В статье рассматриваются основные проблемы и перспективы развития рынка клининговых услуг в Тульской области. Описываются критерии выбора клининговых компаний. Особое внимание уделено раскрытию понятия «клининг», являющееся составной частью развития отрасли клининговых услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Ключевые слова: клининг, клининговые услуги, конкуренция, потребитель, клининговая компания, жилищно-коммунальное хозяйство.
Клининговые услуги являются результатом взаимодействия исполнителя и потребителя и результатом собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей в клининге.
Клининг — профессиональная уборка (процесс), очистка загрязнений, обеспечение требуемой санитарной среды и поддержание требуемого состояния и чистоты поверхностей, территорий и инженерно-технических систем созданных человеком объектов. При этом объектом обслуживания являются поверхности и элементы интерьера жилых, общественных и производственных зданий и сооружений, наружных (прилегающих) территорий, транспорта, оборудования, инженерных систем.
Клининг, как совокупность технологических процессов профессиональной уборки, направленных на объект обслуживания, включает:
обеспечение безопасного для потребителя уровня чистоты и санитарного состояния;
поддержание и восстановление внешнего вида поверхностей конструкционно-отделочных материалов, интерьеров зданий и сооружений, наружных (прилегающих) территорий;
защитную обработку материалов и поверхностей (от загрязнений, от скольжения и т. д.);
предварительную сортировку твердых бытовых отходов, производственных отходов и крупногабаритного мусора, подготовку к последующему вывозу и утилизации (сбор, сортировка, прессование, организация временного хранения);
поддержание внешней чистоты и внутренняя очистка инженерных систем (вентиляции, мусоропроводов, канализации), технологического оборудования с остановкой производственного процесса или без нее.
В России этот вид услуг еще не достиг международного уровня и неравномерно представлен по регионам. Доминирующее положение по объему предоставления клининговых услуг занимают такие города и регионы, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сочи, Омск, Новосибирск, Красноярск, Московская и Калининградская области, Республика Татарстан. В них сосредоточен наибольший потенциал жилых и нежилых помещений, требующих профессионального подхода к уборке. В Туле в настоящее время насчитывается более 30 предприятий, оказывающих клининговые услуги в сфере ЖКХ.
Клининговые компании сталкиваются с трудностями, одними из которых являются нехватка кадров среди российского населения, низкие барьеры входа на рынок, которые способствуют развитию высокой конкуренции и вероятности демпинга.
Самые большие демпинги имеют место в случае с торговыми центрами и сетями. Клининговые компании стремятся получить эти объекты, поскольку рассчитывают увеличить обслуживаемые площади за счет арендаторов и новых объектов в сетях. Как правило, эти ожидания оправдываются, поэтому в желании взять торговый комплекс и торговые сети, клининговые компании конкурируют, предлагая при этом заказчику различные бонусы. Одним из таких бонусов может служить, например, послестроительная уборка.
Клининговый бизнес в России в настоящее время находится в стадии формирования, а рынок клининговых услуг достаточно закрыт и нестабилен, и его представители сложно делятся информацией, так как опасаются конкуренции.
Конкуренция на клининговом рынке достаточно высока, поэтому входить в этот бизнес, рассчитывая лишь на поток разовых заказов, весьма опрометчивое решение. [1]
Новая отрасль экономики в Туле первоначально развивалась исключительно по законам свободного рынка, и лишь затем, в процессе ее развития постепенно выявлялись стороны, которые подлежали обязательному регулированию. Сейчас в Туле происходит процесс обязательного регулирования в сфере клининга. Несмотря на интенсивное развитие клининговой индустрии в Туле, ее эффективность сдерживается в связи с наличием серьезных проблем. Эти проблемы напрямую связаны с отсутствием нормативной и правовой базы, регламентирующей правила и требования к клинингу, слабым развитием экономических форм продвижения клинингового бизнеса, отсутствием образовательных программ государственного уровня, конкуренцией и т. д.
Клининговая индустрия должна функционировать как важная составная часть единого хозяйственного комплекса Тульской области. Ее главными задачами являются создание условий для ведения основной деятельности организаций и предприятий, удовлетворения потребностей населения и хозяйствующих субъектов в чистоте, обеспечение качества и безопасности, а также доступности предоставления клининговых услуг. Характерной особенностью клининговой индустрии является то, что она представляет собой открытую систему, которая реагирует как на внутреннюю, так и на внешнюю экономическую, социальную и политическую ситуацию, то есть зависит от товаропроизводителей, миграции рабочей силы, движения денег и др.
Инфраструктура клининговой индустрии представляет собой совокупность всех производственных единиц, которые осуществляют деятельность, направленную на создание чистоты и обеспечение санитарного благополучия человека.
Среда обитания является обязательным компонентом обеспечения качества жизни человека и содержит обширную систему показателей, таких как чистота помещений, чистота воздуха, микроклимат.
Инструментом по обеспечению благоприятных условий проживания человека наряду с такими, как вентиляция, искусственный теплообмен, становится профессиональная уборка и санитарная очистка помещений. Профессиональная уборка обеспечивает удаление пыли, грязи, вредных органических соединений, выделенных из воздуха, с различных типов поверхностей. Высокая степень удаления загрязнений гарантирует качественный состав воздуха и благополучное гигиеническое состояние жилой среды, так же устраняет износ и разрушение поверхностей.
Для реализации данного направления работы необходимо установить современные критерии и показатели чистоты помещений и территории. Нормативы должны как минимум обеспечивать безопасный уровень воздействия среды обитания на здоровье и жизнь человека. Существующие в Санитарных нормах и правилах требования к чистоте сформулированы в общем виде и не позволяют эффективно контролировать процесс уборки; закрепляют устаревшие технологии создания и поддержания санитарной среды (ведро, швабра). Среди прочих нормативов должны быть разработаны специальные экологические медико-биологические нормативы допустимой антропогенной нагрузки; специальные экологические медико-биологические нормы безопасности и комфортности среды проживания человека. Создание нормативов и системы показателей позволит осуществлять специализированный мониторинг состояния среды обитания человека. Важнейшим условием реализации мер по ликвидации накопленных загрязнений, восстановлению захламленных территорий, эффективной санитарии, созданию условий для разделения и предварительной сортировки отходов становится развитие клининговой индустрии.
Поддержание чистоты должно быть гарантировано для всех сфер жизнедеятельности человека: во время отдыха, работы, развлечений. В этой связи индустрия чистоты может развиваться в направлении уборки многоэтажных домов, офисных, торговых и производственных помещений. Особые требования могут предъявляться при уборке школьных, медицинских учреждений, кафе, ресторанов, пищевых производств. Объективный подход необходим при создании чистоты в общественных местах (зонах), жилых помещениях, в которых жители находятся большую часть своего времени. Доказано, что результаты профессиональной уборки напрямую связаны с длительностью эксплуатации зданий и помещений. При систематической квалифицированной уборке срок службы (эксплуатации) здания увеличивается по сравнению с нормативным на 20−30 %. В связи с этим необходимо на всех этапах жизненного цикла здания (проектирование, строительство, эксплуатация, ремонт и утилизация) конструктивно закладывать и регламентировать условия проведения уборки, а также формы и методы оценки качества и безопасности работ.
Одной из проблем, сдерживающих развитие клининговой индустрии и, соответственно, улучшение среды обитания человека, является отсутствие правовой основы. До настоящего времени нет требований к клининговой индустрии в федеральных законах — технических регламентах, отсутствуют все необходимые национальные стандарты, нет актуализированных санитарных норм и правил, содержащих требования к уборке. При проектировании зданий, предприятий для более дешевой и эффективной уборки не учитываются элементы конструкций техники безопасности, энерго- и водоподведение. В нормативных правовых документах не рассмотрен вопрос о роли органов исполнительной власти в формировании благоприятной среды проживания человека на основе привлечения ресурса клининговой индустрии.
Клининговые услуги подпадают под сферу регулирования целого ряда государственных структур, поскольку, с одной стороны, они носят характер бытовых услуг, а с другой — услуг ЖКХ, а, следовательно, они имеют отношение к процессам строительства, как в плане выбора используемых материалов, так и проведения мелких ремонтных работ. Согласно действующему законодательству о техническом регулировании, стандарт на клининговые услуги носит рекомендательный характер. Другой задачей государства является политика изменения в отношении профессий, традиционно считающихся «непрестижными». В сфере клининга к такого рода профессиям относится профессия уборщицы. Сегодня от уборщика требуются определенная профессиональная подготовка и навыки пользования уборочной техникой, профессиональными моющими средствами, знание основных гигиенических требований и техники безопасности. Повышение и престижности профессии и квалификации уборщиков возможно путем создания на муниципальном уровне учебных центров. В ближайшем будущем необходимо регламентировать и вопросы охраны труда. На сегодняшний день работодатель сам определяет и продолжительность рабочего дня, и уровень зарплаты, а привлечение иностранной рабочей силы практически исключает защиту работников от возможного произвола работодателей.
Выше обозначенные проблемы напрямую связаны с конечным результатом работы клининговых компаний, которые сегодня успешно работают на рынке оказания услуг ЖКХ г. Тулы по профессиональной уборке жилых зданий.
Литература:
- Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. — СПб.: Питер, 2010. — 123 с.
- Котлер Ф., Армстронг Г., Вонг В., Сондерс Д. Основы маркетинга. — М.: Вильямс, 2012. — С. 224.
- Клининговый бизнес: чистая перспектива [Электронный ресурс]. URL: http://www.openbusiness.ru/html/cleaning.htm (Дата обращения 01.12.2015)
- Коротко о клининге: исследование рынка клининговых услуг в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.vashdom.ru/articles/officemart_1.htm (Дата обращения 11.12.2015).
- Проект Концепции развития клининговой индустрии в РФ [Электронный ресурс]. URL: http://cleanpress.ru/articles/document953.shtml (Дата обращения 06.12.2015).
- Союз клининговых компаний России [Электронный ресурс]. URL: http://xn--j1aasb.xn--p1ai (Дата обращения 24.11.2015).
- Чистый бизнес, или Как открыть клининговую компанию [Электронный ресурс]. URL:http://moyafirma.com/chistyy-biznes-ili-kak-otkryt-kliningovuyu-kompaniyu-550.html (Дата обращения 11.12.2015).