Предложенная статья поднимает одну из важнейших в современном образовании проблем — проблему формирования универсальных учебных действий. На основе анализа литературы автор обосновывает значимость регулятивных УУД в формировании личности младшего школьника, выделяет функции, критерии и показатели сформированности данной группы УУД. Далее предлагаются результаты исследования уровней сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников и дается их подробное описание.
Ключевые слова: регулятивные универсальные учебные действия, проектные задачи, русский язык, младшие школьники.
Последние десятилетия характеризуется увеличением скорости обновления и дополнения системы научных знаний, возрастанием объема информации, необходимой человеку для успешной социализации в современном обществе. Все это привело к смене цели современного образования, которая определяется новым социальным заказом общества и предусматривает, как утверждает А. Г. Асмолов, «переход от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования умения учиться; от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации; от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового (процесса смыслообразования и смыслопорождения); от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества» [3, с.4].
Исходя из формулировки цели современного образования основной задачей, стоящей перед учителем, является задача формирование у ребенка умений организации своей учебной деятельности, в основе которой лежат универсальные учебные действия (УУД). По мнению А. В. Федотовой, «универсальные учебные действия — это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик» [5]. При этом именно формирование УУД является основной целью и результатом образования, что отражено и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения.
Для успешного существования в современном обществе человек должен уметь ставить себе конкретные цели, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В основе всех этих умений лежат регулятивные УУД. Функцией регулятивных УУД является организация учащимся своей учебной деятельности, своего поведения, своего здорового образа жизни. Развитие регулятивных действий ребенка связано прежде всего с формированием его произвольного поведения. Именно произвольность выступает основой умений ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, помогает ему осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых им действий. А. Г. Асмолов в своих работах выделяет такие показатели сформированности регулятивных УУД, как «умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, умение сохранять заданную цель, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию, умение контролировать свою деятельность по результату, умение адекватно понимать оценку взрослого» [3, с75]. Однако в большинстве своем младший школьник выполняет лишь отдельные операции деятельности. Кроме того, у большинства детей отсутствуют действия планирования и контроля, а при работе с учебным материалом они зачастую просто копируют действий учителя, подменяя учебную задачу задачей заучивания и простого воспроизведения материала. Все это говорит о том, что учителя при общей направленности обучения на формирования умения учиться выпускают самое главное, а именно формирование самостоятельности в поведении ребенка.
Для того чтобы решить заявленную проблему необходимо, прежде всего, выяснить уровень сформированности регулятивных УУД у младших школьников. В связи с этим нами на базе «МБОУ СОШ № 10» г. Абакана Республики Хакасия в октябре 2015г. была проведена опытно-экспериментальная работа. В исследовании принимали участие учащиеся четвертых классов в количестве 50 человек.
В соответствии с показателями регулятивных УУД, выделенными А. Г. Асмолов, были подобраны методики исследования: методика «Образец и правило» А. Л. Венгера, методика «Корректурная проба» тест Бурдона, проба на внимание П. Я. Гальперина и С. Л. Кабыльницкой.
Цель первой диагностической методики: выявление умения ребенка руководствоваться системой условий задачи (методика «Образец и правило» А. Л. Венгера [7]). Результаты исследования отражены в таблице 1.
Таблица 1
Уровень умения руководствоваться системой условий задачи у учащихся экспериментального и контрольного классов по методике «Образец и правило» А. Л. Венгера
Уровень |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс |
||
Количество учащихся |
% |
Количество учащихся |
% |
|
Низкий |
4 человек |
16 % |
3 человек |
12 % |
Средний |
7 человек |
28 % |
7 человек |
28 % |
Высокий |
14 человека |
56 % |
15 человека |
60 % |
Из таблицы видно, что высоким уровнем умения руководствоваться системой условий задачи обладают 29 учеников из обоих классов, т. е. более половины обучающихся. Однако достаточно большая часть (49 % детей контрольного класса и 44 % — экспериментального) показали по результатам исследования средний и низкий уровень умения руководствоваться системой условий задачи. При выполнении диагностических заданий эти дети постоянно просили помощи, что говорит об отсутствии умения определять цель работы и принимать условия решения учебной задачи.
Цель второй диагностической методики: проверка концентрации объема внимания (методика «Корректурная проба» тест Бурдона [6]). Результаты исследования по данной методике отражены в таблице 2.
Таблица 2
Уровень концентрации внимания у учащихся экспериментального и контрольного классов по результатам методики «Корректурная проба» тест Бурдона.
Уровень |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс |
||
Количество учащихся |
% |
Количество учащихся |
% |
|
высокий |
6 человек |
24 % |
7 человек |
28 % |
средний |
7 человек |
28 % |
7 человек |
28 % |
низкий |
12 человек |
48 % |
11 человек |
44 % |
Анализ данной таблицы показывает, что высоким уровнем концентрации внимания обладают всего 13 обучающихся из 50. Это свидетельствует о том, что большинство младших школьников, принимавших участие в исследовании, обладают низким уровнем концентрации внимания, т. е. не могут сосредоточиться на выполнении задания, быстро отвлекаются, а значит не могут успешно решить поставленную учебную задачу.
Цель третьей диагностической методики: выявить уровень сформированности внимания и самоконтроля учащихся (методика «Проба на внимание» П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая [3, с88–89]). Результаты данной методики представлены в таблице 3.
Таблица 3
Уровень сформированности внимания и самоконтроля у учащихся экспериментального и контрольного классов по методике «Проба на внимание» П. Я. Гальперина и С. Л. Кабыльницкой
Уровень |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс |
||
Количество учащихся |
% |
Количество учащихся |
% |
|
высокий |
1 человек |
4 % |
8 человек |
32 % |
средний |
9 человек |
36 % |
10 человек |
40 % |
низкий |
15 человек |
60 % |
7 человек |
28 % |
Из таблицы видно, что высоким уровнем сформированности внимания и самоконтроля обладают лишь 4 человека из экспериментального класса, хотя в контрольном этот показатель существенно выше (8 человек). Однако в целом исследование по данной методике показало, что у обучающихся обоих классов преобладает низкий уровень, что свидетельствует о том, что действие внимания и контроля у большинства четвероклассников слабо или совсем не сформировано.
В результате выполнения обработки результатов всех трех методик нами были выделены уровни сформированости регулятивных УУД. К высокому уровню были отнесены обучающиеся, набравшие по трем диагностическим методикам от 7 до 9 баллов. К среднему уровню –, набравшие от 4 до 6 баллов. К низкому уровню — от 1 до 3 баллов. Сводные результаты отражены в таблице 4.
Таблица 4
Уровень сформированности регулятивных УУД в экспериментальном и контрольном классах
Уровень |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс |
||
Количество учащихся |
% |
Количество учащихся |
% |
|
высокий |
6 человек |
24 % |
11 человек |
44 % |
средний |
17 человек |
68 % |
13 человек |
52 % |
низкий |
2 человек |
8 % |
1 человек |
4 % |
Из таблицы видно, что в экспериментальном и контрольном классах преобладает средний уровень сформированности регулятивных УУД, а это, учитывая возраст детей является низким показателем, т. к. по замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение» [ФГОС НОО, с.???].
Таким образом, данные нашего исследования свидетельствую, что в начальной школе недостаточно внимания уделяется проблеме формирования у учащихся регулятивных УУД. Все это должно заставить задуматься учителей об этой проблеме, т. к. успешность ребенка зависит именно от его умения организовывать свою деятельность и поведение в окружающем мире.
Литература:
- Воронцов, А. Б. Проектные задачи в начальной школе / А. Б. Воронцов и др. — М.: Просвещение, 2011. — 176 с.
- Давыдов, В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении / В. В. Давыдов. — Томск: Пеленг, 1992. — 114с.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил. — ISBN 978–5-09–019148–7.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 (ред. от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357) Доступ. — минобрнауки.рф
5. Федотова, А. В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования [Электронный ресурс]: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=1866
- Тест «Корректурная проба» (Оценка устойчивости внимания) [Электронный ресурс]: http://vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/61-diagnosis-of-intellectual-development/478-test-proofreading-test-score-sustainability-focus