Статья посвящена обсуждению проблем адаптации студентов первокурсников к условиям обучения профессионального колледжа. В ней отдельно рассматриваются трудности адаптации студентов из сельской местности. А так же в статье рассматривается система мероприятий, которые будут способствовать успешной адаптации первокурсников И. Б. Цилюгиной.
Ключевые слова: адаптация, первокурсник, профессиональный колледж, студент, социальный статус, дезадаптация, студенческий коллектив.
Проблема адаптации студента — первокурсника к условиям обучения профессионального колледжа всегда была актуальна, но никогда не стояла так остро, как в настоящее время. Происходят изменения социальной ситуации в жизни вчерашнего выпускника школы, он сталкивается с профессиональным обучением, иногда для этого меняет место жительства, которое приводит к отрыву от семьи, близких, смене привычного обихода и приспособлению к новым условиям быта. Смена статуса ученика на студента и приобретение свободы, оборачивается определенными обязанностями.
Становится очевидным, что далеко не каждый подросток, попадая в те или иные условия, способен быстро и успешно адаптироваться. Проблема адаптации студентов широко рассматривается в психолого-педагогических науках такими учеными как: Ж. Пиаже, Д. В. Колесовым, В. В. Богословским и при этом не теряет своей актуальности. Объясняется это быстрым современным ритмом жизни: развитие экономики и общественной жизни предполагает анализ новых аспектов адаптации человека к ним.
На сегодняшний день существует множество определений адаптации, как имеющих общий, очень широкий смысл, так и узкий, направленные на раскрытие сущности адаптационного процесса от биохимического до социального характера. Так, психологи А. В. Петровский, В. В. Богословский, Р. С. Немов практически одинаково определяют адаптацию как «приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки» [5, с.651].
Адаптация студентов к новым условиям обучения в колледже — это сложный и многогранный процесс и именно поэтому нужно помочь первокурснику повзрослеть. В первую очередь первокурсникам может помочь, педагог — психолог, и, конечно же, куратор. Во внимании и доверительной беседе нуждаются, прежде всего, те, кто испытывает трудности адаптации и по своим личностным особенностями находиться в группе риска.
Для дальнейшей учебы важен не только уровень учебной мотивации, но и сама структура мотивов учебной деятельности. Студентами чаще выбираются такие мотивы: стать высококвалифицированным специалистом и получить диплом, приобрести прочные знания, и в дальнейшем трудоустроиться. Однако, бывает такое, что старшеклассник, который не очень успешно обучался в школе, не может поступить обучаться на престижные профессии, на которые большой конкурс. И ему приходится выбирать учреждение для последующего обучения, по критерию — где меньше конкурс и больше шанс на поступление. Или же есть случаи, когда подросток выбирает профессию, которой обучают в другом городе, районе, области. Но родители по разным причинам не могут позволить своему ребенку там обучаться (причиной может быть отсутствие нужных материальных средств в семье, отсутствие знакомых и родственников в данной местности, гиперопека со стороны родителей…). Поэтому опять приходиться выбирать СУЗ из тех, которые находятся по месту жительства подростка. А такое изначально не замотивированное обучение, может привести к отсутствию интереса к обучению.
Даже если старшеклассник поступил обучаться на планируемую профессию и у него есть мотивация обучения, то все равно могут возникнуть проблемы с обучением и взаимоотношениями с одногруппниками в первые дни адаптации.
Признаками неуспешной адаптации являются снижение работоспособности, быстрая усталость от деятельности, возрастание уровня тревожности, сонливость, заторможенность или, же наоборот, гиперактивность, сопровождающаяся нарушениями дисциплины, систематическое невыполнение домашних заданий, пропуски занятий, отсутствие мотивации учебной деятельности.
В. А. Емельянов выделяет несколько периодов адаптации студентов к новой среде:
- Предаптационный период. Начинается с момента принятия студентом решения о поступлении в колледж и является периодом психологической подготовки.
- Период адаптации. Делится на две стадии: ориентировочная и оценочная. Первая направлена на знакомство со средой крупного города, выработку ориентации в ее предметно-вещных элементах. Оценочная стадия характеризуется интенсивной познавательно-критической отборочной деятельностью.
- Период долговременной адаптации. Он продолжается все время обучения студента [3, с. 79].
Также в современных экономических условиях развития страны все чаще наблюдается тенденция ухудшения материального положения студентов и вузов и сузов. По этой причине многие студенты с первых курсов вынуждены зарабатывать на жизнь и поэтому перед ними появляются еще более сложные задачи, которые в свою очередь усложняют процесс адаптации.
М. А. Чашуев отмечает, что на протяжении первого курса формируется студенческий коллектив, комплектуются навыки и умения организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, складывается оптимальный режим труда и отдыха. Так же устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности [7, с. 2].
Поэтому очень важно для студента «войти» в новую группу сокурсников, наладить позитивное общение и взаимодействие, сформировать мотивацию дальнейшего обучения. На первом этапе обучения могут возникнуть социально-психологические трудности обучения: вхождение личности в мир студенчества, принятие его ценностей, норм, стандартов поведения. Все это в разной степени накладывает отпечаток на личность, сообщает ей внутреннюю динамику потребностей. На процесс внутренней адаптации личности оказывает также влияние факторы межличностных отношений, которые определяют установки, удовлетворяющие личностный статус студента, формируют уровень его требований. Так же сюда можно отнести и формирование у студентов потребности быть полезным обществу, иметь активную позицию в социуме, иметь ценностное отношение к труду, уметь организовать свой быт и досуг [4, с. 116].
Так же многие первокурсники ссузов на начальном этапе обучения испытывают трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы: они не умеют работать с учебниками и первоисточниками, конспектировать лекции, анализировать информацию, полученную на занятиях, четко и содержательно излагать свои мысли, заданные рефераты и доклады стараются взять из интернета или заказать у частных фирм. Поэтому еще на первом курсе студентов необходимо обучить навыкам самостоятельной работы в учебной деятельности, а педагогам необходимо стараться контролировать, что бы студенты на занятиях смогли показать итоги самостоятельной работы.
Особое внимание педагоги должны проявлять к студентам из сельской местности. Разрыв между деревней и городом существовал всегда. Студенты из сельской местности, приезжающие в город поставлены перед необходимостью овладения новыми нормами, ценностями, представлениями, правилами, предписаниями, ограничениями, охватывающими и регламентирующими практически все стороны их жизни. У студентов-сельчан на первом курсе происходит изменение привычного образа жизни, который связан с сезонными сельскими работами и помощью родителям и родственникам. К тому же, сельский образ жизни молодежи сильно отличается от городского образа жизни, включая безусловные отличия в свободном времяпрепровождении. По этой причине период адаптации сельских ребят, связанный со сменой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении. Так, при переходе из одной социальной сферы в другую, при смене одного социального статуса на другой, а также резкого изменения образа жизни, вида деятельности, системы социальных коммуникаций возникает состояние социально-психологической дезадаптации [2, с. 97].
Важно помнить, что студенты — это люди, находящиеся в юношеском возрасте. А для юношества характерна неустойчивая психика. Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, неуравновешенностью, резкой сменой настроения, тревожностью и т. п.
Поэтому в условиях колледжа должна четко планироваться система мероприятий, которые будут способствовать успешной адаптации первокурсников. К числу наиболее важных мероприятий канд. пед. наук И. Б. Цилюгина, относит работу по формированию и комплектованию групп, ритуал «Посвящение в студенты», чтение курса «Введение в специальность», выступления ведущих преподавателей в группах, знакомство с историей колледжа, выпускниками, прославившими его, организация психологического сопровождения студентов. Также должна осуществляться совместная деятельность педагога и студента. Для создания благоприятного климата адаптации студентов рекомендуется проводить тренинги, которые будут способствовать более тесному контакту студентов и педагога. Что поможет сплотить коллектив, установить доверительные отношения, научить общаться в группе, находить общий язык с однокурсниками. И именно эффективно организованная работа студента и педагога может явиться залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста [6, с. 42].
Современное общество и деловой мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых принять правильное самостоятельное решение и нести за это ответственность, уметь реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях связанных с поиском и выбором своей профессиональной карьеры, которая начинается со студенческой скамьи. Поэтому знание проблем адаптации студентов-первокурсников учреждений средних профессиональных учреждений, выявление студентов, имеющих трудности в адаптации, а так же знание и применение различных методов и форм работы педагогического коллектива, психолога и куратора со студентами, позволит организовать процесс адаптации студентов более успешным.
Литература:
- Артемов С. Д. Социальные проблемы адаптации / С. Д. Артемов. — М.: Просвещение, 1990.– 180 с.
- Воробьева О. А. Проблема адаптации студентов первокурсников из сельской местности к обучению в колледже / О. А. Воробьева // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 96–98.
- Емельянов В. А. Студенты об адаптации к вузовской жизни // Социс. — 2001. –№ 9. — С. 79.
- Козлов Н. С., Лахтин А. Ю. Игровая технология как средство социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению // Мир науки, культуры, образования. — № 6 (25). — 2010. — 190 с.
- Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — Кн. 1: Общие основы психологии. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -– 688 с.
- Цилюгина И. Б. Трудности процесса адаптации студентов-первокурсников среднего профессионального образования и способы их разрешения. // Народное образование. — № 1. — 2015. — 42–45 с.
- Чашуев М. А. Методическая разработка на тему «Личностно-ориентированный подход в сплочении и воспитании студентов в коллективе» //http://pandia.ru/text/78/256/36400.php.