Ключевые слова: художественный текст, художественное время, категории художественного времени, свойства художественного времени, временной континуум, хронотоп, реальное художественное время, виды реального времени, историческое время.
Мир художественного произведения, связанный с миром реальной действительности, не может существовать вне времени и пространства. Данные категории являются ключевыми в описании параметров эстетической действительности, вымышленной автором и материализованной им в словесно-художественной форме. По Матвеевой, текстовая категория времени определяется как категория, «с помощью которой содержание текста соотносится с осью времени: реальной исторической перспективой действительности или её преломлением» [1, с. 24].
Категория художественного времени играет существенную роль в формировании содержания текста. При этом автор текста создает в каждом конкретном случае новый образ мира. Он располагает его в различных определенных рамках времени и пространства, свойственных (или несвойственных) данной ситуации, что обусловлено установкой автора [2, с. 166]. «Временной и пространственный язык» используется авторами художественных произведений как средство выражения собственной субъективной позиции. Художественное время не столько календарный отсчет событий, сколько соотнесенность событий, установление ассоциативных, причинно-следственных, психологических связей между ними, создание сложного ряда событий, выстраиваемых в сюжетной канве. Это форма бытия идеального мира эстетической действительности, временной континуум изображаемых явлений, отличный от реального пространственно-временного континуума [3, с. 16].
Пространство и время играют огромную роль при создании художественного произведения, т. к. хронотоп определяет жанр, обеспечивает композиционное построение, неразрывно связан с сюжетом, системой образов и мотивов [4, с. 235]. Основное же значение этой литературной категории заключается в том, что художественное пространство и время служат формами существования художественного мира [5, с. 60].
Интерес к хронотопу лингвистов — явление сравнительно недавнее. В 60-е годы XX-го века в лингвистических исследованиях появилось новое направление известное сегодня как лингвистика текста. Первоначально эта дисциплина занималась только поисками средств формальной связности текста, оставляя в стороне содержательный аспект объекта [6, с. 267–268]. В конце 70-х, начале 80-х годов одной из кардинальных задач лингвистики текста становится выявление и описание особых текстовых категорий. Исследование категорий текста позволяло получить более полное представление о самом объекте дисциплины, его наиболее общих и существенных признаках, т. к. предполагало выявление особенностей текстовой структуры, организации языковых единиц, а также связей, устанавливаемых между ними [7, с. 80]. В состав категорий текста, выделяемых исследователями, был включён и художественный хронотоп. У И. Р. Гальперина это категория континуума, представляющая собой “определённую последовательность фактов, событий, развёртывающихся во времени и пространстве” [8, с. 87]. З. Я. Тураева рассматривает хронотоп как одну из содержательных (концептуальных) категорий, осуществляющих “связь между текстом и объективной действительностью, отражённой и преломлённой в тексте” [7, с. 81].
В лингвистике существуют различные типологии времени. Со времен А. А. Потебни принято разграничивать время реальное и художественное. Ученые рассматривают художественное время как единство конечного и бесконечного, частного и общего [7, с. 94]. Как отмечает Н. А. Николина, «художественное время носит системный характер. Это способ организации эстетической действительности произведения, его внутреннего мира и одновременно образ, связанный с воплощением авторской концепции, с отражением именно его картины мира…» [9, с. 58].
У категории художественного времени можно выделить формальную и содержательную стороны (план содержания и план выражения). План содержания художественного времени включает те понятия, которые передаются этой категорией. План выражения представлен рядом средств, используемых для выражения этих понятий. Здесь мы коснемся только плана содержания художественного времени. Понятие художественного времени — это довольно сложное понятие. Оно включает в себя:
1) время тех событий, из которых складывается сюжет, т. е. сюжетное время;
2) время персонажей (индивидуальное, частное, личное время), в состав которого входит: субъективное восприятие времени героем произведения, его биографическое время, время его деятельности;
3) время автора, отражающее “его концепцию времени, его временную позицию по отношению к изображаемым событиям”;
4) время читателя — “время рационального и чувственно-эмоционального восприятия прочитанного” [4, с. 64–65].
Как видим, в плане содержания художественное время характеризуется многозначностью и сложностью. Оно служит не только для временной локализации событий, но и указывает на характер протекания их в тексте и выражает субъективную оценку (субъективное восприятие времени героем произведения, время автора, время читателя). Иначе говоря, помимо временных характеристик категория художественного времени способна выражать аспектуальные и субъективно-модальные характеристики изображаемых явлений. Так, субъективное художественное время (субъективное восприятие времени героем произведения) носит не столько темпоральный, сколько аспектуально-оценочный характер.
Согласно Папиной, среди видов художественного времени выделяется «время, которое может быть представлено в качестве реального объективного, циклического, субъективного, а также ирреального времени разных типов». Папина считает, что авторы, принадлежащие к разным литературным направлениям, стремятся, исходя из своих установок, наиболее правдоподобно или намеренно неправдоподобно создать картину внешнего мира с его объектами, размещенными в пространстве и времени и соотнесенными с местом говорящего или наблюдателя, с точкой отсчета времени. На этом основании писатель формирует несколько типов художественного времени. Наиболее часто встречающимся типом времени является реальное объективное художественное время, используемое в монологической речи. Сюда включается и циклическое время. Наряду с реальным объективным временем автор (говорящий) может ввести также реальное субъективное художественное время, описав его как явление нелинейное, прерывистое, неоднородное, с обилием алогизмов и аномалий во времени, отраженных в монологической и диалогической речи. Действие художественного текста может быть отнесено к далеким таинственным мирам прошлого и будущего, ко времени и пространству фантастическому, мифологическому, космическому. Это позволяет писателю субъективно, с большей или меньшей степенью вымысла описать ирреальное время разных миров [2, с. 163].
Также Николина выделяет следующие виды времени, такие как, сюжетное время и время фабульное, отражающие реальную последовательность событий; авторское время и субъективное время персонажей; в качестве разных форм проявления времени выделяются бытовое и историческое, время личное и социальное [9, с. 130].
Время в художественном произведении воспринимается благодаря связи событий — причинно-следственной или психологической, ассоциативной. Где нет событий — нет и времени: в описаниях статических явлений, например — в пейзаже или портрете и характеристике действующего лица, в философских размышлениях автора (от последних следует отличать философские размышления действующих лиц, их внутренние монологи, которые протекают во времени) [10, с. 213].
В художественных произведениях наличествуют образы времени биографического (детство, юность, зрелость, старость), исторического (характеристики смены эпох и поколений, крупных событий в жизни общества), космического (представление о вечности и вселенской истории), календарного (смена времён года, будней и праздников), суточного (день и ночь, утро и вечер), а также представления о движении и неподвижности, о соотнесённости прошлого, настоящего, будущего.
Каждый персонаж художественного текста имеет своё индивидуальное время. Художественное время — это некое множество индивидуальных времен и установление временных зависимостей между отдельными (частными, индивидуальными) временами. Художественное время — это сложное переплетение трех порогов восприятия — автора, читателя и персонажей. Художественное время может быть одномерным (одна линия в повествовании) и многомерным (действие развивается параллельно в нескольких местах в различное время). Художественное время есть единство прерывности и непрерывности. Оно непрерывно, так как может выступать как единый поток событий, как единство отдельных этапов событий, отрезков в повествовании. И вместе с тем художественное время прерывно, так как возможно расчленение потока времени на отдельные фазы, эпизоды, события.
Учёные выделяют историческое время, также называют его эмпирическим, физическим, хроникальным и др. Такое время, связанное с определёнными выделяемыми циклами в жизни природы, конкретными событиями в жизни человека или всего общества, отражается в их хронологии, т. е. в описании логически последовательно происходящих событий, фактов. Фиксирование дат событий производится хронографией. Длительность действия в его осуществлении определяется хронометрией (11, с. 123).
Историческое время содержит следующие значения:
стремление автора отразить общезначимые свойства времени.
установка автора на выражение собственных индивидуальных восприятий момента событий, момента речи, фазы действия, его темпа и т. п.
В числе таких общезначимых свойств времени называют:
направленность времени из прошлого — в настоящее — в будущее. В окружающей нас действительности мы всегда наблюдаем однонаправленность и необратимость времени. Однако нетрудно представить себе модели времени, в которых возможен его обратный ход, а также модели, где время представляется как бы застывшим, неподвижным.
линейность времени. Это свойство естественного Потока времени, по мнению учёных, отражается в виде некоего множества, которому задано отношение нестрогого порядка. Линейность времени, как и пространства, наиболее показательно представлена при изображении продвижения вперёд, например, во время дорожного движения, при описании наблюдения героя за временем, при его воспоминаниях или мечтах.
непрерывность. Это свойство представляет время как одномерный континуум, геометрическим образом которого является векторная прямая.
Естественное время отличается своей протяженностью как прошлого, так неоканчиваемостью в будущем. При этом не является противоречивым существование цикличного времени, обозначающего смены времён года, суточных циклов, циклов Пути человека.
Ни одно из свойств времени, сколь бы естественным оно ни казалось, не носит универсального характера. Другими словами, нет и не может быть какой-то единственно правильной временной логики или модели времени, которая удовлетворяла бы нас во всех случаях жизни. Поэтому художественное время, как и время любого иного стиля речи, сочетает включение общезначимых свойств времени с её различными вариантами и модификациями, связанными с установкой самого автора.
Подводя итог статьи, мы пришли к тому что, литературные произведения пронизаны временными и пространственными представлениями, бесконечно многообразными и глубоко значимыми. Здесь присутствуют образы времени биографического (детство, юность, зрелость, старость), исторического (крупных событий в жизни общества), космического (представление о вечности и вселенской истории), календарного (смена времен года, будней и праздников), суточного (день и ночь, утро и вечер), а также представление о движении и неподвижности, о соотнесенности прошлого, настоящего и будущего. В художественной литературе энергия и творческая сила памяти освобождают отдельные моменты существования от текучести, дробности, незначительности, укрупняют их, открывают в них «тайные узоры» судьбы или высший смысл, в результате устанавливается истинное время — время сознания повествователя или героя, которое противопоставляет «ненужному сну» бытия неповторимые мгновения, запечатлевшиеся навсегда в памяти. Мерой человеческой жизни тем самым признается наличие в ней моментов, причастных к вечности и освобожденных от власти необратимого физического времени.
Литература:
- Матвеева Т. В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. Синхронно-сопоставительный очерк. Монография. — Свердловск: Урал. ун-та, 1990. — 172 с..
- Папина А. Ф. Текст: его единицы и глобальные категории: Учебник для студентов-журналистов и филологов. — М.: Едиториал УРСС, 2002. — 368 с.
- Тураева З. Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное (на материале английского языка): Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 1979. — 219 с.
- Бахтин М. М.. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Художественная литература, 1975. — С. 234–407.
- Темирбулатова А. Б. Художественное время и пространство: их значение и функции //Вестник КазГУ. Серия филологическая. — 2001. — № 1. — С. 60–67.
- Николаева Т. М. Лингвистика текста//Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 267–268.
- Тураева З. Я. Лингвистика текста — Москва: Просвещение, 1986. — 127 с.
- Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 144 с.
- Николина Н. Н. Филологический анализ текста — Москва: Издательский центр «Академия», 2003. — 256 с.
- Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. — Москва: 1979. — 376 с.
- Гак В. Г. Пространство времени // Логический анализ языка: Язык и время / отв. ред. Н. Д. Арутюнова, Т. Е. Янко. М.: Индрик, 1997. — С. 122–130.