В статье раскрывается проблема формирования и развития профессионального самосознания студентов ссуз. Подчеркивается необходимость разработки и апробации целостных программ психологического сопровождения развития профессионального самосознания студентов ссуз с учетом специфики образовательных организаций среднего профессионального образования.
Ключевые слова: самосознание, профессиональное самосознание, профессиональное самоопределение, профориентация.
Сегодня в России в социально-экономической сфере происходят значительные изменения. Вследствие этих изменений отмечается все возрастающая потребность общества в специалистах со средним специальным образованием. На сегодняшний день в России насчитывается более трех тысяч ссузов по более чем двадцати профилям подготовки. И это не случайно: увеличивается занятость выпускников ссузов в рыночной инфраструктуре, возрастает их роль в сервисном обслуживании населения, социальной сфере, области малого предпринимательства, расширяются возможности их участия в производстве в целом. Ежегодно государство делает «заказ» образовательным организациям на подготовку определенного количества будущих профессионалов. Однако в стремлении выполнить этот заказ количественно, зачастую снижаются критерии качества подготовки выпускника ссуза. Исследования показывают, что около трети выпускников учреждений среднего профессионального образования впоследствии не устраиваются работать по специальности. А в случае поступления на работу по специальности, они, тем не менее, не удовлетворяют работодателей качеством своей подготовки. [2]
Формирование личности профессионала длится всю жизнь, начиная с момента выбора будущей профессии. Вместе с тем, сделать этот выбор бывает очень непросто. Сегодня сфера профессионального образования предлагает абитуриентам широкий выбор специальностей, однако профориентационная работа в ряде школ не всегда достигает своей цели. В результате значительно усложняется профессиональное самоопределение школьников, провоцируя их на спонтанный выбор профессионального учебного заведения. [3] Часто этот выбор совершается по «остаточному принципу». То есть некоторые абитуриенты поступают в среднее специальное учебное заведение из-за отсутствия других вариантов обучения.
Профориентация ведется также и профессиональными учебными заведениями: организуются дни открытых дверей, «профессиональные пробы», встречи с абитуриентами в школах, распространение рекламных буклетов и листовок с информацией об образовательной организации и т. д. Однако если проанализировать цели, задачи и методы реализации таких мероприятий, то можно предположить, что работа ведется скорее по «профагитации», чем по профориентации: учебные заведения стремятся выполнить план по набору абитуриентов, мало обращая внимание на мотивацию поступающих, их профессиональную направленность и личностные качества.
Профессиональный опыт автора показывает, что такой подход «приносит свои плоды» в виде трудностей обучения студентов нового набора уже в начале первого курса. Решение этих проблем: помощь студентам в профессиональном самоопределении, сохранение контенгета обучающихся и подготовка кадров, отвечающих требованиям работодателей — становится общей задачей и для администрации ссуза, и для педагогического состава, и для педагогов-психологов, и для других сотрудников образовательной организации.
Необходимо отметить, что обучение студентов в ссузе предполагает в основном изучение общеобразовательных и специальных дисциплин, профессиональных модулей. Большое количество времени в образовательных программах среднего профессионального образования отводится для практики на производстве. Это во многом способствует профессиональному самоопределению личности. При этом недостаточное, на наш взгляд, внимание уделяется помощи в становлении личности будущего специалиста, развитию его профессионального самосознания. Таким образом, актуальным становится вопрос об исследовании развития и поиска путей и средств формирования профессионального самосознания у студентов ссуз.
При рассмотрении проблемы развития профессионального самосознания можно опираться на богатый материал по изучению самосознания личности: на концепции Р. Бернса, У. Джемса, К. Роджерса, Э. Эриксона, а также труды отечественных психологов, таких как В. В. Иванова, И. С. Кон, М. И. Лисина, В. С. Мухина, В. В. Столин, И. И. Чеснокова и др. Несмотря на большое разнообразие толкований понятия «самосознание» можно сделать вывод, что самосознание в самом общем виде — это процесс и результат осознания и оценки личностью каких-либо ее характеристик, влияющих на ее поведение.
В отличие от самосознания в целом, профессиональное самосознание специфично по своему содержанию, однако можно говорить о совпадении общих принципов развития, закономерностей, механизмов и структуры этих двух феноменов. Таким образом, мы предполагаем, что профессиональное самосознание студентов ссуз совпадает со структурой самосознания личности вообще и представляет собой процесс и результат осознания и оценки личностью своих профессиональных характеристик, влияющий на ее профессиональное поведение. Это не исключает проявления характерных особенностей развития профессионального самосознания студента ссуза, вытекающих из специфики обучения в организации среднего профессионального образования.
И. В. Вачков предлагает тренинг как форму работы, направленную на преодоление препятствий на пути развития профессионального самосознания. Основной задачей тренинга профессионального самосознания, по И. В. Вачкову, является развитие всех подструктур профессионального самосознания — когнитивной, аффективной и поведенческой. [5]
Однако представление о себе формируется не только в процессе общения, деятельности, представление об особенностях личности формируется ещё и в процессе психологической диагностики. Отвечая на вопросы личностных опросников, студенты, оценивая себя, встают в позицию стороннего наблюдателя, как бы смотрят на себя со стороны. Они могут проанализировать своё поведение в определённых ситуациях, заданных вопроснике, осознать своё отношение к исследуемой области, к самому себе.
Разрушение привычных стереотипов самовосприятия возможно в условиях психокоррекции, психотерапии, психологического консультирования.
В личностно-ориентированной психотерапии ставятся задачи содействия клиенту в изменении его отношений к социальному окружению и к собственной личности, совершенствованию его способности к самопознанию и саморегуляции.
Целью психологического консультирования является помощь клиенту в решении его проблем, в осознании и изменении малоэффективных моделей поведения, препятствующих достижению поставленных целей.
Психокоррекционная работа направлена на исправление особенностей психологического развития, на формирование у человека нужных психологических качеств необходимых для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.
Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения, включающая все вышеперечисленные методы, представлена в работе А. А. Воронцовой. В программе психологического сопровождения автор выделяет пять блоков:
- Диагностический блок рассчитан на все время обучения студентов. Это позволяет отслеживать процесс развития компонентов профессионального самосознания у студентов
- Консультативный блок направлен на коррекцию и развитие компонентов профессионального самосознания тех обучающихся, которые имеют трудности в выстраивании конструктивных отношений с окружающими, а также для тех студентов, которым необходимо разрешение внутренних противоречий и др.
- Коррекционно-развивающий блок программы состоит из двух тренинговых программ: тренинг «Познание и принятие себя» и тренинг «Познание и принятие своего профессионального Я и своей будущей профессии».
- Информационный блок программы реализуется как посредством изучения таких дисциплин как «Психология профессий», «Построение карьеры», «Психология управления», «Психология деловых отношении», «Психология профессиональной деятельности» в рамках учебного плана, так и посредством мини-лекций по этим темам в рамках тренингов коррекционно-развивающего блока
- Интегративный блок программы представляет собой тренинг «Познание образа «Я-будущее». Это мероприятие направлено на развитие представления о своих профессиональных планах и проектирование образа профессионального пути. [1, с. 187–188]
Данная программа психологического сопровождения студентов апробирована, ее эффективность экспериментально подтверждена. Однако данная разработка рассчитана на студентов высшего профессионального образования. Ее этапы реализуются в течении четырех лет с первого по четвертый курсы. Среднее же профессиональное образование отличается своей непродолжительностью в сравнении с высшим профессиональным образованием. В зависимости от направления обучения, а также от того, на базе 9 или 11 классов происходило по-ступление, студент обучается в ссузе в среднем от десяти месяцев до трех лет десяти месяцев. То есть на формирование личности будущего профессионала отводится меньшее количество времени, и целенаправленная работа по формированию профессионального самосознания приобретает особое значение. При всем этом целостные программы психологического сопровождения развития профессионального самосознания студентов ссуз еще не разработаны, либо недостаточно освещены практиками в литературных источниках
Таким образом, существует теоретическая и практическая необходимость в разработке вопроса психологического сопровождения развития профессионального самосознания студентов ссуз, представлении целостных программ такого сопровождения с научным обоснованием и экспериментальным подтверждением эффективности выбранных форм и методов работы.
Литература:
- Воронцова А. А. Программа психологического сопровождения развития профессионального самосознания в процессе обучения студентов в вузе // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/programma-psihologicheskogo-soprovozhdeniya-razvitiya-professionalnogo-samosoznaniya-v-protsesse-obucheniya-studentov-v-vuze
- Гриненко С. В. Маркетинговые исследования как инструмент мониторинга миграции выпускников системы профессионального образования — URL: http://refleader.ru/polotrujgqas.html
- Корзин А. Б. Формирование мотивационной готовности студентов ССУЗов к профессиональной деятельности: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.03 Тверь, 2005 166 с.
- Поддубная А. В. Структура и механизмы становления профессионального самосознания — URL: http://www.psylib.ru/statyi/sbornik/structura.php
- Эннс Е. А. Технологии формирования профессионального самосознания студентов помогающих профессий [Текст] / Е. А. Эннс // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 123–125.