Влияние фитнес-аэробики на совершенствование координационных способностей студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 08.01.2016

Статья просмотрена: 4128 раз

Библиографическое описание:

Морозова, Л. В. Влияние фитнес-аэробики на совершенствование координационных способностей студентов / Л. В. Морозова, Т. И. Мельникова, О. П. Виноградова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 1039-1042. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25081/ (дата обращения: 16.10.2024).



 

В статье рассматривается проблема совершенствования координационных способностей человека в более зрелом возрасте. Проанализировано влияние фитнес-аэробики на развитие координации у студентов в процессе практических занятий по физической культуре.

Ключевые слова: координация, физическое воспитание, фитнес, аэробика, пластика, грациозность, ритмичность, системы организма, здоровье, движение.

 

Влияние физической культуры, спорта, физической подготовки базируется на положительных изменениях в организме человека, обеспечивающих сохранение здоровья, развитие физических качеств и повышение результативности профессиональной деятельности. Степень всех положительных изменений зависит от выбора средств и методов физической культуры.

Немаловажным аспектом физического воспитания есть развитие двигательной функции, и умение владеть своим телом. Координация, как физическое качество человека осуществляет управление его движениями и упорядочение многообразных двигательных движений в одно целое в соответствии с установленной задачей[3, c. 39].

Координация — это согласование активности мышц тела, посланные на удачное выполнение двигательной задачи. Термин«координация»с лат.«coordinatio» — взаимоупорядочение.От нее зависит любое движение человека.Отдельные элементы движения связываются в целостное двигательное действие, которое совершается экономно, пластично и отчетливо.Главным образом, координация это врождённая особенность, которая формируется с раннего детства, но в более позднем возрасте её развитие приостанавливается из-за морфологических изменений связанных, в первую очередь, с трансформациями в опорно-двигательном аппарате подростка. В то же время, характерную координацию конкретного вида двигательной деятельности, возможно, приобрести и развить с помощью специальных упражнений. Развитие координации и равновесия продолжается до 16–18 лет, когда останавливается рост организма, но и даже в более зрелом возрасте благодаря целенаправленной тренировке можно усовершенствовать это качество.

Развитие и совершенствование координационных способностей (КС) является главной задачей процесса физического воспитания студентов. Неплохие координационные способности являются благоприятной платформой для развития других физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость и т. д.).

Анализируя литературные источники, мы пришли к выводу, что на развитие координационных способностей благоприятно влияют танцевальные упражнения. Поэтому в Северо-Западном институте управления (СЗИУ) на практических занятиях по физической культуре в работе со студентами используются программы фитнес-аэробики.

Фитнес-аэробика — это вид фитнеса, объединяющий популярные и современные направления: классическую аэробику, степ-аэробику, фитбол-аэробику и танцевальную аэробику. Фитнес-аэробика включает в себя самое лучшее из оздоровительной и спортивной аэробики. Фитнес-аэробика — это самый «здоровый» вид фитнеса, в котором ценят красоту, гармонию и совершенство.

Занятия фитнесом и всеми его направлениями в настоящее время имеют высокий рейтинг среди студенческой молодежи, систематические занятия позволяют повысить эмоциональный фон, плотность и эффективность процесса обучения в целом [2, с.111]. Занятия фитнес-аэробикой помогут реально посмотреть на себя и на потенциал своего организма. Аэробика содействует развитию координации, пластики тела, грациозности и формированию чувства ритма. Высокий темп, современные ритмы музыки и динамичность движений способствуют хорошему настроению.

Благодаря практическому опыту специалистов в разных видах спорта были определены следующие виды координационных способностей:

                   оценивание и контроль динамических и пространственно-временных параметров движений;

                   сохранение устойчивого равновесия;

                   чувство ритма;

                   произвольное расслабление мышц;

                   слаженность движений во время двигательного действия.

При освоении базовыми основами аэробики преподавательским составом кафедры физической культуры и спорта СЗИУ были разработаны критерии стиля и оценка их по 10 бальной шкале.

 

Таблица 1

Критерии стиля

 \№

Критерии

Баллы

1

Ритмичность

10

2

Координированность

10

3

Интенсивность

9

4

Общая выносливость

9

5

Пластичность

8

6

Доступность

7

7

Грациозность

6

8

Мышечная сила

5

9

Выразительность

5

 

В формировании координации и поддержания заинтересованности студентов к занятиям необходима каждый раз “новизна”. Например: при выполнении знакомых упражнений использовать не стандартные исходные положения, зеркальное исполнение движений, изменить ритм и темп исполнения.При поворотах, а также при выполнении комбинаций спиной необходимо понимать, что шаги и их ритм неизменны, а просто добавляется, пирует. Ориентироваться необходимо на мелодию. Даже если, двигаетесь спиной, что-то выходит неправильно, но в музыку при этом попадаете, то сохранится рисунок комбинации.

Постепенное усложнение аэробных связок, разнообразие движений и ускорение темпа — существенные условия для развития координации. Совершенствование координации движений невозможна без пространственной ориентировки, которая является значимым компонентом любого двигательного действия. В аэробике пространственные ориентировки можно развить достаточно легко, так как именно в аэробике синхронно участвуют и зрительные, и мышечные ощущения, и все движения сопровождаются объяснениями, установками, командами преподавателя. Движения ног и рук могут быть: одновременными, поочередными, последовательными. Для развития координации в подборе упражнений для рук и ног следует учесть нарастание сложности. Кроме того, необходимо использовать движения, в которых изолированно тренируются руки, или ноги, или туловище, а затем постепенно включать связки, соединяющие движения рук, ног и туловища.

При проведении занятий аэробикой используются специфичные методы, обеспечивающие разнообразие (вариативность) танцевальных движений. К ним относятся следующие:

  1.              Линейный метод.
  2.              Метод «от головы к хвосту».
  3.              Метод деления.
  4.              Метод музыкальной интерпретации.
  5.              Метод усложнения.
  6.              Метод сходства.
  7.              Метод блоков.
  8.              Метод «Калифорнийский стиль» [1, с.46].

Музыкальное сопровождение является своеобразным средством и методическим приёмом, способствующим быстрому и точному формированию двигательных умений и навыков. Верный выбор музыкального оформления улучшает и качество движений, и придаст им особенную грациозность. Выбор музыкальной композиции должен зависеть от возраста, физической подготовленности занимающихся, нести современную тематику, образность и воспитательный момент.

Для организации и проведения исследования нами были использованы:

                   методы применения ретроспективной информации: анализ специальной литературы, анализ документальных материалов;

                   методы применения текущей информации: педагогический анализ, анкетирование, метод экспертных оценок и педагогический эксперимент.

Эксперимент содержал в себе опробование различных фитнес-направлений (классической аэробики, степ-аэробики, фитбол-аэробики и танцевальной аэробики) с целью совершенствования координационных способностей студентов.

Экспериментальная работа осуществлялась с октября 2014 года по май 2015года. В педагогическом эксперименте принимало участие 45студентов, из них 27 человек с первого курса и 18 человек со второго курса. Со студентами первого курса проводились занятия с использованием таких фитнес-направлений как: классическая аэробика и силовая аэробика. На втором курсе добавились такие направления как: степ-аэробика и фитбол-аэробика. В ходе эксперимента была выявлена четкая закономерность у студентов второго курса в более быстром и правильном разучивании новых связок и комбинаций на степ-платформе и в освоении сложных координационных упражнений на фитболе.

Сопоставляя данные, выявленные в процессе экспериментальной работы по развитию и совершенствованию координационных способностей у студентов средствами стандартных упражнений и фитнес-аэробикой, нами были сделаны следующие выводы:

  1.              Анализ специализированной литературы показал, что вопрос развития и совершенствование координационных способностей студентов является актуальным и продолжает изучаться специалистами.
  2.              Занятия с применением различных фитнес-направлений оказывают эффективное воздействие на развитие координационных способностей студентов, чем занятия с использованием только общих развивающих упражнений.

Анкетирование студентов 1 и 2 курсов факультета социальных технологий (ФСТ) Северо-Западного института управления выявило, что аэробика и ее разновидности являются отличным средством многостороннего физического развития и эстетического воспитания молодежи. Фитнес-аэробика оказывает положительное влияние на системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, выделительную и т. д.), снижает психическое напряжение, повышает умственную и физическую активность и оказывать содействие положительному улучшению эмоционального самочувствия. Танцевальные движения направлены на развитие навыков владения телом, и координировать свои движения в пространстве.

По факту проделанной работы, мы можем говорить об эффективности применения фитнес — аэробики на занятиях по физической культуре с целью усовершенствования координационных способностей.

 

Литература:

 

  1.              Мельникова Т. И., Морозова Л. В., Пилина И. Б. Фитнес в вузе. Часть I. Классическая и силовая аэробика: учеб. пособие/Т. И. Мельникова, Л. В. Морозова, И. Б. Пилина. — СПб: ИПЦСЗИУ — фил. РАНХиГС, 2015. -216с.
  2.              Морозова Л. В., Современная гимнастика: проблемы, тенденции, перспективы / Сборник материалов X Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. канд.пед.наук, доц. А. Н. Дитятина. — Спб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена,2014.
  3.              Филиппова И. В. Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И. В. Филиппова // Педагогика: традиции и инновации: материалы межд. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.), Т. I. — Челябинск: Два комсомольца,2011.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, развитие координации, аэробика, движение, занятие, координационная способность студентов, развитие, двигательное действие, зрелый возраст, педагогический эксперимент.


Похожие статьи

Использование фитнеса на уроках физической культуры и его влияние на двигательные качества детей младшего школьного возраста

Статья исследует влияние применения фитнес-упражнений на уроках физической культуры на развитие двигательных навыков у детей младшего школьного возраста. Статья предоставляет анализ полученных данных и делает выводы о положительном влиянии фитнеса н...

Значение общеразвивающих упражнений для грамотного развития мышц тела

В статье исследуется важный аспект физической активности и тренировок с целью мышечного развития, предоставляет обзор существующих концепций и теорий, объясняется влияние объема тренировок, интенсивности, выбора упражнений и периодизации на мускулату...

Влияние физической культуры и спорта на работоспособность студента

В статье рассматривается взаимосвязь физических нагрузок и работоспособности студентов. Показаны средства физической культуры, способствующие эффективной интеллектуальной работоспособности студенческой молодежи в процессе их учебной деятельности.

Адаптивная физическая культура. Здоровье и контроль самоподготовки студентов в высшем учебном заведении

В статье рассматривается оздоровительный эффект адаптивной физической культуры, которая помогает воздействовать силовыми упражнениями на все основные мышечные группы. Таким образом студентами с ограниченными физическими возможностями сохранить и укре...

Спортивный туризм как средство сохранения и укрепления здоровья студентов

В статье содержатся основные направления практической деятельности при занятиях спортивным туризмом направленные на укрепление здоровья студентов.

Влияние бега на организм человека

Статья посвящена влиянию бега на здоровье человека. Была выявлена важность регулярных упражнений для тела. Основные преимущества бега для здоровья в целом и по каждому из его компонентов анализируются отдельно. Описаны основные принципы бега как физи...

Физическое воспитание как эффективная система улучшения здоровья студентов

В статье рассматривается эффективное воздействие спортивно-ориентированного подхода в физическом воспитании. Обязанность вузовских педагогов учитывать эти интересы, создавать условия для их реализации.

Развитие силовой выносливости девушек 17–18 лет с помощью упражнений, направленных на преодоление внешнего сопротивления

В статье авторы рассматривают развитие силовой выносливости как важный фактор всестороннего развития молодежи и успешной их интеграции в трудовой социум.

Влияние физической активности и аэробных нагрузок на умственную деятельность студентов

В статье авторы рассматривают значимость регулярной физической активности в жизни студентов и предлагают при помощи физической активности в виде аэробных нагрузок сделать процесс обучения более эффективным, повысить продуктивность мозга и укрепить зд...

Обучающие технологии на уроках физической культуры в дошкольных учреждениях

В статье авторы приводят влияние оздоровительной аэробики на двигательную подготовленность детей дошкольного возраста.

Похожие статьи

Использование фитнеса на уроках физической культуры и его влияние на двигательные качества детей младшего школьного возраста

Статья исследует влияние применения фитнес-упражнений на уроках физической культуры на развитие двигательных навыков у детей младшего школьного возраста. Статья предоставляет анализ полученных данных и делает выводы о положительном влиянии фитнеса н...

Значение общеразвивающих упражнений для грамотного развития мышц тела

В статье исследуется важный аспект физической активности и тренировок с целью мышечного развития, предоставляет обзор существующих концепций и теорий, объясняется влияние объема тренировок, интенсивности, выбора упражнений и периодизации на мускулату...

Влияние физической культуры и спорта на работоспособность студента

В статье рассматривается взаимосвязь физических нагрузок и работоспособности студентов. Показаны средства физической культуры, способствующие эффективной интеллектуальной работоспособности студенческой молодежи в процессе их учебной деятельности.

Адаптивная физическая культура. Здоровье и контроль самоподготовки студентов в высшем учебном заведении

В статье рассматривается оздоровительный эффект адаптивной физической культуры, которая помогает воздействовать силовыми упражнениями на все основные мышечные группы. Таким образом студентами с ограниченными физическими возможностями сохранить и укре...

Спортивный туризм как средство сохранения и укрепления здоровья студентов

В статье содержатся основные направления практической деятельности при занятиях спортивным туризмом направленные на укрепление здоровья студентов.

Влияние бега на организм человека

Статья посвящена влиянию бега на здоровье человека. Была выявлена важность регулярных упражнений для тела. Основные преимущества бега для здоровья в целом и по каждому из его компонентов анализируются отдельно. Описаны основные принципы бега как физи...

Физическое воспитание как эффективная система улучшения здоровья студентов

В статье рассматривается эффективное воздействие спортивно-ориентированного подхода в физическом воспитании. Обязанность вузовских педагогов учитывать эти интересы, создавать условия для их реализации.

Развитие силовой выносливости девушек 17–18 лет с помощью упражнений, направленных на преодоление внешнего сопротивления

В статье авторы рассматривают развитие силовой выносливости как важный фактор всестороннего развития молодежи и успешной их интеграции в трудовой социум.

Влияние физической активности и аэробных нагрузок на умственную деятельность студентов

В статье авторы рассматривают значимость регулярной физической активности в жизни студентов и предлагают при помощи физической активности в виде аэробных нагрузок сделать процесс обучения более эффективным, повысить продуктивность мозга и укрепить зд...

Обучающие технологии на уроках физической культуры в дошкольных учреждениях

В статье авторы приводят влияние оздоровительной аэробики на двигательную подготовленность детей дошкольного возраста.

Задать вопрос