Возможности использования технологий социальной работы с детьми-сиротами по их устройству в семью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 31.12.2015

Статья просмотрена: 2487 раз

Библиографическое описание:

Завражнов, В. В. Возможности использования технологий социальной работы с детьми-сиротами по их устройству в семью / В. В. Завражнов, Ю. В. Ермолаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 704-707. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24927/ (дата обращения: 17.10.2024).



 

Технологии в социальной работе понимаются двояким образом, во-первых, как реализация теоретических положений и выводов научных дисциплин в практической деятельности при решении конкретных задач. Во-вторых, как совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, при решении различного рода проблем [2].

Исследования Л. Я. Дятченко, В. А. Иванова, Г. Д. Никредина, В. И. Патрушевой, И. М. Слепенковой показывают, что в плане социальной работы правильнее говорить не о технологиях вообще, а именно о социальных технологиях. Особенностью их применения является разработка и реализация программы (проекта) деятельности, в которой фиксируется алгоритм действий, описывается их последовательность и рекомендации по выполнению, определяются критерии оценивания эффективности социальных технологий. Говоря иными словами, социальные технологии это всегда комплекс мероприятий, направленный на решение проблем определенного человека или группы людей. В то же время этот комплекс мероприятий должен быть научно и методически обоснованным, чтобы в должной мере соответствовать поставленным целям социальной работы.

Востребованность социальных технологий в социальной работе с различными категориями людей связана с тем, что значительный круг социальных проблем приходится решать в условиях недостатка социальных ресурсов, поэтому использование технологий существенно повышает эффективность деятельности социального работника за счет планирования и последовательности выполнения определенной программы действий. Однако, нужно отметить, что использование различных, даже основательно проработанных технологий не гарантирует абсолютной эффективности в решении социальных проблем. Это объясняется самим характером социальных проблем, которые на новом уровне развития воспроизводятся в жизни общества, от поколения к поколению. С этой точки зрения цель социальной работы с различными категориями населения заключается в помощи по преодолению жизненных трудностей, устранении явлений, негативно действующих на социальную ситуацию, но не разрешение глобальных социальных проблем [2].

Одной из таких острых социальных проблем, сопровождающей развитие общества на всех стадиях его существования, является проблема сиротства. Оптимальным решением данной проблемы является, безусловно, помещение ребенка-сироты в новую семью и помощь ему в адаптации к семейной жизни. Согласно Российскому законодательству возможно несколько форм устройства детей-сирот в семью: усыновление, опека и попечительство, приемная семья, детские дома семейного типа.

Усыновление (удочерение) является наиболее желательной формой решения социальных проблем детей-сирот, так как только она потенциально может обеспечивать надлежащее социальное развитие ребенка и его защищенность в обществе. Усыновление представляет собой государственный правовой акт, согласно которому между усыновителем и ребенком возникают те же самые права и обязанности, что и при биологическом родстве. Данные права и обязанности распространяются не только на людей, осуществляющих усыновление, но и на их родственников. Чаще всего усыновление касается детей-сирот младшего возраста, в подростковом возрасте это происходит довольно редко. Законом устанавливаются требования к усыновителям, а также порядок действий при усыновлении (удочерении).

Еще одной широко распространенной формой устройства детей-сирот является опека и попечительство. Целями опеки выступают защита прав и интересов ребенка, обеспечение его содержания, воспитания и образования. Чаще всего опекунами становятся прямые родственники детей-сирот. Закон фиксирует обязанности опекунов перед ребенком-сиротой и определяет меру ответственности за их неисполнение или злоупотребление. Опека устанавливается над ребенком до 14 лет, попечительство осуществляется в возрасте от 14 до 18 лет.

Для решения социальных проблем детей-сирот может использоваться такая форма их устройства, как приемная семья. Ее применение основывается на договоре между органами опеки и приемными родителями, о передаче детей на воспитание в течение определенного срока. Обязанности приемных родителей заключаются в воспитании ребенка, при этом они получают плату за свою деятельность. Точно так же денежные средства выделяются на обеспечение каждого приемного ребенка, количество которых в одной семье не может быть более 8.

Новой формой устройства детей-сирот в Российской Федерации стали детские дома семейного типа. Это особая социально-психологическая форма семьи, где подбирается разновозрастный детский коллектив, — т. е. вместе проживают дети нескольких возрастов. Отношения взрослых и детей в детском доме семейного типа построено на понимании и уважении. Главным отличием такой формы устройства детей-сирот от обычного детского дома является то, что взрослые постоянно находятся с детьми, но не обслуживают их как персонал, а организуют совместную жизнь детей на тех же принципах, что и в семейном воспитании. При этом родители в детском доме семейного типа получают специальную подготовку (педагогическую, психологическую и медицинскую) и заработную плату за воспитание детей.

Также в настоящее время делаются попытки использовать в практике устройства детей-сирот патронатные семьи, в которых родители (воспитатели) выполняют часть функций семьи, так как дети-сироты в патронатной семье не проживают постоянно, а приходят туда на определенное время, установленное договором [1].

Рассматривая различные формы устройства детей-сирот, нельзя не отметить, что большинство из них все-таки достаточно далеко от полноценной семьи. Следовательно, развитие и обеспечение ребенка не будет происходить в полной мере. При этом организационно-правовые формы помещения детей-сирот на воспитание достаточно разнообразны, хотя и подразумевают сходные обязанности приемных родителей по отношению к детям-сиротам. Все вышесказанное означает, что деятельность социального работника по устройству детей-сирот в семью должна основываться на применении технологий, интегрирующих юридические, социально-педагогические, социально-психологические, медицинские и др. аспекты устройства детей-сирот.

Рассматривая социальную работу по помещению детей-сирот в семью с точки зрения ее технологизации, можно отметить следующие направления применения социальных технологий:

                    защита детей-сирот, которая направлена на охрану жизни ребенка, устранение угроз его безопасности и защиту законных прав. Содержание деятельности в данном направлении заключается в противодействии различным факторам, угрожающим физическому и психическому здоровью детей-сирот.

                    профилактика неблагополучия детей-сирот в условиях приемной семьи. Содержание данного направления деятельности включает раннее выявление признаков семейного неблагополучия ребенка у опекунов или приемных родителей, а также предполагает разработку социально-психологических, социально-педагогических, психолого-педагогических и медико-социальных рекомендаций для взрослых, принимающих ребенка-сироту на воспитание.

                    социальная реабилитация. Это направление применения социальных технологий предполагает восстановление социального статуса детей-сирот и обеспечение нормального протекания процесса социализации на основе возобновления отношений детей-сирот с социальными институтами. Поскольку основными посредниками между ребенком и социальными институтами оказываются приемные родители, то им также оказывается помощь для повышения собственной эффективности в качестве агентов социализации.

                    коррекция. Это направление технологизации социальной работы с детьми-сиротами включает в себя разработку и реализацию различных мер медико-социальной и психолого-педагогической деятельности по восстановлению утраченного семейного опыта жизни детей-сирот и формированию нового опыта. Показателями успешности данного направления является включенность ребенка в те виды деятельности, которые соответствуют его возрасту (игра, учеба, общение).

Указанные направления деятельности, естественно не могут быть реализованы социальным работником в одиночку, поэтому успешность применения социальных технологий при включении детей-сирот в семью определяется привлечением широкого круга специалистов (медиков, юристов, социальных педагогов, педагогов-психологов и др.).

Наиболее эффективной технологией социальной работы по устройству детей-сирот в семью является комплексная подготовка граждан, желающих стать приемными родителями. Для этого необходимо изучить психологическое, эмоциональное и социальное положение приемных родителей, уровень их готовности к приему ребенка-сироты. Следующим шагом должно стать установление отношений сотрудничества между приемными родителями и различными специалистами, работающими с детьми-сиротами.

Технология социальной работы по устройству детей-сирот в семью может включать разработку программы «Школа приемных родителей». Цель такой программы заключается в формировании у принимающих родителей осознанного отношения к этому шагу, повышении культуры общения с ребенком, развитии правовой компетентности в сфере социального обслуживания детей-сирот.

На начальном этапе реализации программы проводится консультирование семьи специалистом. Это позволяет получить диагностическую информацию о семье, но в то же время помогает потенциальным приемным родителям осознать свои возможности. В ходе консультирования выявляется отношение всех членов семьи к приему ребенка, предъявляются требования к кандидатам на роль приемных родителей.

В том случае, если по итогам консультирования приемная семья принимает окончательное решение о том, чтобы взять ребенка-сироту на воспитание, начинается этап обучения. Он подразумевает психолого-педагогическую и правовую подготовку приемных родителей к воспитанию ребенка, повышение их компетентности в вопросах жизни детей-сирот и их социальном обслуживании. Обучение приемных родителей включает и применение различных методов для диагностики особенностей семьи и личностных качеств претендентов на роль родителей.

На завершающем этапе происходит ознакомление приемных родителей с результатами обследований и консультирования, а также даются рекомендации по взаимодействию с ребенком.

Важными условиями успешности технологий социальной работы по устройству детей-сирот в семью является систематическое повышение квалификации специалистов и обмен опытом между различными службами и центрами, работающими с детьми-сиротами и семьями.

Следовательно, возможности использования технологий социальной работы при устройстве детей-сирот достаточно широки. Необходимость технологизации данной деятельности определяется многообразием организационно-правовых форм включения детей-сирот в семью, предусмотренных Российским законодательством. В то же время социальные проблемы не могут быть разрешены раз и навсегда, они воспроизводятся на разных этапах развития общества, поэтому совокупность теоретически обоснованных методов и приемов деятельности может представлять собой основу для достижения различных целей социальной работы с детьми-сиротами, обеспечивающую постоянство в меняющихся условиях. Технологии социальной работы с детьми-сиротами по их помещению в семью основаны на подготовке граждан, желающих стать приемными родителями. Для этого специалистами в сфере социальной работы осуществляется обследование семей кандидатов, их консультирование и обучение.

 

Литература:

 

  1.                Рыбинский, Е. М. Управление системой социальной защиты детства. Социально-правовые проблемы [Текст] / Е. М. Рыбинский. — М.: «Прогресс», 2004. — 180 с.
  2.                Холостова, Е. И. Технология социальной работы [Текст] / под ред. Е. И. Холостовой, Л. И. Кононовой. — М.: Юрайт, 2014. — 503 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная работа, семья, устройство детей-сирот, семейный тип, приемная семья, ребенок, родитель, социальный работник, форма устройства детей-сирот, Российское законодательство.


Похожие статьи

Проблемы организации контрольной среды на предприятии

1. Герчикова З. Критерии эффективности диктует бизнес // Управление компа-нией. — 2009. — N9.- С.48–51. 2. Справочник директора предприятия / Под ред. Лапусты М. Г. 4-е изд., испр., измен. и доп. М.: ИНФРА-М, 2009. 784 с. 3. Аудит: Практикум. Учебное...

Адаптация детей раннего возраста. Игры с песком и водой

Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста /Н. М. Аксарина — М.: Просвещение, 1991. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ/Л. В. Белкина — Воронеж: Учитель, 2006 Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие д...

Фразеологические единицы с компонентом — именем числительным «два»: лингвокультурологический и семантический аспекты

Ключников С. Ю. Священная наука чисел / Ключников С. Ю. — М.: Беловодье, 1996. — 192 с. Маслова, В. А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В. А. Маслова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Акаде...

Тематическое занятие для воспитанников подготовительной к школе группы «Музыка Н. А. Римского-Корсакова в сказках А. С. Пушкина»

Кряжева Н. А. «Развитие эмоционального мира детей»./ Ярославль «Академия развития» 2010 г. Радынова О. П., Комиссарова Л. Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»/ Дубна: Феникс +, 2014. Радынова О. П. «Музыкальные ...

Компьютерная безопасность в сети

Школьная Энциклопедия. Персональный компьютер. Ю.Л. Кетков, А.Ю. Кетков, Д.Е. Шапошников. М., "Дрофа", 1997. В.Э. Фигурнов. IBM PC для пользователя. Изд. 6, М., "Инфра-М", 1995.

Ценностное отношение к здоровому образу жизни у детей, воспитывающихся в кадетской школе

Лисицын Ю. П. Слово о здоровье. М., 1986, 192 с. Митяев А. М. Здоровьсберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. М. Митяев 2-е изд., — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 192 с. Формирование здор...

Эффективность и качество социальных услуг

Воронцова Татьяна Владимировна. Бытовое обслуживание в городе: состояние и перспективы развития // Проблемы развития территории. 2012. № 6 С. 45-53. Маяцкая И. Н. Эффективность и качество предоставляемых услуг в учреждениях социального обслуживания ...

Малые формы детского русского народного фольклора как средства формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / Н. А. Апполонова // Дошк. воспитание. –1992. — № 5–6. — С.5–8. Мацкевич А. Я. Малые формы фольклора — дошкольникам // Работа с книгой в детском саду / Сост.: В. А. Богуславск...

Основные проблемы развития интернета и онлайн-торговли в России

Максиянова Т. В. Анализ факторов, оказывающих воздействие на функционирование интернет-компаний в системе интернет-коммерции // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2011. № 6. С. 134–137. Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю. Бизнес в интернете: кла...

Здоровье обучающихся в образовательных учреждениях

Бальсевич, В.К., Лобышева Л. И. Физическая культура, молодежь и современность. Теория и практика физической культуры, — 1995. — № 4 Варламов Д. Б., Егорычева Е. В., Чернышева И. В. Значение физической культуры для детей школьного возраста // Научное...

Похожие статьи

Проблемы организации контрольной среды на предприятии

1. Герчикова З. Критерии эффективности диктует бизнес // Управление компа-нией. — 2009. — N9.- С.48–51. 2. Справочник директора предприятия / Под ред. Лапусты М. Г. 4-е изд., испр., измен. и доп. М.: ИНФРА-М, 2009. 784 с. 3. Аудит: Практикум. Учебное...

Адаптация детей раннего возраста. Игры с песком и водой

Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста /Н. М. Аксарина — М.: Просвещение, 1991. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ/Л. В. Белкина — Воронеж: Учитель, 2006 Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие д...

Фразеологические единицы с компонентом — именем числительным «два»: лингвокультурологический и семантический аспекты

Ключников С. Ю. Священная наука чисел / Ключников С. Ю. — М.: Беловодье, 1996. — 192 с. Маслова, В. А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В. А. Маслова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Акаде...

Тематическое занятие для воспитанников подготовительной к школе группы «Музыка Н. А. Римского-Корсакова в сказках А. С. Пушкина»

Кряжева Н. А. «Развитие эмоционального мира детей»./ Ярославль «Академия развития» 2010 г. Радынова О. П., Комиссарова Л. Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»/ Дубна: Феникс +, 2014. Радынова О. П. «Музыкальные ...

Компьютерная безопасность в сети

Школьная Энциклопедия. Персональный компьютер. Ю.Л. Кетков, А.Ю. Кетков, Д.Е. Шапошников. М., "Дрофа", 1997. В.Э. Фигурнов. IBM PC для пользователя. Изд. 6, М., "Инфра-М", 1995.

Ценностное отношение к здоровому образу жизни у детей, воспитывающихся в кадетской школе

Лисицын Ю. П. Слово о здоровье. М., 1986, 192 с. Митяев А. М. Здоровьсберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. М. Митяев 2-е изд., — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 192 с. Формирование здор...

Эффективность и качество социальных услуг

Воронцова Татьяна Владимировна. Бытовое обслуживание в городе: состояние и перспективы развития // Проблемы развития территории. 2012. № 6 С. 45-53. Маяцкая И. Н. Эффективность и качество предоставляемых услуг в учреждениях социального обслуживания ...

Малые формы детского русского народного фольклора как средства формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / Н. А. Апполонова // Дошк. воспитание. –1992. — № 5–6. — С.5–8. Мацкевич А. Я. Малые формы фольклора — дошкольникам // Работа с книгой в детском саду / Сост.: В. А. Богуславск...

Основные проблемы развития интернета и онлайн-торговли в России

Максиянова Т. В. Анализ факторов, оказывающих воздействие на функционирование интернет-компаний в системе интернет-коммерции // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2011. № 6. С. 134–137. Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю. Бизнес в интернете: кла...

Здоровье обучающихся в образовательных учреждениях

Бальсевич, В.К., Лобышева Л. И. Физическая культура, молодежь и современность. Теория и практика физической культуры, — 1995. — № 4 Варламов Д. Б., Егорычева Е. В., Чернышева И. В. Значение физической культуры для детей школьного возраста // Научное...

Задать вопрос