В данной статье рассматривается суть понятия «эффективный контракт» в образовательном учреждении в условиях кризиса и пути решения проблемы его применения в контексте реформирования социума через образование.
Нам легче изобрести вездеход, чем отремонтировать дорогу. Это отнюдь не простое суждение так характерно для российской действительности. Введение эффективного контракта во всех сферах деятельности далеко перешагнуло за пределы стандартного трудового договора. Необходимо решить широкий спектр неоднозначных вопросов, таких как повышение заработной платы, сохранение квалифицированных кадров, повышение производительности труда, да и вообще, отход от устоев обычной жизни навстречу светлому будущему.
Однако в процессе реализации «Майских» Указов президента руководство практически каждой организации бюджетной сферы столкнулось с рядом трудностей, связанных, прежде всего, с неправильным пониманием сути данного документа, а, следовательно, и неверными мерами, принятыми для его реализации. Так, для повышения заработной платы, многие руководители сократили штат сотрудников. Несомненно, это один из вариантов, но всё же, эффективный контракт направлен не на сокращение штата сотрудников, а на повышение качества предоставляемой услуги, и как следствие — повышение заработной платы.
Точнее всего суть эффективного контракта отражает название наиболее фундаментального документа, посвященного введению эффективного контракта в рамках Указа Президента — распоряжения Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы». [1] Именно совершенствование системы оплаты труда для обеспечения стимулирования достижения лучших результатов является сутью эффективного контракта. Неслучайно эффективный контракт определяется как «трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки».
Итак, обратимся непосредственно к сфере образования. Здесь ситуация вдвойне неоднозначная, поскольку быстрых результатов от нововведений ждать не приходится. Сокращение штата естественно влечёт за собой снижение качества образования, и как результат, социальную напряженность с обеих сторон — и со стороны педагогов, желающих любой ценой получить повышенную зарплату, и со стороны потребителей образовательной услуги, желающих любой ценой заставить педагогов работать лучше (с их точки зрения) раз зарплата была повышена.
Так что же мы имеем на самом деле и целесообразны ли «Майские» Указы? Совершенно очевидно, что суть документа имеет все шансы на реализацию, даже на положительный эффект, но как же достичь точки невозврата в данном случае. Во-первых, смена идеологии всегда влечёт недопонимание коллектива и протест как следствие. Поэтому первоначальной задачей руководства любой организации, а в частности образовательной, является работа с педагогическим составом, реформирование мышления за счёт создания сплочённого коллектива, работающего в унисон, на основе взаимопомощи и взаимопонимания, а не личных амбиций и желания «подзаработать». Во-вторых, необходимо заручиться поддержкой родителей, как законных представителей, так и в качестве предпринимателей, служащих, рабочих, руководителей, домохозяек. В этом случае, существует шанс создать крепкую структуру, включающую в себя образование, трудовое и эстетическое воспитание, обучение на личном примере и пр. Детям очень не хватает хороших образцов для подражания. Достигнув, таким образом, точки невозврата, можно смело добиваться «лучших результатов». Сплочённость в данном случае, станет основой для становления новой образовательной системы. За последние годы реформ и политических изменений мы многое утратили, ушли такие понятия как взаимопомощь, сердечность, радость за других, дружба, братство и пр. Мы все стали или менеджерами или коллегами, все стали чужими, какой-то безликой субстанцией. Наше будущее так же безлико. Поэтому, программы, разрабатываемые Правительством, направлены на реформирование социума через образование, здравоохранение и прочие бюджетные сферы, с помощьюповышения оплаты труда через достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг.
Литература:
- Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р
- (вместе с «Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы») Интернет-ресурс. Точка доступа http://government.consultant.ru/page.aspx?1634848
- Сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.Su. Интернет-ресурс. Точка доступа http://pedsovet.su/forum/
- Правовая памятка по переходу на эффективный контракт в образовательных учреждениях. Интернет-ресурс. Точка доступа http://unisolidarity.ru/?p=3241