Для современного общества, большую актуальность представляет проблема построения межнациональных отношений. Это связано с тем, что различные государственные и социальные институты нашей страны, в которой проживает более 150 наций и народностей регулярно сталкиваются с необходимостью достижения межнационального согласия, основанного на равноправии народов, независимо от особенностей культуры, их численности, вероисповедания и организации быта.
Проблема повышения культуры межнационального взаимодействия в полиэтническом сообществе — реальность, не замечать которую чревато серьезными, а иногда и разрушительными последствиями, и без учета которой невозможно решить ни один сколько-нибудь принципиальный вопрос. Рассчитывать на прогресс общества нецелесообразно, если не будет достигнуто межнациональное согласие, не будут преодолены возможные конфликтные ситуации на национальной почве.
Важность и актуальность исследования различных аспектов формирования культуры межнационального общения и преодоления межнациональных противоречий на сегодняшний день невозможно переоценить, особенно в современный период истории России. Возникшая на пороге XXI столетия межнациональная напряженность не случайна: пренебрежение традициями взаимной открытости и безусловного патриотизма, веяния внедренных со школьной скамьи, на фоне дисбаланса во всех сфера общественной жизни, идеологий, навязанных западными «пcевдодемократами» придали национальному вопросу особую остроту, поставили общество перед жесткой необходимостью привития культуры межнационального общения подрастающему поколению, начиная с младшей школы.
В младшей школе особо эффективно использование ролевых игр в профилактике конфессиональных конфликтов и формировании культуры межнационального общения. В таких играх легко выясняется отношение детей друг к другу; они позволяют ребенку получить конкретный личный опыт в общении со школьниками другой национальности, сформировать представление о направленности родительского воспитания. Присущее детям в ролевых играх эмоциональное переживание служит основой для восприятия и запоминания получаемой информации. Попадая в игровую ситуацию, дети задумываются над поставленными педагогом проблемами, принимают те или иные решения. Они не всегда соглашаются с позицией взрослых, демонстрируют собственные позиции. В ролевых играх происходит непроизвольное и активное запоминание информации, что ведет к формированию творческого багажа детей, способствует более глубокому осмыслению проблемы.
Ролевая игра, по определению Л. С. Выготского «мнимая ситуация», является чрезвычайно ценным методом в интерактивном обучении, так как «заключает в себе правила поведения» [1, с. 66]. Сущность ролевой игры, как нового вида поведения Л. С. Выготский видел в том, что «деятельность в мнимой ситуации освобождает ребёнка от ситуационной связанности» [1, с. 68]. Ролевая игра — это «школа морального поведения», где формируются процессы регуляции, саморегуляции, позиция по отношению к деятельности и поступкам других детей. В ролевых играх возникают партнерские отношения между учениками и учителем. Ролевая игра является как бы продолжением знакомого школьникам по дошкольному детству сказочного мира. Анализ сказочного потенциала большинства народов мира свидетельствует, что среди их персонажей преобладают наделенные лучшими человеческими качествами герои. Здесь нет деления по национальностям, нет национальной вражды. Ролевые игры являются прекрасным тренировочным залом для подготовки ребенка к жизни в обществе.
В каждой игре независимо от того, играет ребенок один или вместе с другими участниками игры, он выполняет определенные роли. Играя, ребенок берет себе определенную роль и действует как герой игры, осуществляя поступки, присущие этому персонажу. Ценность ролевых игр заключается в том, что дети повторяют в играх подсмотренные за взрослыми типы поведения и возможности решения жизненных коллизий [2, с. 128].
Исполнение всевозможных ролей поможет детям справиться с трудностями. Ребенку не безразлично, кого играть — злодея или героя. Каждый стремится быть героем, поскольку ребенок уже понимает, что положительный герой гораздо симпатичнее злодея. Чем старше ребенок, тем более тщательно он следит за справедливым распределением ролей, целенаправленнее выбирает роли для себя. В конфликтных ситуациях, когда притязания на роли сталкивают детей, они уже могут проанализировать, как исполнил роль тот или иной претендент, правильно оценить свои личные возможности исполнения желаемой роли, соотнести свое понимание роли и реальный ее проигрыш другим членом игровой группы.
В групповых играх младший школьник не разделяет особенно половую или конфессиональную принадлежность игровой роли героев. Но уже к завершению обучения в младших классах дети начинают группироваться по признакам пола. Мальчики играют в «мужские» игры, а девочки в «женские». Мальчики любят игры, в которых они могут показать свою ловкость, смелость, силу. Девочки, как правило, играют в больницу, школу, семью, выбирая себе роли главных персонажей.
Игра является некой идеальной проекцией будущей жизни детей. Притязания ребенка в игре играют определяющую роль в развитии качеств личности. В игре дети вырабатывают способы общения друг с другом. Их притязания связаны с теми качествами, которые уже развиты. Желание быть лидером, заводилой в игре как правило связано с уверенностью ребенка в успехе. Если у него уже есть опыт конкретной игры и у него все получалось, и новой игре он будет стремиться быть лидером. Уверенность в том, что все участники игры примут первенство претендующего ребенка, подкрепляется наличием у него каких-либо подкрепляющих его значимость вещей, необходимых для игры. Это могут быть мяч, игрушки, или набор машинок и прочее [5, с. 33].
Следует отметить, что при проведении игровых занятий на базе учащихся 2 Б класса общеобразовательной школы № 12 г. Ставрополя, из группы младших школьников выделялись дети, которые могут лидировать в организации ролевых игр, т. е. проявляли свои личные качества. Это активные дети, претендующие на главные роли и умеющие так организовать игру, что их действия дают им некоторое право быть «героями». Как правило, они помнят все детали игры, все правила и знают все роли. Вообще социальные позиции, которые занимают дети, весьма разнообразны. В игровой группе могут быть лидеры с положительной направленностью, которые стремятся к правильной организации игр, погашению игровых конфликтов. Есть лидеры с отрицательной направленностью, характеризующиеся агрессивностью, драчливостью, смелостью. Слабые дети их боятся и уступают первенство. Практически в каждой группе встречаются отвергаемые сверстниками дети.
Значимым для участников игры может быть и тот факт, что в игре принимает участие взрослый, являющийся мамой или папой или бабушкой конкретного ребенка. Это обстоятельство усиливает его притязание на лидерство независимо от желания детей видеть его таковым.
Ролевые игры заставляют забыть о конфессиональных разногласиях, а их умелый подбор обеспечивает эффективное формирование культуры межнационального общения у младших школьников. В процессе проведения эксперимента, успехом пользовалась игра «Голубоглазые и кареглазые», высмеивающая дискриминации по расовому признаку. В процессе игры ученики попеременно оказывались в положении либо дискриминируемой, либо дискриминирующей стороны. В результате они в игровой форме получали уникальный эмоциональный опыт, который может кардинально изменить их отношение к проблеме в дальнейшем. Продуктивны специально организованные игры: «Право быть не таким как все», «Путешествие в мир ислама», «Слушается дело о Кавказской войне» [6, с.127].
Благодаря ролевым играм психологам и педагогам удавалось лучше понять черты характера и качества ребенка, развивать и корректировать их в дальнейшем. Например, если ребенок выступал в роли руководителя, пытавшегося разрешить какие-то проблемные ситуации, то он проявлял таким образом свои лидерские и дипломатические качества.
Играть в ролевые игры можно как с малышами, так и с детьми школьного возраста. Важно для каждого возраста создать в играх соответствующую возрасту развивающую атмосферу. Современный детский набор доктора, механика, учителя, солдата позволяют воссоздать широкий спектр ситуаций, детский инструментарий способствует развитию воображения, использование для игр домашних приборов, приобретению технических навыков.
В ролевой игре особая роль принадлежит ведущему, педагогу, который помогал ребятам в распределении игровых ролей, преодолении организационных трудностей, давал оценку действиям играющих, подводил общие итоги.
Как показал опыт работы с детьми, у младших школьников чрезвычайно развита потребность в общении. Именно в игровой деятельности у них появляется реальная возможность применять на практике полученные и усвоенные им нормы и правила общежития. Игра учит находить нужные способы поведения, проявлять доброжелательность и толерантность. Дети внимательно следят за соблюдением правил игры, тщательно контролируют исполнение ролей другими участниками игры. Выполнение предусмотренных игрой правил влияет на формирование у детей элементов самоконтроля. За неисполнение правил детское сообщество сурово наказывает провинившихся вплоть до изгнания из игры. Чтобы снизить отрицательные последствия этого болезненного явления очень важно научить ребенка выполнять правила, соответствующие выбранной роли. Интерес у детей к игре настолько велик, что в ходе нее они могут выполнить действия, непривлекательные для них в неигровых условиях. Участвующий в игре ребенок знакомится с гаммой чувств взрослого мира, что помогает ему понять чуждый ему мир взрослых.
Следует особо подчеркнуть, что взаимоотношения детей в игре бывают игровыми и реальными. Игровые отношения выражаются в выполнении ребенком требующихся по роли правил игры [4, с. 67]. Если роль требует от него каких-то положительных действий по отношению к другому ребенку, то это вовсе не значит, что после игры отношение, заданное ролью, будет продолжаться. Напротив, оно может быть диаметрально противоположным. Это важно понять и не возлагать на игру лишних надежд. Игра автоматически не воспитывает ребенка и не прививает ему весь комплекс жизненно важных ценностей. Но свою коррекцию в поведение она, безусловно, вносит. Поэтому большую роль в решении поведенческих проблем отводится педагогам. Именно им и психологам предстоит научить детей в ходе игры решать практические задачи, освоить разнообразные жизненные пространства.
Таким образом, применение в процессе обучения ролевых игр как средства формирования культуры межнационального общения в младших классах представляется целесообразным в современных условиях, так как ролевые игры позволяют учащимся проиграть конфликтную ситуацию, увидеть со стороны свое поведение, проявить свой творческий потенциал, дают простор для фантазии и воображения, наделены неограниченными возможностями варьирования различных деталей взаимодействия до бесконечности. Весьма положительным моментом использования ролевых игр является то, что в них не бывает победителей потому, что участники играют не друг против друга, а все вместе в одной команде. Цель команды игроков — выполнить задачу, изложенную в сценарии, все подробности которого известны только ведущему. К тому же игра представляет для детей младшего школьного возраста наиболее понятный вид деятельности, актуальный для данного возрастного периода.
Однако ролевая игра — не панацея из всех бед. Она должна органически входить в круг других мероприятий по формированию культуры межнациональных отношений, дополняться беседами, культурно-просветительной деятельностью школы. Мы считаем, в школах с многонациональным составом учащихся может быть создано целостное воспитательное и образовательное пространство, повышающее социальную адаптацию учеников за счет более эффективного учебно-воспитательного процесса. Школа не может разрешить политические, экономические, этнические и другие проблемы и конфликты. Но она может внести существенный вклад в раннее формирование мультикультурного менталитета, развитие у подрастающего поколения уважения к культурам всех рядом живущих народов. Она может помочь учащимся глубже понять, осознать и оценить и его собственную культуру.
Литература:
- Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — С. 62–76
- Емельянова Т. В. Моделирование и ролевая игра в процессе обучения младших школьников / Т. В. Емельянова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2014. — № 21. — С. 127–129.
- Кочетова Е. А. Воспитание культуры межнационального общения у младших школьников: дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. — М., 2006. — 192 с.
- Педагогика межнационального общения: учебное пособие. Авт.-сост. Н. И. Белоцерковец, А. М. Васильев, Н. Н. Назаренко. — Ставрополь: СГПИ, 2008. — 168 с.
- Степанова О. А. Психолого-педагогический потенциал детской игры: репроспектива и современные подходы к изучению // Начальная школа плюс до и после. — 2006. — № 1. — С. 33–41.
- Чайка Е. А. Организация процесса приобщения младших школьников к национальным традициям / Е. А. Чайка // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. — 2015. — № 15. — С. 126–130.