На сегодняшний день любой человек, который хоть немного ориентируется в экономической теории знает или предполагает какое значение имеет промышленная политика как инструмент рационального воздействия государства на экономические отношения в стране и с иностранными партнерами, впрочем, попроси их дать определение промышленной политики — и мы получим огромный разброс мнений, терминов и подходов. И все они будут сколь верны, столь и не полны, не универсальны.
Что вообще знает “неспециалист” о промышленной политики в нашей стране?
Что правительство много говорит о ней (особенно в последнее время), принимает какие-то программы и концепции, выделяет в рамках отечественной промышленности приоритетные отрасли и что из-за отсутствие денег в бюджете на этом все и заканчивается: мероприятия по реализации этих самых программ существуют лишь на бумаге, а приоритетные отрасли не поддерживаются.
Это верно и неверно одновременно. Поскольку, несмотря на то, что средства из бюджета под декларируемые в концепциях приоритеты не выделяются, в российской экономики всё же осуществляется перераспределение ресурсов от сильных, конкурентоспособных отраслей к более слабым — так экспорт ориентированный сырьевой сектор практически удерживает на плаву всю остальную промышленность и социальную сферу посредствам налоговых отчислений в бюджеты всех уровней и бартеру, широко применяющемуся в отечественной экономики.
Так что же такое промышленная политика?
Согласно разработанной Министерством экономики РФ Концепции промышленной политики, промышленная политика представляет собой комплекс мер, осуществляемых государством в целях повышения эффективности и конкурентоспособности отечественной промышленности и формирования её современной структуры, способствующей достижению этих целей.
Промышленная политика осуществляется в общем русле государственной экономической политики, направленной на структурные преобразования и рост общественного производства.
Цели и приоритеты промышленной политики вырабатываются на основе стратегических ориентиров, задаваемых для производственной и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов рынка, а также для социальной деятельности государства.
Далее позволим себе ненадолго прервать наше знакомство с промышленной политикой и скажем несколько слов о конкурентоспособности, поскольку эта одна из важнейших составляющих рыночной экономики, пронизывающая все уровни и отношения между субъектами рынка.
В рамках понятия конкурентоспособности рассматриваются несколько её уровней, между которыми существует достаточно тесная взаимозависимость: конкурентоспособность товара, конкурентоспособность товаропроизводителя, отраслевая конкурентоспособность и страновая конкурентоспособность.
В границах рассматриваемой темы нас, в большей степени, будут интересовать отраслевая и страновая конкурентоспособность.
Развитие международного разделения труда привело к определённой специализации стран на мировых рынках в зависимости от степени конкурентоспособности той или иной отрасли. Так в США наиболее конкурентоспособными отраслями считаются авиационная, аэрокосмическая, уникальное машиностроение, автомобилестроение, производство компьютеров и разработка информационных технологий. В Японии к конкурентоспособным отраслям относятся электронная и электротехническая, автомобильная, судостроение, станка- и роботостроение. Китай создал конкурентоспособные отрасли по производству дешёвой массовой продукции — одежда, обувь.
Среди российских отраслей наиболее конкурентоспособными на мировом рынке являются авиационная и аэрокосмическая, приборостроение, судостроение, отдельные под отрасли ВПК и ТЭК. Однако основная масса отечественной машина технической продукции, к сожалению, неконкурентоспособна, о чём свидетельствует низкая доля готовых машин и оборудования в отечественном экспорте (7–9 %).
Страновая конкурентоспособность по своей сути является синтетическим показателем, объединяющим все прочие перечисленные уровни конкурентоспособности и характеризующим положение страны на мировом рынке.
В самом общем виде страновую конкурентоспособность можно определить как способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных её граждан.
Для анализа и измерения уровня страновой конкурентоспособности разрабатываются многие методики и показатели, однако на данный момент наиболее адекватным отражением конкурентоспособности страны среди прочих является показатель конкурентоспособности, разработанный международной организацией Мировой экономический форум в 1986 году. Этот показатель используется при анализе промышленно развитых стран, новых индустриальных стран и стран с переходной экономикой.
При расчёте данного показателя используются многофакторные векторные модели, учитывающие 381 показатель, которые сгруппированы в 8 агрегированных факторов: внутренний экономический потенциал, внешнеэкономические связи, государственное регулирование, кредитно-финансовая система, инфраструктура, система управления, научно-технический потенциал, трудовые ресурсы. Кроме того, объективные показатели по каждой стране при составлении рейтинга (а это около 70 % всех показателей) дополняются субъективными факторами — экспертными оценками аналитиков, опросом мнения руководителей крупных корпораций и ведущих экономических экспертов.
Россия как страна с переходной экономикой была включена в расчет данного показателя в 1995г. и заняла тогда 48 место, уступая всем промышленно развитым странам и опережая лишь отдельные развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Наиболее сильными сторонами российской экономики в плане мировой конкурентоспособности были признаны научно-технический потенциал и трудовые ресурсы, а наиболее слабыми — роль государства в экономики, система управления предприятиями и кредитно-финансовая сфера.
К падению общей конкурентоспособности России ведут и различные структурные изменения негативного характера, в частности такие, как энергоёмкость производства, износ основных средств, отсутствие прямых инвестиций в производство и в научно-технические исследования и разработки (эти проблемы будут рассмотрены в данной работе позже).
Поэтому в ближайшие годы для повышения конкурентоспособности отечественной продукции необходимо подготовить и реализовать технологический рывок в конкурентоспособных отраслях, а также создать для отечественных товаропроизводителей равные с их иностранными конкурентами условия на внутреннем рынке (т. е. оптимизировать налоговую политику, учёт себестоимости производимой продукции, разработать и внедрить протекционистские меры).
На данный момент в числе конкурентных преимуществ России на мировом рынке пока ещё остаются:
богатые природные ресурсы и развитая минерально-сырьевая база;
образованная, квалифицированная и относительно дешёвая рабочая сила;
наличие научно-технического потенциала;
наличие мощностей по производству массовой, относительно дешёвой продукции, способной найти сбыт на внутреннем рынке и рынках ряда развивающихся стран.
Наиболее слабыми местами отечественной промышленности являются:
общее достаточно серьёзное технологическое отставание от мирового уровня;
несоответствие структуры промышленного производства параметрам, характерным для экономик развитых индустриальных стран;
отсутствие соответствующей инфраструктуры и навыков сбыта продукции и её обслуживания;
низкий уровень управления и организации, особенно в управлении финансовыми ресурсами;
слабая инвестиционная активность и бюджетный дефицит.
Ещё одной нелицеприятной особенностью российского производства является тот факт, что при в основе своей сырьевом характере экспорта, мы импортируем капиталоёмкие продукты и зачастую именно для производства этого самого сырья. Об этом говорит высокая доля расходов на покупку импортного оборудования в себестоимости отечественных экспортируемых товаров. В такой ситуации экспорт становится заложником импортных поставок. Кроме того, развитие экспорт ориентированных сырьевых отраслей полностью зависит от мировой конъюнктуры в области цен на сырьевые товары, и связывать общий экономический подъём страны с ростом рентабельности экспорт ориентированных сырьевых отраслей было бы не очень разумно, так как мы отдаём наш потенциальный экономический рост на откуп экзогенным факторам, что не приемлемо для развития экономики России, как в прочем и любой другой страны.
Литература:
- Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие. — М.: КНОРУС.-2006 — С.26.
- Княгинин В., Щедровицкий П. Современная национальная промышленная политика России. Региональный аспект. — М.: РСПП. — 2008. — С.46.
- Газимагомедов Р. Особенности современной промышленной политики: теория и практика. — М.: Экономика. — 2008. — С.62.
- Ходов Л. Г. Государственное регулирование национальной экономики. — М.: Экономистъ. — 2006. — С.23.
- Крюков Р. В. Государственное регулирование национальной экономики: Конспект лекций. — М.: Приор — издат. — 2006. — С.39.
- Черной Л. Приоритетные подходы к структурной перестройке // Экономист. — 2008. — № 12. — С.35.
- Цветков В. Подкрепить инновационное развитие промышленной политикой // Экономист. — 2008. — № 3.- С.17.
- Артемьев В. И. Промышленность России. — М.: ИНФРА-М. — 2006. — С.78.