Севастопольское президентское кадетское училище – это уникальная модель образовательного учреждения, в котором осуществляется профилизация общего образования, разрабатываются новое содержание и новые технологии обучения и военно-патриотического воспитания, формируются основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Дети, попадая в такое учебное заведение, живущее по воинским уставам, попадают в условия повышенных умственных, физических и психологических нагрузок, сталкиваются с рядом разнообразных проблем в период адаптации. Для ребят, только что, оторвавшихся от родителей и школьных товарищей это сложный процесс, заключающийся в приспособлении к новым условиям учебной деятельности и общения (складываются отношения с новым ученическим коллективом и новыми преподавателями, воспитателями), в целом автономной от семьи жизни.
Необходимость успешного прохождения периода адаптации в условиях кадетского училища обусловлена также и тем обстоятельством, что воспитанник овладевает новым для себя видом деятельности, новой ролью, меняется его социальное окружение. Перед кадетами ставятся взрослые задачи. Они должны принять нормы, правила и традиции кадетского учреждения; быть дисциплинированными и ответственными за свои поступки, сознательно относиться к своим обязанностям; занять достойное место в коллективе, выработать адекватный стиль общения и взаимодействия с кадетами, воспитателями и учителями, а также выработать навыки и потребности в самообслуживании, самообразовании, саморазвитии и личностном росте.
Каждый ребенок, независимо от особенностей его индивидуального развития, поступая в кадетское училище, оказывается включенным в систему непривычных объективных условий, определяющих характер его жизни и деятельности на длительный период обучения. Успешно пройти период адаптации к новым для себя условиям и необходимость соответствовать этим условиям для ребенка жизненно важно, так как только при этом он может чувствовать себя полноправным членом данного учебного заведения и испытывать эмоциональное благополучие.
Сегодня кадетское училище своей главной задачей определяет:
- обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного и физического развития кадет;
- получение кадетами первичных знаний и навыков военного дела;
- воспитание у кадет чувства патриотизма, готовности к защите Отечества;
- формирование и развитие у кадет чувства верности конституционному и воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе;
- развитие у кадет высоких морально-психологических, деловых и организационных качеств.
Ведущими факторами, влияющими на процесс адаптации учащихся, являются:
- общая тревожность,
- страх самовыражения,
- страх не соответствовать требованиям окружающих,
- проблемы и страхи в отношениях с преподавателями.
Большое значение в содержании психолого-педагогического сопровождения адаптации подростков уделяется созданию ситуации успеха в учебной деятельности. С этой целью проводятся занятия не только с кадетами, но и с преподавателями, которым предлагаются техники формирования учебной мотивации.
Каковы же общие и индивидуальные особенности адаптивной деятельности подростков?
В результате наблюдений за подростками, посещений занятий и изучения теоретической литературы, следует отметить следующие особенности адаптивной деятельности подростков.
В подростковом возрасте, попадая в новые условия обучения, ребенок переживает одновременно два кризиса - возрастной и образовательный. Ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки, коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентации. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою "самость", стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников.
Внимание младшего подростка характеризуется не только большим объёмом и устойчивостью, но и специфической избирательностью. В эту пору развивается преднамеренное внимание. Избирательным, целенаправленным, анализирующим становиться и восприятие. При значительной склонности к романтическому, воображение у подростка младшего возраста приобретает более реалистичный и критичный характер. Значительно увеличивается объём памяти, причём за счёт не только лучшего запоминания материала, но и его логического осмысления. Память подростка, как и внимание, постепенно приобретает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. Существенные сдвиги происходят в интеллектуальной деятельности младших подростков, которые стремятся понять логику явлений, отказываются, что-либо принимать на веру, требуют систему доказательств. Основной особенностью интеллектуальной деятельности младшего подростка является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению. Важной особенностью данного возраста является формирование активного, самостоятельного, творческого мышления младших подростков.
Подросток стремится к активному общению со своими сверстниками, и через это общение он активно познаёт самого себя, овладевает своим поведением, ориентируясь на образцы и идеалы, почерпнутые из книг, кинофильмов, телевидения.
Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса".
Подростковый комплекс включает:
- чувствительность к оценке посторонних своей внешности, способностей;
- крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих;
- внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование – с сухим мудрствованием.
Адаптируясь к новым условиям обучения, подростки знакомятся со своими одноклассниками, налаживают новые социальные контакты. Общение со сверстниками имеет огромное значение для подростков. В виду того, что у подростков формируются новые ценности, интересы, которые больше понятны и близки сверстнику, нежели взрослому, отношения с товарищами оказываются в центре жизни подростка и являются ведущим типом деятельности.
В подростковом возрасте отношения подростка с товарищами, сверстниками и одноклассниками являются более содержательными, многообразными и сложными. Учебный класс - важнейшая инстанция социализации и группа принадлежности подростка. В младшем подростковом периоде происходит становление различных по степени близости отношений, которые подростками четко различаются: могут быть просто товарищи, приятели, личный друг. Общение с ними все больше выходит за пределы учебной деятельности и школы, захватывает новые интересы, занятия и выделяется в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни. Статус подростка в системе личных отношений является для него очень значимым и оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Группа сверстников лишь тогда является благоприятной для ребенка средой, когда статус его достаточно высок.
Место в системе отношений зависит от различных черт характера кадета, в том числе и от таких, как общительность, способность понять другого, быстро ориентироваться в сложившейся обстановке.
Уметь приспосабливаться к условиям социальной среды необходимо человеку любого возраста. Возрастные особенности подростка часто усложняют его адаптацию в различных социальных условиях. Кроме того, адаптироваться ему необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к тому промежуточному сообществу, представленному подростками и старшими учащимися, нормы и ценности которого достаточно изменчивы.
Подростковый возраст определяется как "второе рождение". Рождение социальной личности, готовой вступить в жизнь. Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.
Социальная дезадаптация – это процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды. Подростки переживают болезненное взросление - разрыв между взрослым и детским периодом – создается некая пустота, которую надо чем-то заполнить. Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Они легко переходят границу моральных и правовых норм. Соответственно, социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации направлено на сочетание внутренних процессов развития личности ребенка и внешних условий, типичных для данного вида учреждений. Оно влияет как на динамику его психического и физического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, так и на качественно своеобразные психологические образования, возникающие к концу этого возраста с учетом условий кадетского училища. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации состоит в системном подходе к воспитанию и развитию кадет с учетом гендерных особенностей мальчиков; жизненного уклада в условиях кадетского училища; патриотической направленности жизнедеятельности; соблюдения воинских ритуалов и кадетских традиций. Основная цель – полноценное психическое и личностное развитие воспитанников. Основной принцип такой работы – индивидуальный подход к ребенку. Повседневная практика показывает, что адаптация в кадетском училище идет более результативно, если в ее психолого- педагогическом сопровождении участвую все субъекты образовательного процесса.
Литература:
- Балашова Е.Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях. \\ Педагогика и психология. -2008. №10. С.36-38.
- Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Международная педагогическая академия, 2005. -478с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., Просвещение, 2008. -398с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти Т.4 Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 2004. -378с.
- Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. - Ростов - на - Дону, 2008. -368с.
- Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 2007. -358с.
- Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 2005. -174с.
- Кон И.С. Ребенок и общество. М.: София, 2008-209с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 2005. -357с.
- Микадзе Ю.В. Феномен успеваемости учащихся средних классов. М.: АСТ-ПРЕСС, Южно - Уральское книжное издательство,- 2008. - 240с.
- Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 2006. -368с.
- Немов Р.С. Психология в 3-х Т. - М.: Просвещение, 2005. -347с.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: София, 2008 - 378с.
- Практикум по возрастной психологии. Учеб. пособие под ред. Головей Л.А. Рыбалко Е.Ф. - СПб. Речь, 2012. -480с.
- Психология развивающейся личности. / Под ред. Маркова А.Н. М.: Эйдос, 2004. -380с.
- Рубинштейн А.Н. Основы общей психологии. СПб М.: Питер ком. 2013.-397с.