Огромная роль в совершенствовании и воспитании ребенка принадлежит различным видам детской деятельности. Самыми основными среди них являются: общение, учебная деятельность, труд и игра. Главной деятельностью младшего школьника является учебная деятельность, освоение которой связано с определеннымипроблемами.
Учебная деятельность, в силу своей специфики, сложна, т. к. ученик неизменноосваивает то, чего он не знал, чем необладал, сталкиваясь при этом с многочисленнымипроблемами. Oдни школьники преодолевают этипроблемыдостаточно легко,иные — только путем мобилизации всех своих ресурсов, третьи — вообще немогут без чьей-либо помощи разрешитьпоявившиесяпроблемы.
Эти проблема чаще всего возникают в начале первой школьной ступени. Это связано с тем, что младший школьник только начинает адаптироваться к школьной жизни, учебная деятельность предъявляет к нему новые требования, которые не предъявлялись к нему ранее. В этом случае, младшему школьнику требуется помощь со стороны педагога.
Трудности обучения в начальных классах однозначно мешают изучению ребенком основной школьной программы. Именно в этот период обучения у детей закладывается основа системы познаний, которая пополняется в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические знания, действия и способности, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этой основы, не овладение начальными знаниями и умениями приводит к трудностям в овладении школьной программой.
Несмотря на различные причины неуспеваемости у многих школьников, учащиеся с проблемами в обучении имеют достаточно много схожих моментов и особенностей, что позволяет выявить их общую психологическую характеристику.
Категории слабоуспевающих и неуспевающих школьников:
дети с умственной отсталостью (легкая степень олигофрении);
дети с временной задержкой психического развития;
педагогически запущенные дети;
дети с ослабленным слухом и зрением;
дети в целом с нормальным психическим развитием, но имеющие недостаточный уровень сформированности отдельных психических функций либо по уровню их развития, относящиеся к нижней границе нормы.
Их общая характеристика состоит в следующем. Они обычно не активны в работе класса, не замечают склонности к самостоятельному умственному труду, характеризуются сниженным уровнем работоспособности, чем успевающие одноклассники. Таким детям требуется больше времени для ознакомления материала. Они нуждаются в более доступном осмыслении, чаще всего захватывают лишь часть данного материала. Дети не способны применять данные знания в новых условиях учебной работы.
К числу основных трудностей слабоуспевающих учеников относятся, в частности, низкий уровень умения планировать, значительные затруднения у них вызывает необходимость устанавливать логические цепочки между частями изученного, отделять главное от второстепенного.
У таких учащихся наблюдаются неполное развитие всех познавательных действий.
Определение понятия «трудность»; классификация, причины трудностей.
В последние годы все чаще и откровеннее говорят о трудностях обучения в начальной школе. И педагоги, и родители знают цифры официальной статистики, а она показывает: в начальной школе почти 40 % детей имеют непреходящие трудности обучения. Это значит, что 10–12 детей в каждом классе работают не в полную силу, так и не научились, элементарным вещам, как читать и писать, и у них мало шансов достойно окончить школу и получить успешную профессию. Но эта проблема не только в педагогике, но и в других сферах развития.
Особенности психологической помощи детям с трудностями в обучении.
М. М. Безруких выделила основные принципы помощи детям, имеющим трудности обучения.
Первый принцип — любой ребенок, имеющий школьные проблемы, в состоянии получить полноценное начальное образование при соответствующей и вовремя организованной системе коррекционной помощи.
Второй принцип — коррекция комплексных трудностей — многоаспектная задача, следовательно, для ее успешного решения необходимо учитывать как внешние, так и внутренние факторы.
Третий принцип — помощь детям со школьными проблемами — это помощь, при которой корректируются не трудности обучения письму и чтению, а причины, вызывающие их.
Четвертый принцип — системная помощь детям с трудностями в обучении, включающая меры неспецифической (оптимизация учебного процесса, нормализация режима, ликвидация конфликтных ситуаций в семье и школе и т. п.) и специфической несформированности или нарушений в развитии познавательных функций.
Пятый принцип — организация комплексной помощи детям с трудностями в обучении. Это системная работа и системное взаимодействие педагога, психолога, логопеда и родителей.
У любого педагога встречаются дети с трудностями усваивания учебного материала. Причиной этих трудностей, чаще всего является психологический характер.
Проходя практику в 1 классе, я столкнулась с проблемой, волнующей педагогов и психологов. В период психологической адаптации ребёнка к школе у многих первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у почти половины наоборот, развязность, активность и суетливость. У многих детей недостаточно развиты память и внимание.
Позиция неуспевающего — это, прежде всего низкий социальный статус в классе. Учитель, ставящий низкие отметки и делающий замечания ученику, в глазах других детей низко оценивает его как личность в целом. Дети выделяют неуспевающих не только глупыми, но и некрасивыми, и не замечают их достающие факты.
Кроме того, что ребенок, отстающий в учении, оказывается в неловком положении в школе, он, как правило, теряет и привычное отношение дома. Проблемы в школе становятся источником проблем дома.
Ребёнок, не получивший нужной ему помощи, в конечном итоге начинает осознавать свою неполноценность. К концу начальных классов возникнет низкая самоооценка.
Таким образом, необходимо большое внимание на преодоление школьных трудностей, именно поэтому на дополнительных занятиях необходимо уделять серьезное внимание такой формы установки, как сказки.
Сказкотерапия в последнее время стала новой технологией в психолого-педагогической коррекции детей с нарушением развития. Но в то же время, сказкотерапия является более устаревшим психологическим и педагогическим методом.
Развитие речи в начальных классах — одно из главных направлений работы. От успешности решения этой проблемы во многом зависит качество дальнейшего обучения младших школьников.
Не менее важно развивать моторику руки. Pаботы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. P. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Младшие школьники быстро запоминают понятия, связанные с движениями, подчеркиванием, пальпированием. Например,
устный счет при помощи касания пальцами предметов;
подчеркивания членов предложения без озвучивания названия;
разучивание таблицы умножения по счету касанием костяшек рук;
запоминание словарных слов с образным рисунком.
Эмоциональная сторона организации коррекционно-развивающего процесса является важным условием. Педагог своим поведением, эмоциональным настроем должен вызывать у учащихся положительное отношение к занятиям, хорошее отношение педагога, благодаря которому у детей появляется желание работать вместе стремиться к положительным результатам.
Психолого-педагогическое воздействие конструируется путем создания по содержанию, объему, сложности всем нагрузкам заданий.
Данные материалы должны своевременно усложняться с учетом ознакомления детей с программой. Прежде всего здесь соблюдаются следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения задания.
Условия проведения.
Занятия рассчитаны на детей младшего школьного возраста.
Продолжительность занятий 40–45 минут.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Структура занятий.
Структура занятий гибкая, она включает в себя кинезиологические упражнения, материал, развивающий познавательную сферу и терапевтические сказки.
Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.
Занятия конструируются примерно следующим образом:
- Разминка: психологический настрой на занятие, приветствие (3 мин.)
- Кинезиологические упражнения (кинезиология-науки о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения) (5 мин.)
- Коррекционно-развивающий блок: задания на развитие мышления, памяти, внимания и т. д. (15 минут)
- Двигательная разминка (физминутка) (5 мин.)
- Терапевтические сказки (15 минут)
- Прощание, домашнее задание (2 мин.)
Целью таких занятий должно стать оказание действенной, эффективной помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении.
Таким способом, при постоянной работе со слабоуспевающими детьми, можно добиться хороших результатов умственного развития и среднестатистического уровня обученности и познания материала.
Младший школьный возраст является этапом основных изменений в психическом развитии. Полноценность ребенка данного возрастного в период возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых (учителей, родителей, психологов), основной задачей которых является создание благоприятных условий для раскрытия потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
При проведении коррекционно-развивающих занятий стоит прислушаться к мнению английского психолога и психотерапевта P. Бернса: «Забота учителей и родителей о детях должна быть разумной. Было бы неверно поддерживать у школьников, которые не проявляют больших способностей к учебе, представление о том, что высшей ценностью и главным фактором всякой личностной оценки является только превосходная успеваемость. У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества, на которых чуткий взрослый должен помочь ему выстроить прочный фундамент позитивной самооценки».
Литература:
- Аверин В. А. «Психология детей и подростков», 2-е издание, «Издательство Михайлова В. А»., Санкт-Петербург, 1998.
- Выготский Л. С. «Мышление и речь»//Собрание сочинений: в 6 т. — М.: 1982.- Т.2. — С.273.
- Безруких М. М. «Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия». 1993.
- Дубровина И. В. «Рабочая книга школьного психолога». М., «Просвещение», 1991.