Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Преподаватель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учащегося в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате учащиеся должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Цель проектной технологии (далее – ПТ) - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний. Затем, через проектную деятельность, опираясь на умелое применение полученные знаний, решить эти проблемы.
Во время летней практики в г. Краснодаре перед воспитателями и кадетами Севастопольского президентского кадетского училища стояла задача провести проектную деятельность по таким направлениям:
- «История казачества Кубани»,
- «Архитектура Екатеринодара»,
- «Краснодар в годы Великой Отечественной войны»,
- «Высшие военные учебные заведения Краснодара».
Исходя из тематики направлений формируем общую тему исследования – «Краснодар – культурный центр Кубани, носитель духовных ценностей православия и казачества».
Объект исследования – история и культура города Краснодара.
Предмет исследования – архитектура и достопримечательности города; быт, обычаи и традиции кубанских казаков; Великая Отечественная война на страницах истории г. Краснодара.
Могущество и уникальность нашей страны заключается в ее многонациональности, необъятности земель, знании и почитании исторического опыта, традиций и обычаев предков-славян. Одной из связующих нитей через века будущего и прошлого нашего народа является изучение истории и сохранении культуры черноморских казаков, основателей Екатеринодара – Краснодара – южной столицы, ворот Кавказа. Именно в этом и заключается актуальность выбранной темы.
Гипотеза – если настоящее смотрит вперед, в будущее, оглядываясь и не забывая прошлого, тогда его можно считать счастливым.
Цель исследования: изучить историю развития г. Краснодара со времен появления на данной территории кубанских казаков до сегодняшних дней, выявить взаимосвязь между историей, культурой края и современными достопримечательностями города; развивать гражданские качества, патриотическое отношение к своей стране; развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулировать стремление знать как можно больше; формировать толерантность и толерантное поведение в условиях многонациональности и поликонфессиональности, присущих нашему государству; воспитывать личностно-ценностное отношение к своей Родине, пробуждение деятельной любви к Отечеству; формировать способность и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Для реализации поставленной цели ставим перед собой такие задачи:
1. Изучить историю развития города, определить роль Краснодара в период Великой Отечественной войны; создать альбом «Краснодар в годы Великой Отечественной войны»;
2. Во время экскурсий по городу обратить особое внимание на материальную культуру кубанских казаков, рассмотреть особенности духовной культуры и православия на Кубани; оформить выставку творческих работ и фотографий «Архитектура Краснодара (Екатеринодара)»;
3. Изучить особенности быта, традиций и обрядов кубанских казаков; оформить электронную презентацию на тему «История казачества Кубани»;
4. Во время экскурсий по высшим учебным заведениям города обратить внимание на информацию для абитуриентов; создать буклет «Высшие военные учебные заведения Краснодара».
Методы исследования:
1. Изучение специальной литературы.
2. Обобщение и систематизация материала по данной теме.
3. Наблюдение и фиксация наблюдений
План проектно-исследовательской деятельности
- Посещение Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков (военного института) имени Героя Советского Союза А. К. Серова.
- Посещение Краснодарского университета МВД РФ.
- Прогулка по центральной улице города – Красной, по Екатерининскому скверу.
- Посещение музея при управлении ФСБ РФ по Краснодарскому краю.
- Работа в библиотеке Краснодарского ПКУ в рамках проектно-исследовательской деятельности.
- Посещение музея Краснодарского ПКУ.
- Посещение Государственной филармонии им. Г. Ф. Пономаренко (концертная программа «Слава России» ГКА «Ивушка»).
- Посещение Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына (выставка «Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска»).
- Посещение Краснодарского краевого художественного музея им. Ф.А. Коваленко (постоянная экспозиция «Русское искусство XVI-XX вв»).
- Посещение церемонии «Час славы Кубани».
В результате проектно-исследовательской деятельности были реализованы поставленные задачи, цели. В ходе работы мы подтвердили гипотезу о том, что счастливый и полноценный гражданин своей страны тот, кто знает историю державы, уважает, использует опыт своих предков и смотрит в будущее, ощущая в себе силы и желание работать во благо своего народа. Продуктами нашей деятельности стали:
- альбом «Краснодар в годы Великой Отечественной войны»;
- выставка творческих работ и фотографий «Архитектура Краснодара (Екатеринодара)»;
- электронная презентация на тему «История казачества Кубани»;
- буклет «Высшие военные учебные заведения Краснодара».
Литература:
- Екатеринодар – Краснодар: фотоальбом / М.Г. Никишова; фото И. Платонова, А. Рябухина, К. Достова. – 2-е изд., переработанное. – Краснодар: Платонов, 2013. – 96 с.
- Казаки. Под редакцией Б.А. Алмазова. – С.-П.: «Золотой век» «Диамант», 1999. – 87 с.
- Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко. 5 мультимедийных уроков по курсу «Кубановедение». – выпуск 2. – 2008 г.- 46 с.
- Шалыгин В.В. мой край родной, казачий. Энциклопедия казачьей жизни на примере Усть-Медведицкого округа области Войска Донского. – 3-е изд. – Волгоград: Станица-2, 2007. – 368 с.