Патриотическое воспитание кадет как основа развития интеллектуальных и творческих способностей кадет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 19.01.2016

Статья просмотрена: 5125 раз

Библиографическое описание:

Олешко, Л. И. Патриотическое воспитание кадет как основа развития интеллектуальных и творческих способностей кадет / Л. И. Олешко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1.1 (105.1). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/archive/105/25040/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Патриотическое становление подростков является одной из важнейших задач государственной политики, поскольку предусматривает социальную адаптацию молодого поколения, самоопределение личности, включение ее в общественные процессы экономико-политической жизни.

Будущее страны во многом зависит от гражданской позиции подрастающего поколения. Это обстоятельство повышает значимость управления процессами гражданско-патриотического становления подростков. Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации. 

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Сегодня на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, поэтому данная проблема становится особенно актуальной. 

Воспитание чувства патриотизма у подростков – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. 

Одним из приоритетных направлений работы СевПКУ является гражданско-патриотическое воспитание. Воспитание патриотизма и любви к Родине. Приобщение кадет к традициям и истории Отечества, города, семьи, училища. Осмысление себя как гражданина общества: усвоение прав и обязанностей, изучение правовой культуры.

Кадеты должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, историю своей семьи, людей, отстоявших свободу Отчизны.

Каковы же цели и задачи патриотического воспитания кадет? Здесь есть своя специфика, которую отлично сформулировал А.В. Суворов. Он писал: «Не руки, не ноги, не бренное человеческое тело одерживают на войне победу, а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием - и если душа воина велика и могуча, не предается страху и не падает на войне, то победа несомненна, а потому нужно воспитывать и закаливать сердце воина так, чтобы оно не боялось никакой опасности и всегда было неустрашимо и бестрепетно!» [2; c 240].

Основной целью воспитания в училище является становление личности кадета, формирование у него нравственных личностных качеств гражданина и патриота своего Отечества, выявление и развитие интеллектуальных, творческих способностей кадета, создание психологически комфортных условий для социализации в обществе, семье, профессиональной деятельности.

Большое внимание в работе с кадетами должно уделяться гражданско-патриотической работе. Воспитательная система в СевПКУ представляет собой комплекс, в основе построения которого лежит принцип реализации базовых потребностей личности: быть здоровым, потребность в безопасности, общении, уважении и признании, самоуважении и самореализации, потребности в поиске смысла, в творчестве, красоте, духовности. Особое внимание в училище уделяется: преемственности поколений, развитию и формированию чувств патриотизма, воспитанию активной личности, обладающей политической культурой и мышлением, а также подготовке подрастающего поколения к службе в Вооруженных силах РФ, в политических и дипломатических сферах, на военном и гражданском поприще.

Для реализации данной цели и задач, работа ведется по следующим направлениям патриотического воспитания в условиях кадетского образования:

Гражданско-правовое направление: воздействие через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

Военно-патриотическое направление: формирование у кадет высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Духовно-нравственное направление: осознание кадетами в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров.

Историко-краеведческое направление: система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, исторической ответственности за происходящее в обществе.

Социально-патриотическое направление: активизация духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Спортивно-патриотическое направление: развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Данная база воспитательных подходов, помогает нам сформировать личность, обладающую:

- позитивными мировоззренческими взглядами и позициями по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам;

- важнейшими духовно-нравственными качествами, такими как: любовь к родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества;

- способностью глубокого понимания каждым кадетом своей роли и места в служении Отечеству;

- сформированностью основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в ходе военной или государственной службы.

Рассмотрим основные формы и методы работы по патриотическому воспитанию кадет.

Патриотическое воспитание – сфера творчества. Оно имеет множество форм и методов подготовки и проведения, зависит от возраста кадет уровня классов, какие из форм наиболее интересны для ребят, увлекают. Много мероприятий по патриотическому воспитанию включено в общий план воспитательной работы училища в зависимости от периода года, «красных» дат календаря, Дней воинской славы.

Основными формами работы по патриотическому воспитанию с кадетами являются: индивидуальные беседы, коллективные беседы, лекции, доклады, собрания и совещания, митинги, диспуты, викторины, конференции, круглые столы, экскурсии, экодесанты по уборке территорий мемориалов и памятников, дни открытых дверей, встречи с ветеранами, военнослужащими, общественными деятелями, вовлечение в работа кружков и секций дополнительного образования, тематические вечера, слеты, участие в акциях, обсуждение кинофильмов и книг, вечера вопросов и ответов.

Работу можно разделить на несколько этапов.

Первый этап 5, 6 классы. Ведущей формой деятельности на данном этапе будет игровая, введение кадет в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, семейным ценностям, трудолюбия. Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм. На этом этапе начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество. А это помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Второй этап 7, 8, 9 классы. На втором этапе продолжается формирование системы ценностей и установок поведения кадета, приобретаются основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Кадеты вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданско-патриотического образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Работа в данном направлении реализуется также посредством коллективно-творческих дел, ролевых игр, творческих, исследовательских проектов, посещения экскурсий, проведения экодесантов, сотрудничеством с общественными организациями.

Третий этап – 10, 11 классы. На третьем этапе углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Основная задача на данном этапе состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности кадет, они совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям; формировали здоровый образ жизни, понимание своей роли и места в служении Отечеству; развивали основные качества, свойства, навыки, привычки, необходимые для успешного выполнения обязанностей в ходе военной или государственной службы.

Примерный комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

  1.                Проведение классных часов и бесед, тематических бесед, информирования, уроков мужества, дискуссий, круглых столов, посвященных Дням воинской славы и памятных дат; обсуждение фильмов и книг военной тематики.
  2.                Проведение памятных дней: День Победы, День вывода войск из Афганистана (фотовыставка Афганская война), День защитников Отечества.
  3.                Участие в училищных концертах и праздничных мероприятиях, посвященных Дням воинской славы.
  4.                Участие в смотре строя и песни на территории училища.
  5.                Участие в спортивно-массовых мероприятиях «А ну-ка, парни»; в сдаче норм ГТО.
  6.                Участие в акциях: «Письмо ветерану»; «Герои живут рядом»; «От сердца к сердцу», «Сирень Победы», «Бессмертный полк».
  7.                Участие в конкурсах рисунков, стихов, фотовыставках, в конкурсах чтецов, инсценированной песни на военно-патриотическую тематику.
  8.                Встречи с ветеранами ВОВ и труда, тружениками тыла; ветеранами Афганской войны; участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций; с активистами общественной поисковой организации «Долг» г. Севастополя; участниками Международного военно-исторического лагеря «Волховский фронт», с сотрудниками музеев, общественными и государственными деятелями.
  9.                Участие в параде, посвященному Дню Победы.
  10.            Участие в X всероссийском слете кадетских классов.
  11.            Экскурсии по местам боевой славы ВОВ, в музеи г. Севастополя, береговые батарее; на военно-исторический фестиваль «Федюхины высоты» в г. Севастополе.
  12.            Проведение экодесантов у памятников и мемориалов ВОВ.
  13.            Сотрудничество с Региональной общественной организацией Севастопольское объединение поисковых отрядов Долг.
  14.            Написание проектов на военно-патриотические темы; о связи поколений: исследование истории совей семьи в годы ВОВ (о прадедушках); написание исследовательских работ о военных династиях семей кадет.

Делая вывод можно уверенно сказать о том, что поставленные цели патриотического воспитания могут быть достигнуты только при условии комплексного подхода на постоянной основе. Кадеты с удовольствием встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, интересуются книгами и журналами о героях России, активно участвуют в поисковой работе, поют гимн училища и России, с сочувствием и переживанием относятся к старикам, рассуждают о том, что могут сделать для своего Отечества.

 

Литература:

  1.                Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010 – 2015 годы».
  2.                Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Брянск. БИПКРО. 2006.428
  3.                Гревцева Г.Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин: Монография – Челябинск: Образование, 2003-2004с.
  4.                Теория и практика воспитания военнослужащих: Учебное пособие. / По ред. Н.И. Резника - М.: 12 ЦТ МО РФ, 2005. 341 с.
  5.                Крепость. Дневник поисковика Сергея Мачинского / Межрегиональная общественная организация «Поисковое объединение «Наша Победа», 2015. 55 стр.
  6.                www.1September.ru/ www yandex.ru.
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, воинская слава, Отечество, севастополь, этап, Афганская война, высокое патриотическое сознание, государственная служба, гражданская позиция, гражданско-патриотическое воспитание.


Похожие статьи

Патриотическое воспитание как духовно-нравственный ориентир детей дошкольного возраста

Развитие духовно-нравственных качеств и культуры толерантности у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой разных народов России

Патриотическое воспитание кадет средствами соревновательной и конкурсной деятельности

Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности

Духовное воспитание студентов в профессиональной образовательной организации как фактор развития нравственных ценностей

Физическое воспитание подростков в контексте православных педагогических традиций

Формирование нравственных качеств обучающихся на основе изучения традиций русского народа

Развитие культуры здоровья студентов как основа формирования культуры безопасности жизнедеятельности

Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста как формирование гражданской позиции

Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста как одно из ключевых направлений Стратегии развития воспитания Российской Федерации

Похожие статьи

Патриотическое воспитание как духовно-нравственный ориентир детей дошкольного возраста

Развитие духовно-нравственных качеств и культуры толерантности у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой разных народов России

Патриотическое воспитание кадет средствами соревновательной и конкурсной деятельности

Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности

Духовное воспитание студентов в профессиональной образовательной организации как фактор развития нравственных ценностей

Физическое воспитание подростков в контексте православных педагогических традиций

Формирование нравственных качеств обучающихся на основе изучения традиций русского народа

Развитие культуры здоровья студентов как основа формирования культуры безопасности жизнедеятельности

Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста как формирование гражданской позиции

Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста как одно из ключевых направлений Стратегии развития воспитания Российской Федерации

Задать вопрос