В данной статье рассмотрена и проанализирована сфера международного туризма за период 2000–2014 года. Проанализированы характерные особенности туристического кризиса каждого промежутка времени. Также приводится анализ динамики развития мировых туристских потоков и доходов от международного туризма, выделены детерминанты развития отрасли, приведена региональная структура мирового рынка туристических услуг. Была произведена оценка места Российской Федерации на мировом рынке туристских услуг.
Ключевые слова: туризм, туристические услуги, мировой рынок туристических услуг, туристские потоки, туристический регион, туристическая политика
В современном мире сфера международного туризма является одной из наиболее стабильных и быстрорастущих. Последние десятилетия показали, что она наименее всего подвержена влиянию мировых финансово-экономических кризисов, и уже через короткий промежуток времени основные показатели, характеризующие сферу, возвращаются на докризисные уровни и демонстрируют устойчивый рост.
Как вид экономической деятельности международный туризм сформировался относительно недавно: лишь во второй половине ХХ в. Этому способствовало достаточно большое количество факторов, среди которых снижение цен на горюче-смазочные материалы, возникновение относительно дешевых авиаперевозок на этой основе, тенденция к урбанизации населения, сокращение количества рабочего и, соответственно, увеличение количества свободного времени и др. В результате количество международных туристских прибытий в мире увеличилось более, чем в 45 раз: с 25 млн. чел. в 1950 г. до 1,135 млрд. чел. в 2014 г. В то же время объем валютных поступлений от международного туризма возрос с 2 млрд. дол. в 1950 г. до 1,245 трлн. дол. в 2014 г. (увеличение более, чем в 622 раза). То есть характерной особенностью международного туризма, отличающего его от иных видов экономической деятельности, является влияние на динамику и тенденции его развития не только и не столько экономических факторов, сколько иных: политических, экологических, психологических и т. д.
На рисунке 1 приведены данные, характеризующие динамику развития международного туризма в течение 2000–2014 гг. Как демонстрируют данные, приведенные на рисунке, отрицательные показатели темпа прироста количества международных туристских прибытий наблюдались в 2001, 2003 и 2009 гг. Причиной спада 2001 г. стали теракты 11 сентября в США, которые привели к оттоку туристов не только в регионе, но и в целом в мире (психологический фактор: люди боялись совершать авиаперелеты). Спад 2003 г. опять же объясняется факторами неэкономического характера: вспышка атипичной пневмонии в странах Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона, который на сегодняшний день занимают второе место после Европы в региональной структуре международных туристских прибытий. И только в 2009 г. отрицательный показатель темпа прироста международных туристских прибытий на уровне -4,8 % был вызван последствиями мирового финансово-экономического кризиса.
Рис. 1. Динамика международных туристских прибытий в 2000–2014 гг. [* — рассчитано автором по данным UNWTO]
Соответствующие тенденции наблюдаются при анализе динамики объема валютных поступлений от международного туризма в течение аналогичного периода времени. Данные представлены на рисунке 2. Однако следует обратить внимание на то, что спад в динамике международных туристских прибытий 2003 г. не повлек за собой снижения объема валютных поступлений (не наблюдалось отрицательного показателя темпа прироста). Это можно объяснить тем, что различные туристические направления имеют различную стоимость и концентрируют различных объем валютных ресурсов. Следовательно Азиатско-Тихоокеанский регион, в котором произошел спад количества международных туристов не является образующим регионом в мире по объему валютных поступлений от международного туризма, т. е. не является дорогостоящим.
Рис. 2. Динамика валютных поступлений от международного туризма в 2000–2014 гг. [** — рассчитано автором по данным UNWTO)]
Как уже отмечалось выше, лидером на мировом рынке туристических услуг является европейский регион, на который по итогам 2014 г. приходилось около 51 % международных туристских прибытий, что подтверждается данными, приведенными на рисунке 3 [2].
Рис. 3. Региональная структура основных показателей международного туризма в 2014 г.
Однако следует отметить, что если на европейский туристический регион приходилось более 50 % международных туристских прибытий, объем валютных поступлений в регионе от международного туризма едва превышает отметку в 40 %. При этом азиатско-тихоокеанский и американский регионы демонстрируют противоположные тенденции. Это свидетельствует о том, что Европа с целью удержать туристов на своей территории постепенно прибегает к ценовой политике, снижая стоимость основных туристических направлений. То есть конкурентоспособность европейского туристического региона медленно, но неуклонно снижается. В то же время туристы продолжают расходовать значительные объемы финансовых ресурсов именно в АТР и американском регионе. Нью-Йорк и Токио продолжают оставаться городами с наиболее высокими туристическими расходами.
В таких условиях достаточно бурного роста сферы международного туризма закономерно встает вопрос о месте России на мировом рынке туристических услуг. Обладая значительным туристическо-рекреационным потенциалом, возможностями для развития абсолютно всех видов туризма данная сфера получила должное внимание со стороны государства только в последние годы. В результате последние 5–7 лет Российская Федерация стабильно входит в десятку крупнейших туристических направлений мира. По итогам 2014 г. однако страна опустилась на 9 место в рейтинге с количеством международных туристов 29,848 млн. чел. [3], что на 3,4 % больше по сравнению с 2013 г. и на 47,3 % больше по сравнению с 2010 г. Объем валютных поступлений от международного туризма находился на отметке 11,769 млрд. дол., что на 1,8 % меньше по сравнению с 2013 г. При этом, доля России в общеевропейском объеме международных туристских потоков находилась на уровне 5,1 %, в объеме валютных поступлений от международного туризма — 2,3 %.
Для экономики России международный туризм также является одной из важных экономических сфер, обеспечивая около 5,6 % валового внутреннего продукта страны (около 152 млрд. дол. США). Международный туризм выполняет также важную социально-экономическую функцию — обеспечение занятости населения — в 2014 г. в туристической и смежными с ней сферами было занято около 4 млн. чел. (5,6 % составил общий эффект занятости населения) [1]. Безусловно, важным фактором роста увеличения количества международных туристов в Российской Федерации стало проведение Олимпиады в 2014 г. Важным результатом стало создание огромного количества объектов не только спортивной инфраструктуры, но и туристической инфра-и супраструктуры высочайшего мирового уровня, которая в последующем при взвешенной целенаправленной политике государства может привлекать достаточно большое количество зарубежных туристов.
Положительные прогнозы в сфере въездного туризма могут быть построены и для нынешнего 2015 г. и для последующего 2016 г. в связи с проведением значительных спортивных соревнований (2015 г. в Казани Чемпионат мира по водным видам спорта; Чемпионат мира по футболу в 2018 году и Чемпионат мира по хоккею). Возведенные спортивные объекты могут стать базой для дальнейшего развития спортивного туризма в России.
Однако государственная политика в сфере туризма должна быть направлена не только на привлечение зарубежных туристов, но и на переориентацию отечественных потенциальных туристов на внутренние туристические направления. Такая политика начала постепенно внедряться в течение 2015 г. на основе популяризации туристических направлений Сочи и Крыма. Это поможет предотвратить отток валютных средств из страны, повысить заполняемость построенных туристических объектов и в целом повысить эффективность развития сферы международного туризма в стране.
Литература:
- RussiaBenchmarkingReport 2015 — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.wttc.org/research/economic-research/economic-impact-analysis /country-reports/ (дата обращения: 14.11.2015)
- UNWTOAnnualReport 2014. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www2.unwto.org/annualreport2014 (дата обращения: 14.11.2015)
- UNWTOTourismHighlights, 2015 Edition: — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.e-unwto.org/doi/book/10.18111/9789284416899 (дата обращения: 12.11.2015)