В настоящее время остается еще нерешенной проблема снижения грамотности обучающихся школы, падение интереса к изучению русского языка. А поэтому заявленная нами тема статьи актуальна.
Целью нашей статьи является выявление частотности употребления самостоятельных и служебных частей речи, а также определение роли самостоятельных частей речи в художественном тексте. Для реализации цели поставлены следующие задачи: изучить примеры использования самостоятельных и служебных частей речи в текстах разных типов, сопоставить данные «Частотного словаря русского языка» и результаты исследования текстов разных типов речи и проранжировать части речи по частоте употребления, закрепить знания, полученные на уроках русского языка, пробудить интерес к изучению русского языка как науки.
Язык — одна из мировых загадок. Мы не всегда осознаём роль языка в нашей жизни, а воспринимаем его как воздух, как дыхание, как что-то само собой разумеющееся.
Язык живёт и развивается в речи. В современном русском языке слова «язык», «речь» и «слово» употребляются как синонимы. Так, например, С. Н. Сергеев-Ценский в стихотворении «Наш язык» употребляет все три слова:
В век темноты самодержавья
Тургенев к Родине приник
И взял, как меч, против бесправья,
Наш златокованный язык...
Народу русскому величье
По языку он предсказал.
И слово вещее мы ценим,
И слово русское мы чтим...
Как стража драгоценной чаши,
Должны мы дар веков сберечь
И новым блеском жизни нашей
Обогатить родную речь!
Язык представляет собой систему фонетических, лексических и грамматических единиц. Обратимся к морфологии — разделу науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.
Слова — это обозначения, названия, имена всего того, что мы видим, чувствуем, воспринимаем в окружающем нас мире.
Слова обозначают предметы, людей, животных, птиц (журнал, сосна, ворона), явления природы (оттепель, гололедица), семейной и общественной жизни (праздник, именины), различные действия (читать, решать, смотреть), качества (робкий, неторопливый) и многое другое.
Общее грамматическое значение существительного — значение предмета. В зависимости от значения выделяют несколько групп существительных: конкретные (дерево, дом, жаворонок), вещественные (масло, сахар, вода), отвлечённые (чтение, храбрость, доброта), собирательные (детвора, молодёжь, студенчество).
Общее грамматическое значение прилагательного — признак предмета. Имена прилагательные могут иметь лексическое значение цвета (синий, белый, коричневый), размера (большой, маленький), материала (кожаный, деревянный), формы (круглый, квадратный), а также обозначать качества характера человека, признаки и свойства его духовного мира (благородный, умный, честный, душевный).
В текстах-описаниях места (пейзажных описаниях) преобладают имена существительные и прилагательные. Они позволяют нам увидеть картину, в которой каждый предмет занимает своё место.
Общее грамматическое значение глагола — обозначает действие, состояние предмета. Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, умываться, плыть, качаться), звучания (петь, говорить, кричать), состояния (синеть, золотиться, болеть), процесса (впитываться, нагреваться), существования (жить, находиться), речи (говорить, отвечать), мысли (думать, размышлять) и другие.
Много глаголов в повествовании, так как этот тип речи характеризуется тем, что его тема раскрывается в процессе развития действий, состояний, событий.
Общее грамматическое значение местоимения — указывает на предметы, признаки, количество, не называя их. Морфологические и синтаксические признаки местоимений зависят от того, какую часть речи они заменяют в предложении. Чаще всего бывают подлежащим, дополнением — как существительное, определением — как прилагательное, обстоятельством — как наречие.
Местоимения являются важнейшим средством связи частей текста. Местоименные слова позволяют не допустить неоправданного повтора слов.
Предлог как название части речи встречается уже в «Материалах для словаря древнерусского языка» И. И. Срезневского (1890–1912 гг.). По происхождению это калька с греческого языка (prothesis), буквальный перевод значит «перед словом».
Предлогов не так много: около 200 слов. Однако свой незначительный состав предлог восполняет частотой употребления, по которой он занимает 4-е место (после имени существительного, глагола и местоимения). 36 предлогов входят в общий частотный список, 9 из них (в, на, с, к, по, за, у, из, о) включаются в 30 самых частотных слов, причем два из них возглавляют весь частотный список (в — на первом месте, на — на четвером).
Предлог — это служебная часть речи («частица речи»). В чём же состоит её роль, если учесть её высокую частотность? По меткому определению видного лингвиста В. А. Богородицкого, предлоги — это «словечки отношений». Такое определение полностью соответствует роли, отводимой в языке предлогам. Они наравне с окончаниями участвуют в установлении отношений между словами.
Союз — древнее название части речи, отмеченное в словаре И. И. Срезневского. По происхождению является калькой с греческого языка.
Количественно это сравнительно небольшая группа. По частоте употребления союз занимает седьмое место (после наречия). Но и среди союзов есть высокочастотные слова, к которым относятся и (второе место), а (десятое место) и но.
Союз, как и предлог, является служебной частью речи («частицей речи»). Его задача — соединять однородные члены предложения (брат и сестра; читать и писать; не день, а ночь) или части сложного предложения (Наступила осень, и птицы улетели в тёплые края).
Соединяя слова или предложения, союзы указывают на отношения, существующие между ними, поэтому союзы, как и предлоги, относятся к «словечкам отношений».
В «Частотном словаре русского языка» части речи располагаются по частоте употребления в такой последовательности:
1) существительное — 26,65–1 место
2) глагол — 17,12–2 место
3) прилагательное — 9,37–5 место
4) наречие — 8,096–6 место
5) числительное — 1,17
6) местоимение — 13,27–3 место
7) союз — 7,39–7 место
8) предлог — 11,1–4 место
9) частица — 1,002
В качестве примера для исследования мы взяли 100 слов из рассказа И. А. Бунина «Косцы».
Косцы
Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом берёзовом лесу поблизости от неё — и пели.
Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернётся уже вовеки.
Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им.
Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось …
Далее распределили изученные части речи в следующую таблицу:
Имя сушествительное |
Имя прилагательное |
Глагол |
Местоимение |
Предлог |
Союз |
дороге |
большой |
шли |
мы |
по |
а |
лесу |
молодом |
косили |
они |
в |
и |
жизнь |
полный |
пели |
неё |
от |
и |
время |
берёзовом |
не вернётся |
то |
в |
и |
густоты |
серединной |
откликался |
наших |
перед |
и |
свежести |
исконной |
жили |
это |
в |
и |
цветов |
предвечернее |
косили |
это |
|
и |
запахов |
июньского |
пели |
та |
|
потому что |
поля |
старая |
были |
мы |
|
|
глушь |
кудрявой |
было |
они |
|
|
России |
давней |
уходила |
им |
|
|
время |
бесконечную |
склонялось |
нас |
|
|
дня |
русскую |
было |
весь |
|
|
дорога |
большая |
было |
наших |
|
|
муравой |
берёзовый |
|
нами |
|
|
колеями |
|
|
|
|
|
следами |
|
|
|
|
|
жизни |
|
|
|
|
|
отцов |
|
|
|
|
|
дедов |
|
|
|
|
|
даль |
|
|
|
|
|
солнце |
|
|
|
|
|
Как видно из таблицы, на первом месте — имена существительные (их в тексте 22), на втором месте — имена прилагательные и местоимения (их 15), на третьем — глаголы (в текте Бунина их 14). Так как это текст-описание места, то и преобладают имена существительные и прилагательные.
Как отмечено выше, среди союзов высокочастотным является союз И, в данном тексте он употреблён 6 раз, а среди предлогов высокочастотный предлог В в исследуемом тексте встречается 3 раза.
С целью получения более полной информации по исследуемой проблеме обратимся к тексту А. Платонова «Маленький солдат» (этот небольшой рассказ предназначен для дополнительного чтения на уроках литературы).
Маленький солдат
Сергей Лабков был сыном полковника и военного врача. Отец и мать его служили в одном полку, поэтому и своего единственного сына они взяли к себе, чтобы он жил при них и рос в армии. Сереже шел теперь десятый год, он близко принимал к сердцу войну и дело отца и уже начал понимать по-настоящему, для чего нужна война. И вот однажды он услышал, как отец говорил в блиндаже с одним офицером и заботился о том, что немцы при отходе обязательно взорвут боезапас его полка. Полк до этого вышел из немецкого охвата... и оставил у немцев свой склад с боезапасом...
Распределяем изученные части речи в таблицу:
Имя сушествительное |
Имя прилагательное |
Глагол |
Местоимение |
Предлог |
Союз |
Сергей |
военного |
был |
его |
в |
и |
Лабков |
немецкого |
служили |
своего |
к |
и |
сыном |
единственного |
взяли |
они |
при |
и |
полковника |
|
жил |
себе |
в |
и |
врача |
|
рос |
он |
к |
чтобы |
отец |
|
шел |
них |
для |
и |
мать |
|
принимал |
он |
при |
и |
полку |
|
начал |
он |
в |
и |
сына |
|
понимать |
его |
с |
и |
армии |
|
говорил |
этого |
о |
что |
Сереже |
|
заботился |
свой |
при |
и |
год |
|
взорвут |
|
до |
|
сердцу |
|
вышел |
|
из |
|
войну |
|
оставил |
|
у |
|
дело |
|
|
|
с |
|
отца |
|
|
|
|
|
война |
|
|
|
|
|
услышал |
|
|
|
|
|
отец |
|
|
|
|
|
блиндаже |
|
|
|
|
|
офицером |
|
|
|
|
|
немцы |
|
|
|
|
|
отходе |
|
|
|
|
|
боезапас |
|
|
|
|
|
полка |
|
|
|
|
|
полк |
|
|
|
|
|
охвата |
|
|
|
|
|
немцев |
|
|
|
|
|
склад |
|
|
|
|
|
боезапасом |
|
|
|
|
|
Как видно из таблицы, на первом месте — имена существительные (их в тексте 30), на втором месте — глаголы (их 14), на третьем — местоимения (11). Так как это текст-повествование, то и преобладают имена существительные и глаголы.
Среди служебных частей речи высокочастотный союз И в данном тексте употреблён 9 раз, высокочастотный предлог В в исследуемом тексте встречается 3 раза.
На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что частота употребления изученных нами в 5 классе частей речи в основном совпадает с данными «Частотного словаря русского языка».
В заключение хочется сказать, что те задачи, которые были поставлены нами в работе, в основном были решены, однако, данная работа не претендует на исчерпывающий анализ заявленной проблемы, и исследование будет нами продолжено в процессе дальнейшей практической работы с текстами разных типов и стилей речи.
Литература:
- Бунин, И. А. Избранная проза. «Косцы». — М.: АСТ Олимп, 1997.
- Великий и могучий... Художественные тексты и педагогические советы. Педагогическая литература. — М., 2008.
- Задания на понимание текста. Рабочая тетрадь по русскому языку 6 класс. ФГОС УМК Зайцева О. Н. Издательство «Экзамен», М., 2013.
- Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь 6 класс. Малюшкин А. Б. — М.: ТЦ «Сфера», 2006.
- Платонов, А. П. Маленький солдат. — М.: Эксмо, 2008.
- Русский язык. Учебник для 5 класса основной школы. В 2 кн. Кн. 2 / Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В. — М.: Баласс, 2010.
- Русский язык. Учебник для 6 класса основной школы. В 2 кн. Кн. 1 / Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В. — М.: Баласс, 2011.
- «Частотный словарь русского языка» — М., 1977.