Отношение подростков к проявлению вербальной агрессии как разновидности агрессивного поведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 03.01.2016

Статья просмотрена: 857 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, Л. Э. Отношение подростков к проявлению вербальной агрессии как разновидности агрессивного поведения / Л. Э. Кузнецова, Ю. С. Сомова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 646-648. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24922/ (дата обращения: 18.12.2024).



 

В статье рассматривается проблема формирования агрессивного поведения у детей подросткового возраста. Изучено отношение подростков к проявлению вербальной агрессии. Обозначены основные направления психопрофилактической работы с подростками, склонными к проявлению агрессивного поведения.

Ключевые слова: агрессивное поведение, вербальная агрессия, отношение, дети подросткового возраста, психопрофилактическая работа.

 

За последние десятилетия современное российское общество ощутило на себе много социально-экономических и духовно-нравственных изменений. Расслоение общества, обнищание средних слоев населения привело к повышению агрессивности, враждебности людей по отношению друг к другу. Средствами массовой информации преподносится модель поведения, в основе которой лежит принцип самовыживания и самозащиты.

Родители перестали быть примером для своих детей, изменились и нравственные принципы воспитания. В силу экономических проблем многие родители не способны уделять должное внимание воспитанию детей, сосредотачиваясь на материальных благах и построение карьеры. Сталкиваясь с повседневной реальностью, родители воспитывают в детях эгоизм, жизненную активность, самостоятельность, настойчивость в достижении целей, умение бороться за свои интересы, ориентацию на себя и материальные ценности, высокую мотивацию достижения. Негативные эмоции и эмоциональные состояния, сопровождающие современно человека по жизни передаются и детям как стиль, образ и качество жизни. Агрессия, враждебность, нервно-психическое напряжение, хроническая усталость, фрустрация стали постоянными спутниками жизни взрослых и детей. Агрессивное поведение перешло в Российский образ жизни, наполненный борьбой за выживание.

Под агрессивным поведением мы понимаем активность личности, направленную на преодоление ситуации, угрожающей удовлетворению значимых потребностей. Агрессивное поведение может сопровождаться повышением враждебности и конфликтности.

В межличностном общении люди проявляют различные формы и виды агрессивного поведения, однако наиболее распространенной формой агрессии является гетероагрессия, наиболее используемый вид агрессии — вербальная.

Вербальная агрессия — это словесное выражение негативных чувств, эмоций, намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме.

Произнесение в чей-либо адрес грубых, насмешливых и язвительных слов как раз является не чем иным, как проявлением вербальной агрессии. Такие слова порой воспринимаются более болезненно, чем агрессивные действия, они глубоко ранят человека. Одним из главных средств проявления вербальной агрессии как способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении является ненормативная лексика.

В исследованиях психологов огромное внимание уделяется факторам и механизмам формирования агрессии. Среди зарубежных психологов можно выделить исследования А. Бандуры, Р. Бэрона, Д. Коннора, К. Лоренц, Л. Пэррет, Д. И. Фельдштейна и др. Отечественные психологи тоже уделяют пристальное внимание данной проблеме, особенно факторам и механизмам формирования агрессии у подростков: Е. В. Змановская, О. В. Кобзева, Е. Е. Копченова, О. Ю. Михайлова, Ю. Б. Можчинская, А. А. Налчаджян, Т. М. Семенюк, Т. П. Смирнова и др.

В последние десятилетия особое внимание исследователей привлекает рост агрессивности среди детей подросткового возраста. На общем фоне возросшей агрессии среди людей, психофизиологические особенности подросткового возраста создают благоприятные условия для формирования агрессивного поведения и враждебности.

Личный фактор во многом определяет поведение подростков. Отмечено, что наиболее агрессивные подростки склонны к таким чертам характера как, самоуверенность, дерзость, обидчивость, враждебность. Среди возрастных особенностей эмоционального реагирования подростков традиционно указывается облегченность возникновения эмоциональных реакций, беспричинная смена настроения, повышенная обидчивость. Эмоциональная неустойчивость и повышенная возбудимость несовершеннолетних сочетается с недостаточным развитием их волевой сферы и способности к самоконтролю над проявлениями эмоций в непосредственном поведении. В значительной степени это усугубляется неустойчивостью их самооценки, отсутствием социального статуса. В силу возрастных особенностей агрессия у подростков часто проявляется как эмоциональный взрыв, причем часто неадекватный и неожиданный для окружающих [1].

Несомненно на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности его темперамента. Неуравновешенность психических процессов в сторону возбуждения способствует формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Состояние фрустрации становится толком для проявления у подростков агрессии, помогающей им снять внутреннее нервно-психическое напряжение. Агрессия, может быть, вызвана необходимостью, защитить себя или решить ситуации, в которых подросток не видит иного выхода, кроме драки, или, по крайней мере, словесных угроз.

Таким образом, подростковый возраст является наиболее благоприятным для формирования и проявления агрессивного поведения.

Целью исследования стало изучение отношения подростков к проявлению вербальной агрессии.

В исследовании приняли участие учащиеся 7–8 классов образовательных учреждений г. Шахты Ростовской области, общей численностью 285 человек: 147 девушек и 138 юношей.

Использовались методы исследования: опросник Басса-Дарки, опросник «Проявление ненормативной лексики в межличностном общении».

Проведенное эмпирическое исследование показало, что 37,5 % подростков проявляют склонность к агрессивному поведению. Уровень агрессии и враждебности в данной группе подростков выше среднего, преобладает косвенная и вербальная агрессия. Повышена раздражительность, подозрительность, негативизм. Подростки готовы к проявлению агрессии независимо от того, проявляет ли их партнер агрессивность и враждебность или нет.

62,5 % подростков, не проявляют склонность к агрессивному поведению. Уровень агрессии и враждебности в данной группе подростков ниже среднего, преобладает вербальная агрессия. Умеренно выражены подозрительность и раздражение. Не склонны к проявлению обиды, чувства вины, негативизма, физической агрессии.

Таким образом, современные подростки склонны к проявлению агрессивного поведения в виде вербальной агрессии. С помощью разработанного нами опросника «Проявление ненормативной лексики в межличностном общении» были изучены причины проявления вербальной агрессии, отношение подростков к проявлению вербальной агрессии.

Результаты исследования показали, что причинами проявления вербальной агрессии людьми, по мнению подростков, являются плохое воспитание людей, маленький словарный запас, выражение отрицательных эмоций. При этом девушки акцентируют внимание на нравственном и социальном аспекте проявления вербальной агрессии, а юноши считают, что ее проявления, прежде всего, связаны с эмоциональной сферой личности — выплеск отрицательных эмоций.

Причины проявления вербальной агрессии у юношей и девушек значительно сходятся. Основная причина употребления в речи бранных слов — это неспособность детей к самоконтролю своих эмоций. При чем ярко прослеживается внутренний локус контроля в объяснении причин проявления вербальной агрессии учащимися, они возлагают ответственность за ее проявления в основном на себя, осознают не способность контролировать свои эмоциональные проявления. 70,6 % девушек заявили, что стараются не использовать в своей речи бранные слова. Аналогичный ответ дали 23,8 % юношей.

37 % девушек и 14,7 % юношей утверждают, что употребляют бранные слова редко. 63 % девушек и 20,4 % юношей утверждают, что никогда не произносят бранных слов. 64,9 % мальчиков воздержались при ответе на данный вопрос.

Большинство подростков считает, что проявляют вербальную агрессию в защитной форме, как ответную агрессию на агрессию. Ситуациями, провоцирующими проявления вербальной агрессии, являются ситуации, когда тебя оскорбляют, обижают, провоцируют гнев или конфликтные ситуации.

Все подростки считают, что проявлять вербальную агрессию плохо. При произнесении бранных слов они испытывают в основном негативные чувства, как направленные на себя — чувство вины, стыда, так и направленные на другого человека — злость, гнев, отвращение и неприязнь к другому. Так же испытываются позитивные чувства — облегчение. Девушки больше склонны к переживанию негативного чувства, направленного на себя — чувства вины и стыда, юноши больше склонны к переживанию позитивного чувства — облегчения.

Подростки чувствуют негативные эмоции (отвращение, неприязнь), когда при них кто-то ругается матом. Чаще всего дети слышат бранные слова от своих сверстников и друзей, а также от взрослых.

Обобщение представлений учащихся по проблеме профилактики проявления вербальной агрессии в обществе позволяет утверждать, что подростки выделяют такие меры профилактики как наказание и не употребление бранных слов в семье. Основной мерой профилактики проявления вербальной агрессии у самих детей является самоконтроль эмоций и речевых проявлений. Подростки хотят научиться навыкам саморегуляции психоэмоциональных состояний, способствующих проявлению агрессии.

43,1 % девушек и 21,6 % юношей не хотят, чтобы в будущем их дети использовали в своей речи бранные слова, так как ругаться некультурно.

Психоэмоциональное состояние подростков при получении и выдаче вербальной агрессии характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, эмоциональным напряжением. При выдаче вербальной агрессии людям для подростков характерно повышение активности, готовность действовать, стремление изменить ситуацию в желаемую сторону, преодолеть трудности. При получении вербальной агрессии наблюдается обратная реакция — снижение активности, жизненного тонуса и энергии, усиление усталости, тревоги. Появляется неуверенность в своих силах. Значительно снижается самочувствие.

Полученные результаты показывают необходимость оптимизации психопрофилактической работы среди подростков. Прежде всего, профилактика проявлений агрессивного поведения среди подростков должна быть направлена на:

  1.                Коррекцию эмоционально-личностных особенностей подростков.
  2.                Обучение подростков навыкам саморегуляции психоэмоционального состояния.
  3.                Нормализацию психоэмоционального состояния подростков в процессе проведения релаксационных тренингов.
  4.                Формирование у подростков знаний в области психологии общения. Обучение основам этики делового общения, конфликтологии.
  5.                Развитие коммуникативных навыков у подростков, обучение продуктивным стратегиям поведения в ситуации конфликта.
  6.                Вовлечение подростков в специальную систему социальной деятельности: занятия в спортивных секциях, развивающих кружках: «Лидер», «Жостик» и др.
  7.                Информирование родителей по проблеме профилактики проявлений вербальной агрессии у подростков в семье.

В рамках образовательных учреждений полученные в процессе исследования данные могут использоваться для разработки психопрофилактических программ, направленных на предупреждение проявления агрессивного поведения, ненормативной лексики в общении, усилению значимости речевой культуры среди молодежи.

 

Список использованной литературы

 

  1.                Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л. М. Семенюк. — М.: Флинта, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): вербальная агрессия, агрессивное поведение, подросток, подростковый возраст, проявление, ненормативная лексика, слово, причина проявления, психопрофилактическая работа, чувство вины.


Похожие статьи

Особенности протекания коммуникативной дезадаптации у старшеклассников с задержкой психического развития

В данной статье рассматриваются особенности протекания коммуникативной дезадаптации у старшеклассников с задержкой психического развития. Проанализированы особенности межличностного взаимодействия со сверстниками. Перечислены основные проблемы в разв...

Профилактика вербальной агрессии подростков в образовательном учреждении

В статье актуализируется проблема вербальной агрессии подростков. Описываются основные направления, методы и формы профилактической работы в образовательном учреждении.

Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков

В статье проанализирована проблема влияния гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения в подростковом возрасте. Представлены результаты исследования направленные на выявление влияния гендерных особенностей на проявления агрессивного п...

Формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В статье рассматриваются данные исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Описаны основные методы по формированию эмоциональной сферы.

Связь агрессивности и психологической защиты у старшеклассников

Агрессивность является одной из важных характеристик личности, которая может быть направлена на защиту себя или на причинение вреда окружающим. В данной статье были представлены результаты психодиагностического исследования, которое позволило выявить...

Роль арт-терапии в урегулировании деструктивного поведения подростка

В статье раскрывается проблема социализации подростков с деструктивным поведением. Представлены основные причины деструктивного поведения подростков. Арт-терапия рассматривается как средство коррекции агрессивного поведения подростков в рамках образо...

Формирование эмоционально-чувственной сферы в младшем школьном возрасте как профилактика алекситимии у детей с задержкой психического развития

Статья посвящена изучению факторов риска возникновения алекситимии у детей с задержкой психического развития, а также изменениям эмоционально-волевой сферы у выборки испытуемых посредством проведения проектной деятельности.

Исследование агрессивного поведения у младших школьников

В статье рассматриваются результаты психолого-педагогического исследования агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.

Психологическое консультирование педагогов по выявлению конфликтности и агрессивности и снижению их проявлений у подростков

В статье рассматриваются причины возникновения конфликта, проявлений агрессии, типология поведения подростков в конфликте.

Причины и характер коммуникативных трудностей у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Также описаны своеобразные черты взаимоотношений у детей с данной категорией нарушенн...

Похожие статьи

Особенности протекания коммуникативной дезадаптации у старшеклассников с задержкой психического развития

В данной статье рассматриваются особенности протекания коммуникативной дезадаптации у старшеклассников с задержкой психического развития. Проанализированы особенности межличностного взаимодействия со сверстниками. Перечислены основные проблемы в разв...

Профилактика вербальной агрессии подростков в образовательном учреждении

В статье актуализируется проблема вербальной агрессии подростков. Описываются основные направления, методы и формы профилактической работы в образовательном учреждении.

Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков

В статье проанализирована проблема влияния гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения в подростковом возрасте. Представлены результаты исследования направленные на выявление влияния гендерных особенностей на проявления агрессивного п...

Формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В статье рассматриваются данные исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Описаны основные методы по формированию эмоциональной сферы.

Связь агрессивности и психологической защиты у старшеклассников

Агрессивность является одной из важных характеристик личности, которая может быть направлена на защиту себя или на причинение вреда окружающим. В данной статье были представлены результаты психодиагностического исследования, которое позволило выявить...

Роль арт-терапии в урегулировании деструктивного поведения подростка

В статье раскрывается проблема социализации подростков с деструктивным поведением. Представлены основные причины деструктивного поведения подростков. Арт-терапия рассматривается как средство коррекции агрессивного поведения подростков в рамках образо...

Формирование эмоционально-чувственной сферы в младшем школьном возрасте как профилактика алекситимии у детей с задержкой психического развития

Статья посвящена изучению факторов риска возникновения алекситимии у детей с задержкой психического развития, а также изменениям эмоционально-волевой сферы у выборки испытуемых посредством проведения проектной деятельности.

Исследование агрессивного поведения у младших школьников

В статье рассматриваются результаты психолого-педагогического исследования агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.

Психологическое консультирование педагогов по выявлению конфликтности и агрессивности и снижению их проявлений у подростков

В статье рассматриваются причины возникновения конфликта, проявлений агрессии, типология поведения подростков в конфликте.

Причины и характер коммуникативных трудностей у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Также описаны своеобразные черты взаимоотношений у детей с данной категорией нарушенн...

Задать вопрос