Исследование проблемы коллектива и коллективизма в отечественной педагогике имеет давнюю традицию. Использование идей коллективизма в педагогике восходит к XVII веку и находит свое отражение в исследованиях и практике И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и др. Однако более интенсивные исследования начали проходить со второй половины XIX в. Значительный вклад в решение проблем формирования детского воспитательного коллектива в этот период внесли П.Ф. Каптерев [9], В.П. Вахтеров [3], К.Н. Вентцель [4], С.Т. Шацкий [29] и др.
В 20-х гг. XX века в советской педагогике детский коллектив рассматривался как средство всестороннего развития личности. Видные идеологи и педагоги этого периода такие, как Н.К. Крупская [14], П.П. Блонский [по 21], А.П. Пинкевич [24], В.Н. Сорока-Росинский [по 19] показали, что всесторонне развитую личность можно воспитать только в условиях организованной совместной жизнедеятельности детей.
Особое значение для развития теории воспитательного коллектива имели опыт и теоретические труды А.С. Макаренко [16], а также работы ученых-педагогов О.С. Богдановой [1], Л.Ю. Гордина [5], И.П. Иванова [6], М.Г. Казакиной [7], В.А. Караковского [8], Т.Е. Конниковой [11], В.М. Коротова [12], И.С. Марьенко [18], А.В. Мудрика [20], Л.И. Новиковой [22], В.А. Сухомлинского [28] и др. Эти ученые акцентировали на роли коллектива в социализации подростков и юношей.
Таким образом, коллектив является важнейшим условием и средством формирования социально-значимых качеств, полноценного воспитания личности.
Существуют различные виды детских коллективов. В современных условиях широкое распространение получила система специализированных довузовских учебных заведений, к числу которых относятся кадетские корпуса и училища. Довузовские учебные заведения, осуществляя школьную и начальную военную подготовку, выполняют роль базовой начальной ступени на пути подготовки высококвалифицированных военных специалистов. Продолжительность обучения варьирует в различных пределах: от четырех до семи лет, охватывая периоды подросткового и раннего юношеского возраста, характеризующихся, по мнению многих исследователей, не только как периоды интенсивных физиологических перестроек организма, существенных психологических преобразований и кризисов, но и как процесс личностного становления и самоопределения. Это самоопределение и становление происходит в условиях учебного коллектива, имеющего определенную специфику, связанную как с половозрастными особенностями учащихся, так и с психологическими факторами.
Период обучения в военном учебном заведении совпадает с интенсивными возрастными изменениями подростков. В то же время условия обучения оказывают существенное влияние на формирование и развитие личности воспитанников. Успешная социально-психологическая адаптация подростков определяется не только соответствием психологических характеристик воспитанников требованиям военной среды, но и индивидуальными стратегиями поведения, формирующимися в процессе учебно-профессиональной деятельности.
В первый год обучения в кадетском корпусе происходит адаптация учеников к условиям военного учебного заведения. В этот период коллективные отношения только начинают формироваться. Младшие подростки начинают утверждать себя в глазах группы и вырабатывают определенные способы поведения, стремясь к «мужскому превосходству».
На втором году обучения уже вырабатывается более-менее стабильная система межличностных отношений, коллективных мнений, настроений, традиций в группе. Этот период характеризуется распределением социальных ролей, выработкой внутригрупповых норм и правил, что в условиях закрытого мужского коллектива имеет свою специфику. В этот период возможны проявления агрессии, враждебности, упрямства. Из-за обостренного чувства справедливости мальчики нередко занимают крайние позиции (например, белой вороны).
Актуальной задачей на данном этапе развития коллектива является диагностика межличностных отношений, выявление лидера, который влияет на социальное взаимодействие и общий психологический климат в учебном коллективе. Это поможет достичь более высокого воспитательного потенциала коллектива. В свою очередь расширение границ управляемого и сужение сферы стихийного воздействия на личность, ставят военных педагогов-руководителей перед необходимостью постоянного совершенствования форм и методов их педагогической деятельности.
Таким образом, диагностика и коррекция взаимоотношений в учебном коллективе кадетского корпуса на втором году обучения – важнейшая задача педагогов.
Общим методом работы со всеми кадетами изучаемого класса должно стать психологическое и педагогическое сопровождение. В первую очередь необходимо проводить своевременную диагностику межличностных взаимоотношений, поведенческих особенностей, характера. Все это необходимо для выявления дезадаптированных подростков и своевременного оказания им соответствующей помощи. Несмотря на то, что детский коллектив развивается по своим определенным законам, вмешательство психолога или педагога-руководителя не будет излишним, особенно в ситуации отсутствия лидера в детском коллективе. Влияние коллектива на развитие и воспитание кадет не должно быть стихийным. Это влияние должно быть отрегулировано взрослым.
При выявленных затруднениях у кадет необходима своевременная психологическая коррекция этих затруднений. Задачами коррекции могут стать:
- обучение приемам саморегуляции психических состояний;
- повышение нервно-психической устойчивости, устранение психологического дискомфорта и развитие поведенческой саморегуляции;
- повышение коммуникативной культуры кадет;
- укрепление социально-психологического климата в коллективе в целом.
Что касается самого коллектива, то здесь представляется необходимым развивать самоуправление в нем, формировать отношения детей не только к цели данного коллектива (при сохранении ее конкретной значимости), но и к общему делу вообще.
Следовательно, задача взрослых заключается в такой организации просоциальной деятельности в условиях детского коллектива, которая обеспечивает ответственное отношение детей к общему делу в широком плане. Именно в этом случае происходит становление личности ребенка, для которого общественное дело – потребность.
Все это делает необходимым включение подростка в сеть различных мероприятий, к которым можно отнести такие:
1. Туристические походы на природу, где активно применяются командные и подвижные игры. В таком виде деятельности развиваются взаимопомощь, чувство ответственности и в целом чувство коллективизма.
2. Организация тематических дискуссий (по актуальным для подростков темам). Только развивая самостоятельность, выражая собственное мнение, подросток может стать полноценным членом коллектива. При такой организации занятия у подростков развивается способность к планированию действий про себя, внутренне. Начинает оформляться умение оценивать свои действия как бы со стороны. Это умение лежит в основе рефлексии – качества, позволяющего разумно и объективно анализировать свои мысли и поступки под углом их соответствия замыслу и условиям деятельности.
3. Проведение различного рода тренингов внутри группы. Например, тренинг на сплочение, коммуникативный тренинг, тренинг уверенности в себе. Данный вид занятий предполагает разнообразие деятельностей, а также имеет большие возможности воздействия на становление личности учащихся.
4. Совместная хозяйственная и трудовая деятельность также имеет весомый вклад в развитии детского коллективизма.
5. Для того чтобы воздействие было многоплановым, необходимо также привлекать родителей. Для них можно устроить групповую консультацию по различным темам (отклоняющееся поведение подростков, как общаться с подростками, особенности дружбы в подростковом возрасте, особенности психического развития и кризис подросткового возраста, как помочь ребенку в профессиональном самоопределении).
5. Со стороны учителя приветствуется работа по улучшению социально-психологического климата в коллективе и поддержке пренебрегаемых и отвергаемых детей. Это можно делать и на занятиях. В первую очередь, следует всегда подчеркивать достоинства каждого конкретного ученика перед всем классом, а об ошибках говорить с ним наедине. Необходимо следить, чтобы кадеты получали посильные задания, а также давать им такие задания, в которых они смогут наиболее себя выразить. Самому педагогу-руководителю следует подавать пример личностной заинтересованности в делах коллектива, показывать пример поведения, но самое главное – быть искренним (внутреннее должно соответствовать внешнему). Дети остро чувствуют ложь и неискренность, что подает им плохой пример для подражания.
6. В организации деятельности подростков необходимо учитывать психологические особенности мужского подросткового коллектива.
У мальчиков должен быть регламентированный подвижный образ жизни; необходима такая организация деятельности, чтобы сочетались разнообразные ее виды от состязательного до творческого характера; мальчики должны жить в достаточно жесткой системе требований, норм и правил, которые на первом этапе должны быть объектом беспрекословного выполнения; на втором – объектом осмысления и понимания; на третьем – основой самоопределения и самореализации в жизни. Для мальчиков важен порядок и четкая организация окружающей действительности; образ жизни и система отношений мальчиков должны быть четко структурированы и регламентированы.
Таким образом, основными направлениями в развитии детского коллективизма в условиях кадетского корпуса являются следующие:
- постановка общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед.
Здесь можно предложить подготовку к различного рода мероприятиям – федеральным и региональным олимпиадам, конкурсам, проектам. Также сюда может входить волонтерская деятельность, взаимодействие с интернатами, детскими домами.
- систематическое включение кадет в разнообразную социальную деятельность.
Социально-значимая деятельность включает в себя различные мероприятия, направленные на формирование активной гражданской позиции. Например, могут быть проведены акции «Я- гражданин», «Мы разные – и это здорово», «Будь толерантен». Здесь же могут быть включены мероприятия по здоровому образу жизни (тематические недели, конкурсы, акции, проекты).
- соответствующая организация совместной деятельности.
Организация деятельности, способствующая формированию коллективизма, предполагает то, что дети будут объединены в группы (от 4 до 8 человек) для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместный результат. Такую организацию совместной деятельности можно применять как на уроках, так и во внеурочное время (при подготовке проектов или выполнении социально значимых заданий).
Для того, чтобы группа состоялась, необходимо создать определенные условия. Для подростков наиболее ценной будет ситуация обмена мнениями, демонстрации своих способностей и возможностей.
Наиболее применима и целесообразна групповая работа при организации технологий учебного исследования, проектирования, моделирования, проблемного обучения, развития умения мыслить творчески.
- систематическая практическая связь детского коллектива с обществом (участие в спортивных, творческих кружках, секциях и факультативах, посещение студий, участие в молодежных общественных организациях и т.д.).
Социометрическое исследование выявило, что в исследуемой группе только 45% кадет имеют достаточный уровень благополучия взаимоотношений, что является невысоким показателем и свидетельствует о напряженном психологическом климате в коллективе. Коэффициент взаимности в группе равен 50%, что также является средним показателем и указывает на недостаточную взаимность симпатий. Также этот коэффициент указывает на безразличное отношение многих учащихся друг к другу.
Так как в классе не выявлено такого социометрического статуса, как «звезда притяжения», то можно говорить об отсутствии неформального лидера в классе. Данная особенность коллектива является негативной, так как одной из функций неформального лидера является форсирование развития коллектива в психологическом плане.
В общем можно сделать вывод, что данный коллектив характеризуется невысокий уровнем сплоченности, повышенной конкуренцией внутри группы и отсутствием неформального лидера. В ученическом коллективе имеют место коммуникативные проблемы. Установлено, что предпочитаемые кадеты обладают следующими характеристиками: средний уровень авторитаризма, эгоизма и агрессии, низкий уровень подозрительности, что определяется как критичность, подчиняемость нормам и правилам в требующих того ситуациях, низкая степень зависимости от чужого мнения, склонность к сотрудничеству и кооперации и средне выраженный альтруизм.
Личностные характеристики предпочитаемых личностей могут быть различными, однако среди них не встречается тревожно-мнительного типа или застревающего, а также дистимного и циклотимного. Это означает, что коллективу нравятся такие личности, у которых фон настроения повышен, не наблюдается перепадов в настроении, достаточная уверенность в себе и в окружающих. Среди отвергаемых же присутствует возбудимый, агрессивный тип личности, с одной стороны, и пассивный, зависимый, с другой стороны.
Основными направлениями в развитии детского коллективизма в условиях кадетского корпуса являются следующие:
- постановка общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед;
- систематическое включение детей в разнообразную социальную деятельность;
- соответствующая организация совместной деятельности;
- систематическая практическая связь детского коллектива с обществом.
Мероприятия по формированию коллективизма могут быть как урочной формы, так и внеурочной. К урочной можно отнести проектирование, дискуссии, выполнение групповых творческих работ. Ко внеурочной можно отнести походы, экскурсии, тренинги и различные виды трудовой деятельности. Привлечение родителей, их просвещение в вопросах подросткового возраста также является важной составляющей работы по формированию коллективизма.
Литература:
- Богданова, О.С. и др. О нравственном воспитании подростков. В помощь классным руководителям IV-VIII кл. / О.С. Богданова, Л.И. Катаева, А.И. Шемшурина. – М.: Просвещение, 2009. – 111 с.
- Бодалев, A.A. Общая психодиагностика Текст. / A.A. Бодалев, В.В. Столин. – СПб. Речь, 2012. – 440 с.
- Вахтеров, В.П. Избранные педагогические сочинения / Отв. ред. М.Н. Скаткин. – М.: Педагогика, 2007. – 400 с.
- Вентцель, К.Н. Свободное воспитание: сборник избранных трудов. / Сост. Л.Д. Филоненоко. – М., 2008.
- Гордин, Л.Ю. Организация классного коллектива [Текст] / Л.Ю. Гордин. – М.: Просвещение, 2004. – 175 с.
- Казакина, М. Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе [Текст]: учеб. пособие к спецкурсу / М.Г. Казакина; Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена. – Л.: ЛГПИ, 2009. – 83 с.
- Караковский, В.А. Пути формирования школьного ученического коллектива. – М., 2008.
- Коджаспирова, Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. – М., 2003. –138 с.
- Кравченко, Ю.В. Особенности процесса адаптации подростков к условиям обучения в общеобразовательных военных учебных заведениях: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Ю.В. Кравченко – СПб. 2006. – 167 с.