Тема занятия: «Поступки. Привычки. Характер»
Цель занятия: формирование у детей эффективной адаптации в обществе.
Задачи: научить ребенка оценивать свои поступки и поступки своих товарищей, формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения, учить анализировать свои поступки и делать выводы.
Методы: наглядный, практический, словесный, деятельностный, проблемно-поисковый.
Формы: групповая.
Оборудование: карточки с этапами работы, карточки с заданиями для групп, Толковый словарь С. И. Ожегова, текст повести «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, листочки с таблицами, воздушные шарики.
- Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).
Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Игра «Имя и эпитет»
— Ребята, мы знакомы с вами давно, но каждый день открываем в себе и в своих одноклассниках что — то новое. Постараюсь разгадывать дальше: какой каждый из вас, и какие вы все вместе.
— Каждый из вас, ребята, подберет по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, и характеризовать человека, например: «Любознательная Людмила, гениальный Геннадий». Если вам не нравится качество характера, начинающегося с буквы имени, или трудно подобрать подходящее, можно использовать начальные буквы фамилии или отчества.
Результат: дети включены в учебную деятельность.
2. Формулирование темы, создание проблемной ситуации.
Цель: организовать постановку учебной проблемы.
— Как вы думаете, почему подобрали разные эпитеты?
— У каждого из нас есть внутренний мир. И этот мир неповторим и уникален: со своими особенностями, странностями, причудами. Но так ли часто мы имеем возможность встретиться со своим внутренним миром? Сегодня у нас будет такая возможность. Тема нашего занятия «Поступки. Привычки. Характер».
— Есть замечательная пословица «Посеешь поступок — получишь привычку, посеешь привычку — получишь характер, посеешь характер — получишь судьбу»? Какой смысл заключается в ней?
— А какие поступки должен стремиться совершать человек?
— А вы совершаете только хорошие поступки?
— Сформулируйте проблему, которую будем решать на занятии.
— Перед вами карточки с основными этапами работы. Обсудите в группах, в какой последовательности мы будем работать.
1 этап. Уточним в толковом словаре значение слов: поступок, привычка, характер.
2 этап. Определим полезные и вредные привычки.
3 этап. Выделим те черты характера, которые помогают нам и те, которые мешают.
Результат: ученики формулируют учебную проблему совместно с учителем, проговаривают последовательность действий на занятии.
- Выход из проблемной ситуации. Исследование.
Цель: организовать реализацию исследования в соответствии с планом.
Учащиеся разделены на 3 группы.
1 этап работы. Работа по словарю.
Цель: уточнить значения слов.
1 группа — уточняет по словарю значение слова «поступок».
2 группа — уточняет по словарю значение слова «привычка».
3 группа — уточняет по словарю значение слова «характер».
— Что вы скажете о связи этих слов?
Результат: дети знают точное определение данных слов, их взаимосвязь.
2 этап работы.
Цель: определить, какие привычки являются полезными, а какие опасными и вредными.
— В процессе роста и развития у каждого человека формируется множество различных привычек — полезных и вредных. Все полезные и вредные привычки человек «выращивает» в себе сам. Только «выращивание» полезных привычек — дело долгое и кропотливое. Изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить плоды. Вредные же привычки, как сорняки, очень легко пускают корни, стоит лишь дать им небольшую поблажку. Один раз чуть-чуть обмануть, чуть-чуть опоздать, чуть-чуть пожалеть себя. Человек и сам не замечает, как быстро он становится их покорным рабом. Ведь привычка врать превращает своего подчиненного во вруна, привычка перекладывать все на плечи других — в эгоиста и лентяя, а привычка отступать перед трудностями и опасностями — в труса. И наоборот, полезные привычки награждают своего хозяина замечательными качествами: трудолюбием, смелостью, милосердием. А есть привычки очень опасные. Даже одна единственная встреча с ними грозит большой бедой.
— Приведите примеры полезных, вредных и опасных привычек. Обсудите в группах, запишите на листах. По окончанию работы лист прикрепите на доску.
— Давайте сравним ваши записи, какие привычки вы отнесли к полезным, какие к вредным и опасным.
— Как же можно «вырастить» привычку? Послушайте отрывок из повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землёй, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый, безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть растёт на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать её с корнем, как только её узнаешь. На планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена… это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет её насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут её на клочки.
— Есть такое твёрдое правило, — сказал мне после Маленький принц. — Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету.
Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная.
Однажды он посоветовал мне постараться и нарисовать такую картинку, чтобы и у нас дети это хорошо поняли.
— Если им когда-нибудь придётся путешествовать, — сказал он, — это им пригодится. Иная работа может и подождать немного, вреда не будет. Но если дашь волю баобабам, беды не миновать.
Я знал одну планету, на ней жил лентяй. Он не выполол вовремя три кустика…
— Расскажите о замечательной привычке, которую Маленький принц «вырастил» в себе.
— Почему Маленькому принцу нужно было бороться с баобабами каждый день?
— Можно ли эти баобабы сравнить с плохими привычками, которые человек побеждает каждый день в самом себе? Почему?
— Какие «баобабы» приходится вычеркивать каждый день вам?
— Это и есть та вредная привычка, от которой с сегодняшнего дня вы будете стараться избавиться.
Результат: дети выявляют полезные и вредные привычки у себя.
Физминутка. Цель: снять статическое напряжение. Результат: готовность детей к дальнейшей работе.
Решение жизненных ситуаций.
Цель: организовать применение учебного содержания в повседневных жизненных ситуациях.
— Один писатель говорил: «Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала их великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной». Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребенок. Здесь тебя любят и уважают, ценят и понимают. Именно в семье ты получаешь воспитание, формируешь свое «Я»: характер, привычки, поступки.
— Каждая группа получает ситуацию. Обсудите её и ответьте на вопросы.
Ситуация 1
Мама каждый день говорит Наташе:
— Доченька, милая, как только закончатся уроки в школе, сразу иди домой, мне нужна помощь на огороде.
— Мама, но ребята из класса хотят, чтобы после уроков мы вместе немножко поиграли, — отвечает Наташа.
— Тебе некогда играть, тебе нужно спешить домой, — говорит мать.
Что вы посоветуете Наташе и маме?
Ситуация 2
Саша с мамой пошли в магазин. Мама делала покупки, а Саша смотрел на выставленные в витрине шоколадные конфеты. Ему очень захотелось шоколадного Деда Мороза.
— Мама, купи мне Деда Мороза.
— Не могу, сынок, осталось мало денег.
— Какая же ты недобрая, мама,— сказал Саша маме и очень сильно обиделся.
Как вы оцениваете поступки мамы и Саши? Как им нужно поступить?
Ситуация 3
Максиму подарили щенка. Щенок был чёрный, с мягкой шерстью и голубыми глазами. Он радостно бегал по комнате, смешно тявкал и повизгивал.
— Совсем невоспитан, — подумал Максим, глядя, как щенок грызёт ножку стула.
Максим занялся воспитанием щенка. Он требовал от него выполнения команд, а если щенок не исполнял их, бил его верёвкой… Время шло… Щенок превратился в большую злую собаку. Максим смотрел на выросшего щенка и ничего не понимал.
Почему собака выросла злой?
Результат: учащиеся осознанно применили свой личный опыт.
Игра «Волшебная палочка»
Цель: учить детей видеть положительные качества в других.
— А сейчас мы поучимся выявлять положительные качества в других людях. Для этого поиграем в игру «Волшебная палочка». Вы передаёте друг другу волшебную палочку и называете качества литературного героя (Буратино, Чипполино), достойные уважения.
Результат: у ребят складывается позитивное отношение к окружающим.
4. Итог.
3 этап работы.
Цель: формировать умение видеть достоинства и недостатки в себе.
— Многие качества проявляются в ваших поступках, привычках, отношениях с людьми. Одни можно назвать хорошими, а другие — плохими. Вам необходимо ответить на вопрос: «Какие черты своего характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?» Для этого каждый самостоятельно запишет в таблицу те черты характера, которые хочет приобрести, и от которых хочет избавиться. Эти таблицы мы поместим в ваши портфолио и будем следить за изменениями в характере, каждый за своим личностным ростом в течение года.
Хочу избавиться |
Хочу приобрести |
|
|
|
|
Какой вывод можете сделать, исходя из записей в своих таблицах?
Результат: осознание детьми значимости личностного роста.
5. Рефлексия.
Цель: организовать оценивание учащимися собственной деятельности на занятии.
— На доске написано начало фраз, с которых вы должны начать свой ответ.
Нам понравилось…
Нам интересно…
Нам не удалось…
Результат: оценка процесса и результатов деятельности.
— У меня в руках 2 воздушных шарика чёрного и белого цвета. Как вы думаете, что символизирует чёрный цвет, а что белый?
— Давайте отпустим чёрный шарик. Он улетит и никогда не вернётся. Но мы не будем жалеть о нём, потому что в нашем классе останется шарик белого цвета, который символизирует только хорошее!
— Спасибо за занятие!
Литература:
- М. М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова.Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: Пособие для педагогов. — М.: Вентана-Граф, Просвещение, 2008
- М. М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова.Все цвета, кроме чёрного: книга для родителей. — М.: Вентана-Граф, Просвещение, 2008
- М. М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова. Учусь понимать себя: 2 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана-Граф, Просвещение, 2014.