В статье рассматривается проблема совершенствования координационных способностей человека в более зрелом возрасте. Проанализировано влияние фитнес-аэробики на развитие координации у студентов в процессе практических занятий по физической культуре.
Ключевые слова: координация, физическое воспитание, фитнес, аэробика, пластика, грациозность, ритмичность, системы организма, здоровье, движение.
Влияние физической культуры, спорта, физической подготовки базируется на положительных изменениях в организме человека, обеспечивающих сохранение здоровья, развитие физических качеств и повышение результативности профессиональной деятельности. Степень всех положительных изменений зависит от выбора средств и методов физической культуры.
Немаловажным аспектом физического воспитания есть развитие двигательной функции, и умение владеть своим телом. Координация, как физическое качество человека осуществляет управление его движениями и упорядочение многообразных двигательных движений в одно целое в соответствии с установленной задачей[3, c. 39].
Координация — это согласование активности мышц тела, посланные на удачное выполнение двигательной задачи. Термин«координация»с лат.«coordinatio» — взаимоупорядочение.От нее зависит любое движение человека.Отдельные элементы движения связываются в целостное двигательное действие, которое совершается экономно, пластично и отчетливо.Главным образом, координация — это врождённая особенность, которая формируется с раннего детства, но в более позднем возрасте её развитие приостанавливается из-за морфологических изменений связанных, в первую очередь, с трансформациями в опорно-двигательном аппарате подростка. В то же время, характерную координацию конкретного вида двигательной деятельности, возможно, приобрести и развить с помощью специальных упражнений. Развитие координации и равновесия продолжается до 16–18 лет, когда останавливается рост организма, но и даже в более зрелом возрасте благодаря целенаправленной тренировке можно усовершенствовать это качество.
Развитие и совершенствование координационных способностей (КС) является главной задачей процесса физического воспитания студентов. Неплохие координационные способности являются благоприятной платформой для развития других физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость и т. д.).
Анализируя литературные источники, мы пришли к выводу, что на развитие координационных способностей благоприятно влияют танцевальные упражнения. Поэтому в Северо-Западном институте управления (СЗИУ) на практических занятиях по физической культуре в работе со студентами используются программы фитнес-аэробики.
Фитнес-аэробика — это вид фитнеса, объединяющий популярные и современные направления: классическую аэробику, степ-аэробику, фитбол-аэробику и танцевальную аэробику. Фитнес-аэробика включает в себя самое лучшее из оздоровительной и спортивной аэробики. Фитнес-аэробика — это самый «здоровый» вид фитнеса, в котором ценят красоту, гармонию и совершенство.
Занятия фитнесом и всеми его направлениями в настоящее время имеют высокий рейтинг среди студенческой молодежи, систематические занятия позволяют повысить эмоциональный фон, плотность и эффективность процесса обучения в целом [2, с.111]. Занятия фитнес-аэробикой помогут реально посмотреть на себя и на потенциал своего организма. Аэробика содействует развитию координации, пластики тела, грациозности и формированию чувства ритма. Высокий темп, современные ритмы музыки и динамичность движений способствуют хорошему настроению.
Благодаря практическому опыту специалистов в разных видах спорта были определены следующие виды координационных способностей:
оценивание и контроль динамических и пространственно-временных параметров движений;
сохранение устойчивого равновесия;
чувство ритма;
произвольное расслабление мышц;
слаженность движений во время двигательного действия.
При освоении базовыми основами аэробики преподавательским составом кафедры физической культуры и спорта СЗИУ были разработаны критерии стиля и оценка их по 10 бальной шкале.
Таблица 1
Критерии стиля
№ \№ |
Критерии |
Баллы |
1 |
Ритмичность |
10 |
2 |
Координированность |
10 |
3 |
Интенсивность |
9 |
4 |
Общая выносливость |
9 |
5 |
Пластичность |
8 |
6 |
Доступность |
7 |
7 |
Грациозность |
6 |
8 |
Мышечная сила |
5 |
9 |
Выразительность |
5 |
В формировании координации и поддержания заинтересованности студентов к занятиям необходима каждый раз “новизна”. Например: при выполнении знакомых упражнений использовать не стандартные исходные положения, зеркальное исполнение движений, изменить ритм и темп исполнения.При поворотах, а также при выполнении комбинаций спиной необходимо понимать, что шаги и их ритм неизменны, а просто добавляется, пирует. Ориентироваться необходимо на мелодию. Даже если, двигаетесь спиной, что-то выходит неправильно, но в музыку при этом попадаете, то сохранится рисунок комбинации.
Постепенное усложнение аэробных связок, разнообразие движений и ускорение темпа — существенные условия для развития координации. Совершенствование координации движений невозможна без пространственной ориентировки, которая является значимым компонентом любого двигательного действия. В аэробике пространственные ориентировки можно развить достаточно легко, так как именно в аэробике синхронно участвуют и зрительные, и мышечные ощущения, и все движения сопровождаются объяснениями, установками, командами преподавателя. Движения ног и рук могут быть: одновременными, поочередными, последовательными. Для развития координации в подборе упражнений для рук и ног следует учесть нарастание сложности. Кроме того, необходимо использовать движения, в которых изолированно тренируются руки, или ноги, или туловище, а затем постепенно включать связки, соединяющие движения рук, ног и туловища.
При проведении занятий аэробикой используются специфичные методы, обеспечивающие разнообразие (вариативность) танцевальных движений. К ним относятся следующие:
- Линейный метод.
- Метод «от головы к хвосту».
- Метод деления.
- Метод музыкальной интерпретации.
- Метод усложнения.
- Метод сходства.
- Метод блоков.
- Метод «Калифорнийский стиль» [1, с.46].
Музыкальное сопровождение является своеобразным средством и методическим приёмом, способствующим быстрому и точному формированию двигательных умений и навыков. Верный выбор музыкального оформления улучшает и качество движений, и придаст им особенную грациозность. Выбор музыкальной композиции должен зависеть от возраста, физической подготовленности занимающихся, нести современную тематику, образность и воспитательный момент.
Для организации и проведения исследования нами были использованы:
методы применения ретроспективной информации: анализ специальной литературы, анализ документальных материалов;
методы применения текущей информации: педагогический анализ, анкетирование, метод экспертных оценок и педагогический эксперимент.
Эксперимент содержал в себе опробование различных фитнес-направлений (классической аэробики, степ-аэробики, фитбол-аэробики и танцевальной аэробики) с целью совершенствования координационных способностей студентов.
Экспериментальная работа осуществлялась с октября 2014 года по май 2015года. В педагогическом эксперименте принимало участие 45студентов, из них 27 человек с первого курса и 18 человек со второго курса. Со студентами первого курса проводились занятия с использованием таких фитнес-направлений как: классическая аэробика и силовая аэробика. На втором курсе добавились такие направления как: степ-аэробика и фитбол-аэробика. В ходе эксперимента была выявлена четкая закономерность у студентов второго курса в более быстром и правильном разучивании новых связок и комбинаций на степ-платформе и в освоении сложных координационных упражнений на фитболе.
Сопоставляя данные, выявленные в процессе экспериментальной работы по развитию и совершенствованию координационных способностей у студентов средствами стандартных упражнений и фитнес-аэробикой, нами были сделаны следующие выводы:
- Анализ специализированной литературы показал, что вопрос развития и совершенствование координационных способностей студентов является актуальным и продолжает изучаться специалистами.
- Занятия с применением различных фитнес-направлений оказывают эффективное воздействие на развитие координационных способностей студентов, чем занятия с использованием только общих развивающих упражнений.
Анкетирование студентов 1 и 2 курсов факультета социальных технологий (ФСТ) Северо-Западного института управления выявило, что аэробика и ее разновидности являются отличным средством многостороннего физического развития и эстетического воспитания молодежи. Фитнес-аэробика оказывает положительное влияние на системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, выделительную и т. д.), снижает психическое напряжение, повышает умственную и физическую активность и оказывать содействие положительному улучшению эмоционального самочувствия. Танцевальные движения направлены на развитие навыков владения телом, и координировать свои движения в пространстве.
По факту проделанной работы, мы можем говорить об эффективности применения фитнес — аэробики на занятиях по физической культуре с целью усовершенствования координационных способностей.
Литература:
- Мельникова Т. И., Морозова Л. В., Пилина И. Б. Фитнес в вузе. Часть I. Классическая и силовая аэробика: учеб. пособие/Т. И. Мельникова, Л. В. Морозова, И. Б. Пилина. — СПб: ИПЦСЗИУ — фил. РАНХиГС, 2015. -216с.
- Морозова Л. В., Современная гимнастика: проблемы, тенденции, перспективы / Сборник материалов X Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. канд.пед.наук, доц. А. Н. Дитятина. — Спб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена,2014.
- Филиппова И. В. Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И. В. Филиппова // Педагогика: традиции и инновации: материалы межд. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.), Т. I. — Челябинск: Два комсомольца,2011.