В статье рассмотрены основные предпосылки и перспективы развития законодательства сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Ключевые слова: российское законодательство, контрактная система, государственные закупки.
С 1 января 2014 года вступил в силу ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013г. № 44-ФЗ, который заменил действовавший ранее ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005г. № 94-ФЗ. Заслуга ушедшего в прошлое Закона № 94-ФЗ состоит в том, что благодаря ему в России была внедрена система электронных торгов, а также несколько упорядочены процедуры выбора поставщиков. Однако система все же давала сбои на этапе определения поставщиков: не было возможности препятствовать участию фирм-«однодневок», неквалифицированных и демпингующих организаций. Не удалось поставить заслон и на пути недобросовестных заказчиков, которые все же находили способы для приобретения предметов роскоши и неэффективной растраты бюджетных средств. Как известно, Закон № 94-ФЗ вызывал огромное количество нареканий как со стороны участников процесса, так и со стороны контролирующих органов. Многие ученые сходятся во мнении, что Закон № 94-ФЗ хоть и дал определенные результаты, но не принес ожидаемого эффекта. Наличие проблем в применении вышеназванного закона подтверждает и то обстоятельство, что, начиная с 2010 года, поправки в него вносились 27 раз. Основными недостатками в системе государственных закупок в период действия Закона № 94-ФЗ являлись:
Отсутствие системы планирования, в результате чего многие участники закупок не имели возможности в срок подготовиться к участию и подать заявки, что, в свою очередь, способствовало уменьшению числа участников закупки и снижению конкуренции;
Необоснованность начальной максимальной цены контракта;
Нецелесообразное расходование средств вследствие того, что заказчики обладали правом самостоятельно формировать потребность в товарах конкретной марки и зачастую приобретали слишком дорогие автомобили и иные предметы роскоши;
Наличие запроса котировок, как способа размещения заказа, который дает возможность выбирать знакомого поставщика;
Отсутствие ответственности заказчика за результат;
Демпинг и незащищенность заказчика от недобросовестности поставщиков;
Рост числа контрактов, которые заключались с единственным поставщиком без проведения конкурсных процедур;
Отсутствие публичного контроля над стадиями исполнения контракта и за конечным результатом; [2, с.391–395]
Отсутствие системы анализа за размещаемыми заказами, а также оценки конечного результата по отношению к планируемому.
Обладая множеством недостатков Закон № 94-ФЗ можно назвать черновым вариантом, предшествовавшим внедрению принципов федеральной контрактной системы.
В качестве предпосылок создания контрактной системы в сфере закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд можно назвать:
Исчерпание потенциала законодательства РФ о размещении заказов и отсутствие возможности решения целого комплекса проблем, возникших в сфере госзакупок, посредством внесения в него изменений;
Назревшая потребность в комплексном совершенствовании сферы закупок для государственных и муниципальных нужд, а также необходимость регулирования всего цикла планирования, осуществления и контроля государственных и муниципальных закупок;
Необходимость увеличения эффективности государственных закупок;
Увеличение риска поставки товаров ненадлежащего качества;
Отсутствие возможности пресечения недобросовестности со стороны поставщиков, которые сознательно занижали цены в целях получения от заказчика либо от реального поставщика отступных за отказ от подписания контракта;
Необходимость снижения коррупционных рисков, а также увеличения прозрачности закупок, в том числе посредством развития института общественного контроля закупок, а также введения мониторинга и аудита в сфере государственных закупок.
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 30.11.2010г. В. В. Путин дал поручение разработать проект нового Закона о государственных закупках. В феврале 2011 года Федеральной антимонопольной службой была предложена новая редакция действующего закона о государственных закупках. При этом ФАС предлагала сохранить Закон № 94-ФЗ, продолжив его совершенствование. В марте 2011 года Минэкономразвития РФ опубликовало Концепцию проекта ФЗ «О федеральной контрактной системе». [2, c.391–395]
С этого времени между двумя ведомствами возникли разногласия. ФАС выступало за сохранение Закона № 94-ФЗ, признавая при этом необходимость внесения в него изменений, а в Минэкономразвития же наоборот указывали на необходимость введения нового закона, отмечая, что Закон № 94-ФЗ и без того претерпел огромное количество изменений и поправок.
После долгих дискуссий и споров, которые длились полтора года, был принят новый закон «О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013г. № 44-ФЗ. Необходимо отметить, что с момента его первого появления на официальном сайте Минэкономразвития РФ законопроект претерпел огромное количество поправок.
Основное отличие между Законами № 44-ФЗ и № 94-ФЗ состоит в том, что последний регламентировал только процесс размещения заказа, в то время как Закон № 44-ФЗ охватывает все этапы государственных закупок, начиная с планирования и заканчивая контролем их результатов.
Ныне действующий Закон № 44-ФЗ призван существенно повысить качество обеспечения государственных (муниципальных) нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению государственных и муниципальных контрактов. [3] Этот закон вносит существенные коррективы в систему управления государственным и муниципальным заказом РФ.
Нововведением закона стало введение принципа профессионализации, который состоит в необходимости создания контрактной службы и введения штатной единицы контрактного управляющего. Кроме того, предусмотрена персональная ответственность заказчика. На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что новый закон ориентирован не на процесс закупки, а на ее результат.
Еще одна важная новация принятого закона № 44-ФЗ относится к изменению перечня способов размещения госзаказа. По сравнению с законом № 94-ФЗ указанный перечень существенно вырос: появляется процедура запроса предложений (симбиоз запроса котировок и открытого конкурса), процедура 2-хэтапного конкурса (открытого и закрытого), конкурса с ограниченным участием (открытого и закрытого), электронный аукцион (аналог современного ОАЭФ), закупка у единственного источника. [1, с.428–432] Как видно, заказчик наделяется более широким набором альтернатив при выборе способа определения поставщика. Вместе с тем, происходит уточнение ранее существовавших способов размещения закупки и уточняется процедура разграничения условий для применения одного из предлагаемых способов.
Среди достоинств Закона № 44-ФЗ можно назвать увеличение значения общественного контроля, а также введение новой процедуры контроля — аудита в сфере закупок, который осуществляется Счетной палатой РФ, а также контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований. Допускается установление дополнительных квалификационных требований к участникам закупки.
Для эффективного функционирования контрактной системы предусматривается создание единой организационной структуры и информационной системы, которая обеспечит формирование, обработку, хранение и предоставление данных по всем этапам осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. Предполагается расширение прав общественных объединений в реализации независимого общественного мониторинга и оценке процесса осуществления закупок. Ожидается, что общественные объединения смогут подавать иски в защиту неопределенного круга лиц. Гражданам и организациям также будет предоставлено право участвовать в обеспечении общественного контроля. В целях пресечения коррупции в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд предусмотрена максимальная унификация всех закупочных процедур и существенное ограничение возможностей заказчиков оказать влияние на отбор поставщиков. Кроме того законодательство предусматривает сохранение преференций для субъектов малого предпринимательства, учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов.
Введенная в Российской Федерации контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд имеет аналогии в ряде других стран с развитыми институтами и механизмами государственного управления, которые базируются на рыночных принципах. В частности, к самым развитым системам закупок для государственных нужд относятся национальные контрактные системы Великобритании и США. Их опыт был учтен при разработке контрактной системы в России.
Литература:
- Косарев К. В. Некоторые проблемы Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Право и экономика. 2013. N 7. С. 21–26.
- Сидорович А. Р. Новации законодательства в сфере государственных закупок: ключевые аспекты Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» / А. Р. Сидорович // Молодой ученый. — 2013. — № 6. — С. 428–432.
- Симоновский К. В. Нововведения контрактной системы в сфере государственных (муниципальных) закупок// Право в Вооруженных силах. 2013. № 8. С.80–84
- Умярова Э. Р. От системы государственных закупок к Федеральной контрактной системе в Российской Федерации // Молодой ученый. 2013.№ 5 с.391–395
- Шмелева, М. Правовая политика в сфере государственных (муниципальных) закупок / М. Шмелева // Хозяйство и право. — 2013. — № 11. — С. 81–95.
- URL:http://www.garant.ru/actual/purchases/.
- URL:http://mari-tender.ru/article.php?id_article=1135&tpl=46