В статье рассмотрен опыт строительства зарубежных вузов. Изучена и проанализирована существующая инфраструктура зарубежных вузов. Выявлено влияние функционального фактора на пространственную организацию университета.
Ключевые слова: архитектура, зарубежный университет, кампус.
В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию инфраструктуры для поддержания современного уровня научно-исследовательских разработок и их внедрения. Поскольку долгое время бюджетное финансирование научно-образовательной сферы было несколько ужато, физическое состояние объектов образования и науки ухудшалось. В связи с этим простого косметического или капитального ремонта не достаточно. Появляется необходимость усовершенствования существующей инфраструктуры ВУЗов и научных учреждений.
В зарубежных странах имеется опыт строительства объектов, объединяющих всю необходимую инфраструктуру в едином объеме. Сегодня тенденция развития симбиоза образования, науки и производства в России прослеживается в нескольких построенных и строящихся объектов. Строительство подобных объектов являются серьёзным шагом на пути к усилению научно-образовательного потенциала университетов России. Следует иметь четкое представление зависимости архитектурного пространства зарубежных университетов от их структуры.
Рис. 1. Территория Северо-Восточного университета
Рис. 2. Здание Северо-Восточного университета
Северо-Восточный университет (рис.1, 2) основан в 1898 году как частный исследовательский институт. Он занимает площадь почти в 30 га в центре Бостона. Университет имеет высококлассные оборудованные комнаты для обучения, инновационные образовательные программы [1].
Рис. 3. Территория Чикагского университета
Рис. 4. Здание Чикагского университета
Чикагский университет (рис.3, 4) — крупный научно-исследовательский центр. Располагается на окраине города, составляя отдельный университетский городок. Он занимает 211 акров земли и включает 243 здания. В каждом здании университетского городка располагается отдельный факультет со своей инфраструктурой. При университете функционируют автономные исследовательские центры (экономической теории, литературной критики, урбанистической социологии, архитектуры), обсерватория, больницы, а также дом-музей архитектора и художника Фрэнка Ллойда Райта рядом с теологическим факультетом университета. В состав Чикагского университета входит несколько отделений: начальная школа, средняя школа, высшая школа [2].
Рис. 5. Территория университета Вудбери
Рис. 6. Здание университета Вудбери
Университет Вудбери (рис.5, 6) основан в 1884 году. Университет имеет два кампуса: в городе Бербанк и в Сан-Диего. Кампус Бербанк занимает 22 акра и имеет две резиденции на 220 студентов. Комнаты 2-х местные, оборудованы интернетом; ванные комнаты на этажах, общая кухня, прачечная. На территории кампуса также расположены учебные корпуса, современная библиотека, компьютерный центр, студии дизайна, бассейн, центр здоровья, а также центр профориентации [3].
Студенты зарубежных университетов имеют доступ к широкому спектру услуг: музеи, библиотека, прачечная, место хранения велосипедов, внутренние дворики, кафе и розничные магазины и прочее. Развитая инфраструктура университетов направлена на создание комфортной среды для проживания и качественного обучения студентов. Инфраструктура изменяется, расширяется и насыщается со временем, что позволяет поддерживать качественный уровень образования. По мере необходимости создаются новые комплексы, возводятся новые необходимые объекты, например на территории Чикагского университета весной 2011 года было завершено строительство библиотеки, площадью 61719 кв. футов, которое является дополнением к уже существующей библиотеке. Новое здание библиотеки оснащено современными технологиями хранения и использования материалов. Связь между библиотеками осуществляется через переход.
Современные зарубежные университеты ведут работу не только по подготовке высококвалифицированных кадров, но и уделяют должное внимание воспитанию интеллектуально развитого, креативного и самодостаточного специалиста. Подобное развитие осуществляется специальными отделениями, созданными при университетах. Консультационные центры проводят индивидуальную работу с каждым студентом. На основе тестирования и обследования студенту дают рекомендации по выявлению скрытого потенциала и улучшению физического здоровья. Работают группы поддержки, проводятся семинары и презентации по различным тематикам. Студенческие организации позволяют развить навыки лидерства, встретить новых людей [4, С. 164].
Выявлено, что рассматриваемые университеты обладают хорошо развитой транспортной инфраструктурой. Развитая сеть автомобильных дорог, близость к линиям метро и железнодорожным путям сокращают время пребывания студентов на улице.
Литература:
- Официальный сайт Северо-Восточного университета. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.northeastern.edu/
- Официальный сайт Чикагского университета [Электронный ресурс]. — URL: http://facilities.uchicago.edu/
- Официальный сайт Университета Вудбери [Электронный ресурс]. — URL: http://www.woodbury.edu/
- Paul Venable Turner. Campus an American planning tradition / The MIT Press Cambridge, Massachusetts, and London, England 1987