Религиозный экстремизм: история и настоящее | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 30.12.2015

Статья просмотрена: 382 раза

Библиографическое описание:

Инаева, Д. Д. Религиозный экстремизм: история и настоящее / Д. Д. Инаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 801-803. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24907/ (дата обращения: 19.12.2024).



 

Прослеживая развитие различных религий, мы можем столкнуться со множествами фактами проявления прежде всего в политической плоскости экстремизма в религии, которые противоречат основным заповедям и постулатам традиционных конфессий.

Среди различных религиозных организаций, наибольшей криминогенной опасностью характеризуются тоталитарные религиозные организации, что обуславливается самой их природой, полной непредсказуемостью действий, насаждением фанатизма среди своих сторонников, созданием предпосылок и планированием террористических актов, массовых беспорядков и самоубийств. История подтверждает опасность религиозного фанатизма.

Особо следует обратить внимание на существование внутри Ватикана организации «Опус Дэи» [1, с.47], которая приводит к серьезным разногласиям среди католических священников. Эта организация была создана 2 октября 1928 года испанским католическим священником Хосе Марией Эскрива де Балагером. Основная цель его адептов было достижение святости посредством установления теократического режима в котором Эскрива де Балагер становился пророком. Гражданская война в Испании показалась ему идеальным условием построения католического государства своей мечты. Священник Эскрива стал духовным наставником генерала Франко. Вместе они установили старый принцип «Cujus regio, ejus religio» (какое правительство в государстве, такая и религия в этом государстве).

«Опус Дэи» возложила на себя задачу отбирать и формировать элиты испанской диктатуры для достижения контроля над всей светской властью в стране. Эскрива де Балагер, также оказывал поддержку своими духовными советами всем, кто стремился бороться против коммунизма и желал усилить католическую веру в своей стране. Об этом говорят его близкие отношения с генералом Пиночетом, адмиралом Мериной и генералом Лейгом, которых он считал своими «духовными сыновьями».

Другим направлением деятельности «Опус Дэи» стало распространение своего влияния в Европе. Но оно смогло реализоваться только частично из-за существующей дипломатической изоляции Испании в тот период времени. Апогея своего влияния эта секта достигла в 1978 году. Используя интриги и существующие проблемы в Святой Коллегии, «Опус Дэи» смогла убедить кардиналов избрать Папой одного из своих проповедников архиепископа Кракова Карла Войтылу. Начиная с этого времени, секта «Опус Дэи» смогла направлять деятельность. [2, с.66]

В переводе с латыни «Дело божье» дипломатического аппарата государства Ватикан в своих интересах и осуществлять реорганизацию католической церкви.

Иоанн Павел II назначал в свой кабинет исключительно священников из «Опус Деи» и концентрировал свою деятельность на подавлении любого сопротивления внутри Церкви. Ужесточил контроль за латиноамериканскими священниками, которые разделяли марксистские взгляды и противились клерикальной диктатуре.

Так, в столице Колумбии — Боготе был создан исследовательский центр, а точнее разведывательный орган Ватикана, где собирались все сведения на латиноамериканских священников и верующих, фиксировалась их политическая деятельность. На основании этих данных «эскадронами смерти» в Сальвадоре были убиты отец Игнасио Эллакуриа и монсеньор Оскар Ромеро. Эта организация стала инструментом контроля Ватикана за поместными церквями. Такое предназначение мы находим в прошлом в другой секте, которая господствовала в Испании в шестнадцатом веке и пыталась экспортировать и навязывать свой фанатизм всей Церкви: Управление Святой инквизиции. И, наконец, в качестве примера, приведем канонический процесс в отношении священника Эскрива де Балагера и причисление его к лику святых. Это спровоцировало полемику в Римской Церкви. Все свидетельские показания и высказывания оппозиции по «делу святого» были отклонены, они не были услышаны. [3]

Примеры проявления экстремизма со стороны Римско-католической церкви и других религиозных организаций можно также увидеть в ходе деятельности их отдельных представительств и приходов на территории Российской Федерации. Так, при создании и в процессе изменения структуры религиозных организаций, руководящие органы которых находятся вне пределов Российской Федерации, встречаются попытки руководящих центров и самих религиозных организаций намеренно противопоставить свои внутренние установления российскому законодательству, что преследует, как представляется, в первую очередь политические цели, а также делается для привлечения дополнительных средств западных инвесторов.

Примером такой деятельности явились в свое время действия руководства Ватикана, когда вначале 2002 г. Представителем Святого Престола в России Г. Цуром было заявлено в МИД России об учреждении вместо апостольских администратур — 4-х епархий, что по сути представляло собой не только неуважение к установленному законодательством Российской Федерации порядку регистрации религиозных организаций, но и вмешательство во внутренние дела суверенного государства, так как данное заявление было сделано не представителем Римско-католической Церкви, а представителем иностранного государства, которым является Ватикан Другим примером такого рода является затянувшийся конфликт вокруг государственной перерегистрации Главным управлением Минюста России по г. Москве религиозного объединения «Московское Отделение Армии Спасения» [1, с.234]. Основной причиной отказа в государственной регистрации этой организации явилось нежелание ее руководителей приводить свой внутренний устав в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Историческая ретроспекция проявлений экстремизма в религии позволяет сделать вывод, что экстремизм в религии носит наднациональный характер, он может оказывать негативное влияние на развитие государственных и общественных институтов власти, вызывать дестабилизацию в обществе. Эти сентенции особенно актуализировались сегодня, когда религия и политика все более сращиваются, а религиозные организации все больше выступают как политические субъекты. Так, в настоящее время угрозу духовной безопасности Российской Федерации представляют религиозные экстремистские группы и новые религиозные движения деструктивной направленности. Это: сатанистские и демонические культы («Черный ангел», «Южный крест», «Церковь тьмы»47(Санкт-Петербург), «Орден хранителей смерти»48 (Санкт-Петербург), «Убежище Пана» 49 (Москва) и другие неинтегрированные группы, исповедующие сатанизм); религиозные культы и некоторые религиозные движения восточной или западной направленности («Богородничный центр», Церковь свидетелей Иеговы, Церковь объединения, Церковь последнего завета, Церковь Саентологии, «Мормоны», «Анастасиевцы» и т. д.); — приверженцы основных конфессий, проповедующие в своей деятельности насильственные методы для достижения своих целей («Ваххабиты», «Униаты», и т. д.).

Характерной особенностью развития религиозной ситуации в России следует считать то обстоятельство, что радикальный фундаментализм прижился в основном на Северном Кавказе. Наибольшая активность исламских экстремистов отмечалась осенью 1991 г. в связи с деятельностью республиканского филиала «Исламской партии возрождения. При рассмотрении состояния форм исламской самоорганизации на Северном Кавказе, обращает на себя внимание наличие ярких признаков внутриисламского конфликта между сторонниками так называемого «чистого ислама» и традиционного тарикатизма сначала в Дагестане, а затем и в Чечне. Дагестанских и чеченских боевиков уместно называть радикальными «ваххабитами», при этом их можно отнести к носителям «маргинального», «экстремистского» исламизма. Как считают некоторые кавказские аналитики, «эта идеология могла распространиться в условиях Северного Кавказа: чрезвычайно полиэтничного, бедного и крайне коррумпированного мусульманского региона в составе христианского государства». [5, с.537].

«Величайшие распри, — отмечает Вольтер, — производят меньше преступлений, чем фанатизм» [6, с.16]. Известно, что фанатично настроенные народы, ведущие захватнические войны, вначале добиваются успеха, но в их внутренней жизни неизбежно наступает период, ведущий к абсолютизму, тоталитаризму, перерастающий в крайний деспотизм, который убивает человеческую душу. Такова была судьба многих государств. Войны, ведущиеся с целью истребления иноверцев, отличались жестокостью и вызывали у воинов самые низменные страсти, разлагающие армию, что, в конечном счете, приводило к ее поражению и развалу государства.

 

Литература:

 

  1.                Бидова Б. Б., Кагерманов А. С. С. Идеологические направления российского экстремизма конца XIX — начала ХХ вв //Научно-информационный журнал Армия и общество. — 2014. — № 2 (39). — С. 45–48.
  2.                Бидова Б. Б.Толерантность как часть политической культуры: проблемы концептуализации и российские особенности//Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. — 2012. — № 6. — С. 66–68.
  3.                Пьер де ла Францеска. Опус Дэи — экстремистская организация в католической церкви. Электронный ресурс: http://www.hierarchy.religare.ru/h-cathol-opusdei.html (дата обращения 23.12.2015)
  4.                Запужный А. Г. Право. Религия. Закон. — М.: Научная книга, 2008. 357с.
  5.                Бидова Б. Б. Экспансия исламского радикализма на Северном Кавказе // Молодой ученый. — 2013. — № 6. — С. 535–537.
  6.                Вольтер Ф. Мысли. — М.: Гослитиздат, 1947. — 381с.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Испания, Россия, Северный Кавказ, Ватикан, Москва, Опус, Римско-католическая Церковь, Санкт-Петербург, Церковь.


Задать вопрос