Любая историческая эпоха нуждается в героях, способном выражать такие нравственные качества личности как героизм, альтруизм, филантропию, долг, ответственность. Рассмотрение героической тематики состоит в том, чтобы на основе научно-теоретических разработок популяризировать героическое и патриотическое поведение среди молодежи, тем самым, формировать у неё социально-нравственные качества.
Ключевые слова: героическая личность, героическое, героизм, харизма, героический поступок, нравственный идеал, герой, риск, долг, совесть.
Решающая роль народных масс, классов, этносов в истории отнюдь не означает отрицания или принижения роли отдельных личностей. Раз история делается людьми, то деятельность личностей не может не иметь в ней значения. Говоря об «отдельных личностях», мы имеем в виду не только особо выдающихся личностей, но и каждого индивида, занимающего активную жизненную позицию и вносящего своим трудом, борьбой, теоретическими поисками определенный вклад в развитие той или иной сферы общественной жизни, а через нее в исторический процесс в целом.
Такая позиция принципиально отличается от субъективно-идеалистического, анархистского преувеличения роли личности. А ведь еще в ХVIII в. Огромное большинство мыслителей смотрело на историю именно так. Габриель Мабли, например, уверял, что Минос целиком создал социально-политическую жизнь и нравы критян, а Ликург оказал подобную же услугу Спарте. Если спартанцы «презирали» материальное богатство, то этим они обязаны были именно Ликургу, который «спустился, так сказать, на дно сердца своих граждан и подавил там зародыш любви к богатствам». А если спартанцы покинули впоследствии путь, указанный им мудрым Ликургом, то в этом виноват был Лизандр, уверивший их в том, что «новые времена и новые обстоятельства требуют от них новых правил и новой политики» [1, с. 352].
Героической называют духовно одаренную личность, которая воспринимается и оценивается окружающими как необычная, порой даже сверхъестественная (божественного происхождения) по силе постижения и воздействия на людей, недоступная обычному человеку. Носители харизмы — это герои, созидатели, реформаторы, выступающие либо как провозвестники божественной воли, либо как носители идеи особо высокого разума, либо как гении, идущие наперекор обычному порядку вещей. Необычность харизматической личности признается всеми, но моральная и историческая оценка их деятельности далеко неоднозначна. И. Кант, например, отрицал харизму, то есть человеческое величие, с позиций христианской морали. А вот Ф. Ницше считал появление героев необходимым и даже неизбежным. [2, с. 785].
Феномен харизмы уходит своими корнями в глубь истории, в языческие времена. На заре человечества, в первобытных сообществах появлялись люди, которые обладали особым даром; они выделялись на фоне обычного. Носители харизмы обладали способностью оказывать на своих сородичей воздействие внешнего или внутреннего характера, в силу чего становились вождями и предводителями, например на охоте. Их власть в отличие от власти вождей традиционного типа во многом основывалась га вере в их сверхъестественные силы. Видимо, сама логика жизни требовала этого.
Чтобы увлечь массы своими замыслами, харизматический лидер может позволить себе прибегнуть ко всякого рода иррациональным оргиям, ослабляющим или даже вовсе снимающим естественные, нравственные и религиозные устои. Для этого он должен возвысить оргию в ее сублимированном виде до уровня глубокого таинства. [3, с. 140].
На «подмостках» истории сыграно неисчислимое множество великих и малых героических поступков, злодейских сцен, множество кровавых войн. Подсчитано, что за шесть тысяч лет истории человечества на Земле было более 20 тысяч войн, которые унесли многие миллионы человеческих жизней — значительно больше, чем сейчас проживает на земном шаре. В истории возникают мощные государства и гибнут колоссальные империи. Из великих, шедших в авангарде человеческой цивилизации, этносы становились малыми, из богатых нищими. В огне революций сгорала власть одних социальных групп и рождалась власть других. Разбивались и рушились царские и королевские троны, срывались с голов короны, а сами головы нередко слетали с плеч. Уходят в небытие тираны, но, к сожалению, приходят новые.
Что же сейчас имеют в виду, когда говорят о героической личности и его поступках? Что вообще такое героическое? По смыслу — это самоотверженность, непрерывный поиск истины, приверженность справедливости, беззаветная любовь к отчизне, своему народу и своей профессии. Героическое есть атрибут любого социально-исторического процесса, в том числе процесса модернизации страны.
Героическое развивает несколько мыслей относительно великих людей: каким образом они проявляли себя в делах нашего мира, какие внешние формы принимали в процессе исторического развития, какое представление о них составляли себе люди, какие подвиги они совершали.
«Одно, впрочем, утешительно: великие люди, каким бы образом мы о них не толковали, всегда составляют крайне полезное общество. Даже при самом поверхностном отношении к великому человеку мы все-таки кое-что выигрываем от соприкосновения с ним. Он источник жизненного света, близость которого всегда действует на человека благодетельно и приятно. Это свет, озаряющий мир, освещающий тьму мира. Это — не просто возожженный светильник, а скорее природное светило, сияющее, как дар неба; источник природной, оригинальной прозорливости, мужества и героического благородства» [4, с. 8].
Научно-методологическое значение дает возможность рассмотреть героическое в диалектическом единстве индивидуального и общественного, осознаваемого и неосознаваемого, должного и предполагаемого. Сегодня субъектом исторических событий выступают не только одаренные люди, народ или нации, а также каждый человек, кто готов служить своей эпохе, своему народу и человечеству. Не неординарные, исключительные поступки человека делают его субъектом общественно-исторического процесса, а его осознанные действия, выполнение им своего долга, соблюдение им социальных норм и законов общества, государства. Сегодня «и не для одних только «начинателей», не для одних «великих людей открыто широкое поле действия, оно открыто для всех, имеющих очи, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, и сердце, чтобы любить своих ближних. Понятие «великий» есть понятие относительное. В нравственном смысле велик каждый, кто, по евангельскому выражению, «полагает душу свою задруги своя» [5, с. 334].
Героизм, героическое нельзя достаточно точно полно объяснить через потребность, они — особые поступки. Были люди, совершившиеся один героический поступок и вошедшие в историю, но были люди, совершавшиеся героические поступки множество раз, их жизнь во время войны символизировала героический путь.
Научно-теоретическое обоснование моральных поступков, в том числе и героического, кажется спекулятивным подходом, чтобы обосновать актуальность проблемы. Но героическое это не только действие, направленное на спасение чего-либо или кого-либо. В сфере науки, научно-теоретической деятельности героическое совершается не менее чем в другой сфере социальной жизни. Классическими примерами героического в сфере науки, научно-теоретической деятельности являются подвиги Ибн Араби и Ибн Сины, восстания против мракобесия Галилея и Коперника, самоотверженные и целеустремленные научные поиски Д. Менделеева и И.Павлова.
Героизм в этико-философской литературе рассматривается как самоотверженный поступок, детерминированный социально–историческими процессами, реальными обстоятельствами, потребностью момента и хода жизни, событий. Гениальность и героизм не всегда совпадают. Гений, гениальность употребляются по отношению к учёным, художникам, писателям, поэтам, философам, чьи оригинальные идеи, открытия, книги обогатили человеческое познание, его духовный, нравственный мир. А герой и героическое относится к людям, которые совершили нечто сверхъестественное, сверхчеловеческое и необыденное, вызывающее удивление и восхищение у других; героическое всегда поступок, нравственное поведение, альтруизм, человеколюбие. Гении всегда герои, в их жизни и творчестве всегда есть героическое, но герои не всегда гении, не всегда в их жизни и поведении обнаруживаются великий талант и гениальность.
Важной составляющей частью героического являются нравственные идеалы. Человек в своей жизни, в своем постоянном моделировании будущего не может обойтись без стремления к идеалу. Человек испытывает потребность измышлять идеалы: без них нет на свете ни одного разумного человека, ни общества; без них не могло бы существовать человечество. Благородные цели, служение своему народу или избранной профессии, постоянный, непрерывный поиск истины, подвиг во имя свободы и жизни, во имя мира и справедливости на земле, — вот побудительные мотивы героического.
Многие великие умы задумывались над тем, что такое «идеал»?
И. С. Тургенев полагал: «Жалок тот, кто живет без идеала!» Во все времена, утверждал Р.Ролан, были люди, отдавшие жизнь за свои идеалы. По словам Сенеки, когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Аналогично думал и Л. Н. Толстой: идеал — это путеводная звезда; без нее нет твердого направления, а нет направления, нет и жизни [6, с. 14].
Бросив ретроспективный взгляд на историю, мы убедимся, что люди совершали героические поступки, если впереди, хоть вдалеке, им сверкал путеводной звездой идеал.
В совершении героического, в обосновании моральных ценностей нужно, чтобы идеал в форме сознания призвал субъекта к героизму.Как отмечает А. Г. Спиркин: «Самосознание — это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание, конструктирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней. Оно свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, когда они поднимаются до понимания своих общих интересов и идеалов и борются за их достижение» [7, с. 148].
Именно героические личности поведут людей, массы, народа к прогрессу, развитию, созданию новых духовно — нравственных отношений, ценностей. Они глубоко верят, что герои — это, прежде всего патриоты, они защищают независимость своего края, способствуют процветанию Родины, помогают национальному самоутверждению, построению справедливого общества. Значит, герои обладают теми социально — нравственными качествами, которые воодушевляют остальных на подвиг, вселяют в них оптимизм, помогают национальному самоутверждению. Как правильно выразился Д. А. Волкогонов, «подвиг, как венец героического акта, всегда выполнял в историческом процессе функцию, если так можно выразиться, оптимистического подъёма в общественном, групповом, индивидуальном сознании. В подвигах находит своё выражение классовое, национальное самоутверждение общностей, подтверждение идеалов в социальной практике. Подвиг — это почин, пример, призыв, будь то производственная деятельность, научная деятельность или ратный труд. Подвиг является мощным средством воодушевления товарищей, однополчан, сослуживцев.
В настоящее время молодежь нуждается в героях нашего времени, которые должны стать нравственным идеалом для подрастающего поколения. Быть нравственным идеалом, и заключается этическая ценность такой категории как героическое. Предназначение исследований героической тематики состоит в том, чтобы на основе научно-теоретических разработок популизировать героическое и патриотическое поведение среди молодежи, тем самым, формируя у неё требуемые социально-нравственные качества. Самоотверженность, созидательная мобилизация всех духовных, нравственных и физических сил для достижения конкретной цели должны освещаться благородными помыслами, высокими идеалами и нравственными ценностями» [8, с. 52].
Героическое и патриотическое тесно взаимосвязаны. Патриот всегда герой, а героический поступок можно совершить в любой сфере, в индивидуальной, групповой и общественной жизни. Узбекский народ имеет многочисленные героические традиции. Подвиг Тумариса, Ширака, Спитамена, Наджмиддина Кубро, Джалалиддина Мангуберды, Амира Темура, Бабура, Мухаммад Али (Дукчи ишана), Зиеуддина Махсума, Сабира Рахимова, сопротивление монголо-татарским, арабским завоевателям, свидетельствуют о героической традиции узбекского народа.
Коренное обновление общества требует от гражданина, мобилизации физических и духовных сил, мужественного преодоления трудностей, смелого внедрения в общественную жизнь демократических и общечеловеческих ценностей. Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов справедливо отметил: «Необходимо быть верным сыном Узбекистана, беречь и надёжно защищать свою Родину, не щадить на славном пути своих сил, а если потребуется — пожертвовать своей жизнью» [9, с. 215]. Патриотизм, мужественная гражданская позиция, готовность совершать героическое, служить, интересам Отчизны и народа востребованные социально-нравственные качества, в процессе модернизации страны.
Сопоставляя свои поступки, мысли с жизненной позицией этих людей, подросток в начале формирует привычки подражания и старается быть как образец, кумир, идеал. Подражательный этап быстро проходит, т. к. подросток целеустремленно и не прерывно ищет себя, своё место в жизни. Социальная действительность требует от него активного включения в жизнедеятельность общественные отношения.Моральная ценность этих моментов в том, что молодое поколение видит в них некий нравственный идеал, старается создать из них моральный кодекс для себя. Эти моменты превосходят все остальные моменты: обыденные поступки, личные интересы, эгоизм, тщеславие и другие, которые в идеальном понимании героического не совместимы не только с героическим актом, но и с нравственностью.
Литература:
- Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учебник для студентов вузов. — М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998. — С. 352.
- Спиркин А. Г. Философия. — М., 2002. — С. 785.
- Вебер М. Харизматическое господство. — М., 1985. — С. 140.
- Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. — М.: ЭКСМО, 2008. — С.8.
- Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. Т.II. — М: Политиздат, — С. 334.
- Спиркин А. Г. Философия. — М., 2002. — С. 14
- Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. — М.: Педагогика, 1973. — С. 148–149;
- Волкогонов Д. А. Феномен героизма (О героях и героическом). — М.: Политиздат, 1985. — С. 52.
- Каримов И. А. Мыслить и работать по-новому. Т.5. –Ташкент: Узбекистан, 1997. –С. 215.