Оценка инвестиционного климата — это общая атмосфера понимания экономической ситуации и потребности в привлечении дополнительных ресурсов, которая властвует в разных сферах социально-экономического развития государства, региона.
Ключевые слова: инвестиционный климат, иностранные инвестиции, инвестиционная политика, уровень инфляции.
Результативность инвестиционного климата для конкретной территории проявляется в двух аспектах: экономическом и социальном. В экономическом — через возрастание макроэкономических показателей, прежде всего ВВП на душу населения и экспортных мощностей. Относительно социального: его проявлением есть снижение социальных рисков, возрастание заработной платы, а значит, и покупательной способности населения территории. Привлечение инвестиций в российскую экономику является жизненно важным средством устранения «инвестиционного голода» в стране. Однако для того чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. Привлечение иностранных инвестиций важно для России не только с точки зрения возможности увеличить реальные активы. Может быть, для нашего времени еще большее значение имеет тот факт, что иностранные инвесторы привносят с собой новую, более высокую культуру бизнеса, новые технологии и современные методы управления, а также способствуют развитию отечественных инвестиций. Для российской экономики они являются как бы пришельцами из завтрашнего дня [1].
Целью данной статьи является оценка изменений инвестиционного климата в России на протяжении последних лет, тенденция его развития и инвестиционной политики государства, выявление наиболее слабых сторон и указание необходимых мер для их устранения. Предметом моего исследования является оценка инвестиционного климата в России, как шага на пути серьезного улучшения инвестиционного климата в стране, роста производства и производительности.
Понятие инвестиционного климата по-разному трактуется в научной и учебной литературе. Так, например, одни авторы под инвестиционным климатом рассматривают «совокупность правовых, экономических, политических и социальных факторов, определяющих привлекательность государства для зарубежных инвестиций». Другие авторы понятие «инвестиционный климат» сводят к инвестиционной привлекательности, что вряд ли справедливо, так как в этом случае игнорируются инвестиционные риски, которые во многом и предопределяют инвестиционный климат [3].
Анализ инвестиционного климата для реципиента инвестиций является важным элементом выработки государственной и региональной политики привлечения и использования капитала, поскольку, он, во-первых, дает системное представление о факторах, воздействующих на инвестора, во-вторых, предоставляет возможность глубже оценить ситуацию в стране или в отдельном регионе, в-третьих, позволяет осознать мотивацию поведения партнера.
- Универсальная методика оценки инвестиционного климата, охватывающая максимальное количество экономических характеристик, показателей торговли, характеристик политического климата, законодательной среды для инвестиций позволяет глубоко и всесторонне оценить ситуацию в стране на настоящий момент и судить о возможностях ее развития [2].
- Для сравнительного анализа инвестиционного климата в государствах с переходной экономикой используются специализированные методики, делающие акцент на темпах и перспективах реформ. Важность такой оценки определяется тем, что новые возможности для иностранных компаний в этих странах прямо зависят от того, насколько решительно реформы будут проводиться в жизнь. Оценка состояния и перспектив развития инвестиционного климата в странах Восточной и Центральной Европы, а также СНГ, в том числе в России, проводилась по 10-балльной шкале. Оценка по важным экономическим и политическим показателям показала, что Россия занимает высокое место по показателю природных ресурсов и перспектив торговли — 9,3 балла, в области инфраструктуры — 4,9, политической стабильности — 5, но отстает от большинства стран Восточной Европы и Балтии. Достоинством такой рейтинговой методики является ее сравнительная дешевизна исследования и наглядность результатов. Такие рейтинговые исследования более приемлемы для политических процессов, нежели для конкретных экономических изысканий.
- Методики балльной оценки позволяют количественно сопоставить основные характеристики инвестиционного климата стран и определить показатели, учитывающие величины всех составляющих и служащие критерием ранжирования стран по их инвестиционной привлекательности [4].
Эти методики универсальны и могут применяться для разных стран. Они эффективны при проведении исследований но макроэкономическом уровне, особенно при сопоставлении уровней экономического развития нескольких государств. Каждому из критериев дается оценочный индекс, присваиваемый группой экспертов; затем эти индексы суммируются с учетом удельного веса каждого. Достоинством таких методик является то, что она несложна в пользовании и универсальна, что позволяет применять ее для разных стран, а также достаточно наглядна и понятна — все это позволяет работать с ней специалистам из разных областей науки. Результатом исследований по таким методикам является числовой показатель. Данные методики удобны при проведении исследований на макроэкономическом уровне, особенно при сопоставлении развития тех или иных государств или содружеств государств в целом. Однако при исследовании отраслей хозяйства или регионов страны данные методики приводят к погрешностям в оценке инвестиционного климата; их недостатком является субъективность подхода при расчете тех или иных показателей [4]. Для экспертной оценки необходим большой массив информации. Методика оценки предпринимательского риска в России разработана агентством ЮНИ-ВЕРС. Она позволяет оценивать инвестиционный климат на основе экспертной оценки уровня предпринимательского риска, составляющими которого являются следующие показатели: социально-политический, внутриэкономический и внешнеэкономический. На инвестиционный климат отрицательно влияют в основном прямые ограничения деятельности иностранных фирм, зафиксированные в законодательстве, и нечеткость или нестабильность законодательства принимающей страны. Основное внимание при оценке инвестиционного климата на макроуровне уделяется состоянию экономики, положению в валютной и кредитной системах, таможенному режиму, стоимости рабочей силы и ее соотношению со средним уровнем квалификации работников, производительности труда и др. Большое значение при оценке социальной среды для инвестиций имеет отношение к иностранным инвестициям в обществе, степень его расслоения, уровень безработицы, забастовочная активность и др. Как видно из приведенного анализа, несмотря на большое количество методов оценки, такой методики оценки инвестиционного климата, которая бы позволяла объективно с помощью математических методов оценить общую инвестиционную ситуацию в регионе и отдельные влияющие на нее факторы, на настоящий момент не существует [5]. Во многих из рассмотренных методов применяются экспертные оценки, либо для определения степени влияния того или иного фактора на инвестиционный климат (т. е. весов), либо для оценки состояния фактора на момент анализа, что существенно снижает объективность получаемого с их помощью результата.
Данная концепция включает анализ и оценку трех составляющих инвестиционной привлекательности: сравнительных преимуществ компаний страны; наличие преимуществ национальной экономики в целом (высокий потенциал внутреннего рынка, низкие издержки производства, высокий уровень квалификации персонала, высокая норма прибыли); преимущества интернализации — наличие аффилированных структур, конкуренция между независимыми инвесторами и компаниями, принимающими инвестиции [6].
Первая и третья составляющие инвестиционной привлекательности характеризует особенности компаний, вторая — особенности страны в целом. Если страну, принимающую инвестиции, отличает от других стран преимущественно первая составляющая, то инвесторам рекомендуется избирать стратегию лицензирования и продажи патентов, чтобы попасть на ее внутренний рынок. Если же в результате анализа выявляется наличие преимуществ по первой и третьей составляющим инвестиционного климата, то зарубежным инвесторам рекомендуется осуществлять прямые инвестиции в экономику принимающей стороны [7].
Следует указать на то, что оценкой политических рисков страны занимаются многие институты. Среди них следует выделить специализированную частную организацию под названием Political Risk Services Group, Inc., которая находится в Нью-Йорке и ежегодно публикует справочник «International Country Risk Guide». Исходя из оценки политической стабильности и демократического характера ее политической системы, ими определяется политический риск. Индекс рассчитывается как средневзвешенное значение четырех вариантов ответов на вопрос о стратегии вложения прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) в ближайшие один — три года. Значения этих показателей определяются экспертно, либо расчетно-аналитическим путем. Они измеряются в 10-балльной шкале и затем взвешиваются в соответствии со значимостью того или иного показателя и его вкладом в итоговую оценку. Следует отметить, что методические подходы для составления данного рейтинга и состав показателей оценки постоянно пересматриваются в зависимости от изменения конъюнктуры мирового рынка. Важными ориентирами для иностранных инвесторов являются оценки экспертов Всемирного банка, специальные финансовые или кредитные рейтинги стран. Наряду с оценкой инвестиционного климата той или иной страны не менее важное значение имеет и оценка инвестиционной привлекательности ее регионов. Для стран с федеративным устройством речь идет об инвестиционном климате отдельных субъектов Федерации. При суммировании частных потенциалов «Экспертом» используются веса, отражающие, по мнению экспертов, степень важности каждого показателя в совокупном инвестиционном потенциале.
В Российской Федерации законодательством не определена конкретная методика оценки инвестиционной привлекательности регионов, поэтому в последнее время стали все чаще появляться различные методики расчета показателей инвестиционной привлекательности. На оценке кредитных рейтингов российских регионов специализируются уже упомянутые известные международные консалтинговые агентства, а также российский Институт экономики города. Основными недостатками исследований инвестиционной привлекательности российских регионов, на мой взгляд, являются: 1. Разночтение в самом понятии «инвестиционного климата»; 2. Ограниченность набора учитываемых показателей; 3. Отсутствие учета законодательных условий инвестирования, особенно регионального законодательства; 4. Недостаточная обоснованность принципов агрегирования десятков отобранных показателей оценки; 5. Эпизодичность проведения анализа: как правило, это разовые исследования различных коллективов, проводимые на различную дату; 6. Исследования проводятся не по полному кругу 89 конституционных субъектов федерации, имеющих собственную законодательную базу и отдельные бюджеты.
Литература:
- Дроздова В. В. Инвестиционный климат в российской Федерации: проблемы инвестиционной привлекательности национальной экономики // Финансы и кредит. − 2014. − № 2. − С. 28–31.
- Манташян Г. Г. Деловой и инвестиционный климат в России // Горизонты экономики. − 2013. − № 6 (11). − С. 47–50.
- Сайбель Я. В. О мерах по улучшению инвестиционного климата в России // Модернизация как альтернатива глобализации: потенциал экономической интеграции стран СНГ: коллективная монография / под редакцией В. А. Сидорова. Том 2. Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2012. С. 12–16.
- Сайбель Н. Ю., Волков К. С. Социально-экономические препятствия на пути формирования благоприятного инвестиционного климата в России // Модернизация как альтернатива глобализации: потенциал экономической интеграции стран СНГ: коллективная монография / под редакцией В. А. Сидорова. Том 2. Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2012. С. 16–10.
- Сайбель Н. Ю., Волков К. С. Механизм формирования благоприятного инвестиционного климата: теория и практика российской действительности // Модернизация как альтернатива глобализации: потенциал экономической интеграции стран СНГ: коллективная монография / под редакцией В. А. Сидорова. Том 2. Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2012. С. 41–45.
- Сайбель Я. В. Интеграция России в мировое хозяйство: состояние и перспективы // Постиндустриальная экономика: тенденции и перспективы России. Коллективная монография / под редакцией В. А. Сидорова. Краснодар: Научно-исследовательский институт экономики ЮФО, 2011. С. 30–37.
- Черкасов М. Н. Эффективные инновационные проекты как необходимое условие развития российских производственных предприятий // Естественные и технические науки. − 2013. − № 6. − С. 299–301.