального педагога с неблагополучной семьей являются диагностика, наблюдение, патронаж, беседа, тренинговые формы работы, консультации, мониторинг. Выбор методов работы социального педагога с неблагополучной семьей в разных случаях индивидуален.
На базе МБОУ СОШ № 3 им. В. П. Чкалова г. Арзамаса Нижегородской области, в 7 «Б» классе. В исследовании участвовало 20 подростков в возрасте 12–14 лет. Целью нашего исследования стало изучение особенностей социализации подростков из неблагополучных семей. Для этого нами было выделено две группы подростков, которые воспитывались в неблагополучных семьях (экспериментальная группа) и в благополучных семьях (контрольная группа). Нами в рамках нашего исследования были проведены следующие диагностические методики:
Методика для мониторинга социализации учащихся И. Рожкова;
Методика диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда.
Результаты проводимой первой методики мониторинга социализации учащихся И. Рожкова показали, что в неблагополучных семьях преобладает низкая степень социализированности подростков, это значит, что у большинства подростков имеются проблемы в социализации в обществе (рис. 1).
Рис. 1. Определение социализированности по методике И. Рожкова (в процентах) в контрольной и экспериментальной группах
В экспериментальной группе были получены следующие результаты. У 9 подростков экспериментальной группы наблюдаются низкие показатели адаптированности, что составляет примерно 41 % от общего количества учеников. 11 подростков имеют средний показатель адаптированности, что составляет примерно 50 % от общего количества подростков. 2 подростка имеют высокие показатели адаптированности, что составляет 9 %.
Результаты контрольной группы показали, что 4 подростков контрольной группы имеют низкие показатели адаптированности, что составляет примерно 20 % от общего числа учащихся в классе. 9 подростков имеют средние показатели адаптированности, что составляет приблизительно 45 % от общего числа школьников, обучающихся в данном классе. 7 подростков имеют высокие показатели адаптированности — 35 % от общего числа учащихся в классе.
Результаты диагностики социально-педагогической адаптации по методике К.Роджерса и Р. Даймонда представлены нами на рис. 2.
Рис. 2. Результаты диагностики социально-психологической адаптации по методике К. Роджерса и Р. Даймонда в контрольной и экспериментальной группах
Как видно из рис. 2 по шкале «Дезадаптивность» высокие показатели имеют 7 человек, что составляет примерно 35 %, в шкалу «Непринятие себя» вошли 2 человека (12 %) участников, эта группа имеет высокие показатели по фактору. В шкалу «Непринятие других» вошли 4 испытуемых, что составляет 20 %, имеющие завышенные показатели по фактору. 2 человека (12 %) испытуемых имеет завышенные показатели по фактору «Эмоциональный дискомфорт». 2 человека (12 %) группы ожидают контроля своей деятельности со стороны и не могут осуществлять его самостоятельно. 3 человека, что составляет примерно 9 % ведомы.
Данные контрольной группы распределены следующим образом: по шкале «Дезадаптивность» 4 человека (20 %) испытуемых. В шкалу «Непринятие себя» вошли 2 человека (12 %) участников. В шкалу «Непринятие других» вошли 5 человек (25 %) испытуемых, имеющие завышенные показатели по фактору. 3 человека (11 %) испытуемых имеет завышенные показатели по фактору «Эмоциональный дискомфорт». 4 человека (20 %) группы ожидают контроля своей деятельности со стороны и не могут осуществлять его самостоятельно. 2 человека (12 %) участников ведомые.
Таким образом, можно утверждать, что в семьях, имеющих различные формы неблагополучия, преобладает низкая степень социализированности подростков, это значит, что у большинства подростков имеются проблемы в социализации в обществе. По таким критериям, как «Неприятие себя», «Неприятие других» у подростков из неблагополучных семей наблюдаются высокие оценки, что подтверждает наличие определенных проблем со сверстниками и ближайшим окружением. В свою очередь, дети из благополучных семей отличаются позитивным настроением, стабильностью самооценки, принятием своего статуса в группе и в социуме, инициативностью и деятельностью. Значит, с подростками из неблагополучных семей социальным педагогом необходимо спланировать дальнейшую профилактическую работу.
Литература:
- Выготский Л. С. Педагогическая психология/ под ред. В. В. Давыдова — М.: 2004. — 349 с.
- Пидкасистый П. И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ П. И. Пидкасистый. — М.: Эксмо, 2000–325 с.