В данной статье рассмотрены основные экологические принципы некоторых Конституций государств Европы. Наглядно показано чем они различаются в зависимости от того, какая экологическая ситуация складывалась в мире, как это отражалось в общепризнанных международных экологических актах, каков уровень экономического и демократического развития стран и народов.
Ключевые слова: охрана окружающей среды, благоприятная окружающая среда, нормативы качества окружающей среды.
Одной из главных целей демократического Российского государства является приоритет обеспечения повышение благосостояния гражданина при помощи обоснованных и законных методов и форм. Достижение этой цели обуславливается, прежде всего, с учетом исторического опыта и социально-экономических условий развития страны. Так один из основных конституционных признаков является обеспечение экологических прав граждан на благоприятную окружающую среду, которые признаются мировым сообществом как фундаментальные права человека.
Благоприятная окружающая среда — окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов (ст. 1 ФЗ от 10.12.2002 г. № 7 «Об охране окружающей среды»). Не смотря на это в Конституциях зарубежных государств показано, что при рецепции иностранных конституционных положений экологической направленности российским законодательством меньше всего учитывались зарубежные достижения в данной области исследования. В Конституции РФ указывается лишь пять принципов:
- Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч.1 ст.9);
- Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. (ч. 1 ст. 36);
- Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. (ч. 2 ст.36);
- Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42);
- Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58).
Эти положения обладают универсальным характером, предопределяют основные права человека на благоприятную окружающую среду. Разнообразные по второй главе Конституции РФ конституционные экологические нормы не отражают целей и задач обеспечения права граждан на благоприятную окружающую среду и свидетельствуют об отсутствии целенаправленной идеологии государства, что является серьезным препятствием в обеспечении экологических прав граждан и значительным тормозом в разработке экологического кодекса страны. А самое главное-законодатель не усмотрел и не мог усмотреть в Конституции РФ динамику глобальных и локальных климатических изменений, оказывающих в последнее десятилетие весьма негативное воздействие на здоровье человека. На основании этого следует внести поправку в гл. 2 Конституции РФ «Окружающая среда и территориальное планирование», в которой признавалась система деятельности государств, делающая упор на улучшение здоровой окружающей среды и ее поддержание, а так же отражались входящие в нее отдельные функции, хорошо отраженные в Конституциях стран Европы.
Основные обязанности граждан по Конституции РФ являются: долг каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, Все природноресурсные кодексы и иные законы — о земле (от 25.10.2001 № 136-ФЗ ред. от 28.11.2015), недрах (от 21.02.1992 № 2395–1 ред. от 13.07.2015г.), водах (от 03.06.2006 № 74-ФЗ ред. от 28.11.2015), лесах (от 04.12.2006 № 200-ФЗ ред. от 13.07.2015г.), животном мире (от 24.04.1995 № 52-ФЗ ред. от 13.07.2015г.), атмосферном воздухе (от 04.05.1999 № 96-ФЗ ред. от 13.07.2015г.) — включают подробные нормы о конкретных экологических обязанностях граждан, применительно к конкретным природным ресурсам. На мой взгляд, в наши дни существует слабая контролируемость государственными органами этих вопросов, допускают безнаказанность нарушения экологических обязанностей как граждан так и должностных лиц — в этом и состоит проблема. Следует отметить, что какое-либо скрывание экологической информации, которое имеет существенное значение для общества именуется административным правонарушением (ст. 8.5 КоАП РФ). К сожалению, акты по материалам такого дела о производстве, вынесению решения и исполнение не имеет места быть. Проекты его давно подготовлены, однако принятие наталкивается на сопротивление ответственных за предоставление экологической информации органов, нередко настаивающих на платности выдаваемой информации. [1]
Все Конституции государств Европы принимаются и имеют свои существенные индивидуальные характеристики в зависимости от сложившейся экологической ситуации в той или иной стране. На основании этого целесообразно выделить три вида:
- Конституции, в которых закреплены права граждан на благоприятную окружающую среду и их обязанности сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.
Так они схожи по содержанию и структуре размещения экологических норм с Конституцией РФ. К ним относятся, например, Конституции республик: Армении, Болгарии, Украины, Эстонии. Принципы, отраженные в Декларации «По окружающей среде и развитию», принятой в Рио-де-Жанейро, 1992 г., имеют конкретизацию в приведенных выше основных законов стран Европы. В частности, такие принципы, как: забота о человеке является центральным звеном в деятельности по обеспечению устойчивого развития. Люди имеют право жить в добром здравии и плодотворно трудиться в гармонии с природой; на национальном уровне каждый человек имеет соответствующий доступ к информации, относящейся к окружающей среды. Предполагается обеспечение эффективного доступа к судебным и административным разбирательствам, включая возмещение и средства судебной защиты. [2]
- Конституции, в которых охрана окружающей среды считается приоритетной задачей государства.
Такие конституционные обязательства приняли на себя страны: Греция, Испания, Нидерланды, Португалия, Турция, Италия. Они наряду с вышеотмеченными также руководствуются принципами Декларации «По окружающей среде и развитию»: государства должны разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности за ущерб, наносимый жертвам загрязнения и других видов экологически вредной деятельности и компенсации такого ущерба. Примером этому служит Союзная Конституция Швейцарской Конференции (от 18.04.1999г.), в которой отведен специальный четвертый раздел «Окружающая среда и пространственное планирование», содержащий не только основные экологические принципы, упомянутые выше (ст. 73–74), но и конкретно ориентированные на охрану отдельных природных объектов: земель (ст. 75), вод (ст.76), лесов (ст. 77), животного мира (ст. 80). [3]
- Конституции, которые не содержат ни права граждан на здоровую окружающую среду, ни обязанности государства защищать ее.
К таким Конституциям относится Ирландии (от 29.12.1937 г.), Дании (от 05.06.1953 г.). В качестве исключения можно отнести Основные Законы некоторых стран, принятые в 90-х годах XX в., например, Конституция Румынии (от 08.12.1991г.), уделяя значительное внимание охране собственности, в том числе земельной (ст. 135). Возникает вопрос, какими де силами государства Европы планирует обеспечивать гарантию прав граждан на здоровую и сбалансированную окружающую среду? Отвечая на данный вопрос, прежде всего, следует отметить, что одни государства берут эту серьезную ответственность только на себя. С этой целью такие государства устанавливают нормативы качества окружающей среды, т. е. допустимые пределы негативного воздействия на окружающую среду, и при помощи законных методов и средств обеспечивает их соблюдение. К примеру, ст. 24 Конституции Греции регламентирует: «Охрана природной и культурной окружающей среды является обязанностью государства». Этому есть подтверждение властных структур Греции и отражено в ст. 25 ее Конституции: «Права человека как личности и члена общественного целого гарантируются государством, все органы обязаны обеспечивать беспрепятственное осуществление этих прав». [4] Таким образом, предполагается необходимость установления нормирования качества окружающей среды и использование соответствующих программных средств.
Другие же государства привлекают к этой работе граждан и общественные объединения, например, в ч. 2 ст. 45 Конституции Испании установлено: «Государственные власти следят за рациональным использованием всех природных ресурсов в целях защиты и улучшения качества жизни а также для охраны и восстановления окружающей среды, опираясь при этом на необходимую коллективную солидарность». [5] Иными словами, испанская власть непосредственно в союзе с общественными объединениями граждан берет на себя лишь контрольные функции за рациональным использованием природным ресурсов. Третье государства — граждане берут на себя полностью ответственность за охрану окружающей среды, создавая им лишь условия для осуществления данного права, к примеру, Республика Македония имеет такую законодательную базу по отношению к охране окружающей среды. Четвертые государства не называют субъекты, реализующие экологические нормы и к тому же государственные органы не берут на себя ответственность за их соблюдение, например, в Конституции Белоруссии провозглашается: «Охрана природной среды — долг каждого» (ст. 55); [6]
Равновесие природной среды на сегодняшний день настолько разбалансировано, что само упоминание этого термина в науке выглядит архаично. Несмотря на это здоровая окружающая среда немыслима без восстановления баланса природной среды, и любые конституционные гарантии обеспечения защиты экологических прав человека не всегда увенчаны успехом того или иного государства.
Литература:
- Боголюбов С. А. Конституционные основы охраны окружающей среды в государствах Европы // Журнал российского права. 2003. N 6.
- Яблоков А. В. Важность нормативного определения экологической информации // Правовые проблемы охраны окружающей среды: Сборник материалов научно-практической конференции. Вып. 2. М.: Изд-во «Наука и кооперативное образование», 2003.
- Миняев А. О. Конституционные основы экологического права: Автореф. дис... канд. юрид. наук. М.: МГУ, 2003; Позднякова Е. А. Охрана окружающей среды посредством материальной ответственности работников. Оренбург, 2002
- Обзор конституций в настоящей статье осуществляется по сборнику «Конституции государств Европы»: В 3 т. / Под ред. Л. А. Окунькова. М.: НОРМА, 2001. URL: http://www. uznal. org/constitution. php.
- Чиркин В. Е. К 15-летию Конституции РФ // Гражданин и право. 2008. N 12.
- Союзная Конституция Швейцарской Конференции от 18.03.1999г.
- Конституция Греции от 11.06.1975г.
- Конституция Испанского Королевства от 27.12.1978г.
- Конституция Республики Беларусь от 15.031994г. (с измен. и доп. от 17.10.2004г.)