Развитие и формирование творческих способностей детей — актуальная проблема современной педагогики, решение которой имеет исключительное значение для воспитания активной творческой личности. Способность творить — одно из фундаментальных свойств человеческой личности, «реализующийся творец начинает определять более или менее частную или глобальную историю мира» [2,с.366].
Идея творчества — самая влекущая и загадочная в сфере вопросов о природе человека, его самобытности и предназначении. Особую актуальность проблема творчества приобрела на рубеже XX и XXI веков, в условиях «ценностно-нормативной неопределенности» (В. С. Собкин), «…распада старых и складывания новых общностей людей, формирования нового социокультурного пространства» (В. В. Рубцов), когда человек оказывается перед необходимостью найти свое место, смысл жизни в постоянно меняющемся мире. В условиях стремительных изменений мира неспособность к творческой деятельности является серьезной проблемой для общества.
Процесс формирования и развития творческих способностей рассматривался такими философами, как Н. А. Бердяев, В. Гумбольдт, Э. Кассирер, М. К. Мамардашвили, Э. Фромм и др. Проблемы развития художественного творчества в системе дополнительного образования рассматривались в работах Е. Б. Евладовой, Л. Г. Логиновой, Н. Н. Михайловой, В. П. Голованова, В. Н. Иванченко и многих других исследователей.
Однако, такие проблемы, как: взаимосвязь личности ребенка и творчества; развитие творческих способностей детей в возрасте от 5 до 12 лет; создание педагогических условий, способствующих развитию творческих способностей детей; возможности дополнительного образования в развитии художественного творчества; роль родителей в творческом развитии детей ещё недостаточно разработаны.
Для формирования и развития способностей необходим особый характер творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до высшего уровня своих возможностей. Педагогу важно заметить творческие проявления ребенка, помочь их реализовать, открыть новые горизонты возможностей, заинтересовать его и вдохновить.
Важнейшим фактором обучения детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Нужно окружить ребенка такой средой и такой системой обучения, которые стимулировали бы его творческую деятельность.
Однако, большинство учебных заведений, обучающих творческим видам деятельности, не столько развивает личность ребенка, сколько насыщает его инструментальными навыками, в результате чего получаются хорошие исполнители, но не творцы. Традиционная система школьного образования зачастую не справляется с задачей развития личности детей, их творческих способностей, раскрытия индивидуальности каждого.
Педагоги в большинстве своем не могут или не хотят разглядывать в детях творческое начало, для некоторых преподавателей творчество не является ценностью, по сравнению с исполнительностью. Организация школьного пространства не предоставляет детям возможностей для полноценной самореализации.
Решение этих проблем во многом зависит от эффективного использования возможностей дополнительного образования, которое создает те, необходимые для формирования творческих способностей, для развития уникальности личности — условия.
Дополнительное образование детей — целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительны образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека государства.
Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой — в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.
Дополнительное образование отводит особое место педагогической поддержке, обеспечивающей индивидуальное развитие ребенка на основе совместного с ним определения его интересов, целей, и путей преодоления препятствий, мешающих ему в достижении позитивных результатов в личностном и творческом росте в обучении, общении.
Дополнительное образование предполагает включение личности ребенка в многофункциональную, креативную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения, где создается «ситуация успеха», помогающая школьнику вступает в равноправный диалог с учителем. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в художественной студии или в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров. Опыт лучших школ показывает, что учителям дополнительного образования, как правило, удается снять стереотип однозначного восприятия учащегося как «троечника» или «трудного».
Эмоциональная насыщенность — вот важная особенность дополнительного образования, противостоящая традиционному учебному процессу. Развитие чувств необходимо детям как средство формирования целостной картины мира. Эмоционально-ценностное отношение к миру может быть сформировано у детей в процессе обращения к ярким личностям, жизнь и творчество которых помогали бы искать ответы на вопросы, их волнующие.
Наиболее благоприятным периодом для развития творческих способностей считается старший дошкольный и младший школьный возраст (от 5 до 11 лет).
Остановимся более подробно на особенностях развития младших школьников (7–11 лет). Младшие школьники легко отвлекаются, не способны длительно сосредоточиваться, они возбудимы и эмоциональны, что связано с несовершенством регулирующей функции головного мозга.
Мышление, доминирующая функция в младшем школьном возрасте, переходит от наглядно-образного к словесно-логическому. Дети этого возраста обычно обладают хорошей механической памятью, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал им не слишком интересный.
Возрастной особенностью детей этого возраста является общая недостаточность воли и чрезмерная эмоциональность. В младшем школьном возрасте у детей начинают проявляться индивидуальные различия, заключающиеся в выделении групп «теоретиков», «практиков» и «художников».
Таким образом, можно сказать, что младший школьный возраст — возраст формирования личности ребенка.
Занятия художественным ручным трудом в самых разнообразных направлениях (коллаж, оригами, пластилинография, картонография, объемная аппликация, конструирование) являются эффективным средством формирования творческой личности ребенка. Младшие школьники, работая с различными материалами (бумага, картон, фольга, проволока, ткань, папье-маше), в том числе с природными (шишки, солома, камушки, листья, ветки, ракушки), а также с нетрадиционными и бросовыми (пластиковые бутылки, различные упаковки, использованные корпуса ручек, фломастеров и др.), учатся владеть не только ножницами, иголкой, кисточкой и клеем, но и дыроколом, степлером и т. п. Дети, создавая игрушки, поделки своими руками, тем самым углубляют и расширяют знания об окружающем мире, развивают умения создавать композиции, получают и закрепляют знания о правилах техники безопасности при работе с инструментами, что в итоге положительно сказывается на внимании, памяти, наглядно — образном мышлении.
Таким образом, художественный ручной труд в системе дополнительного образования, развивает у младших школьников наблюдательность и любознательность, творческое воображение и пространственное представление, что составляет основу творческих способностей.
Литература:
- Бехтерева, Н. П. Магия мозга и лабиринты жизни. — М — 2008.
- Голованов, В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. — М. — Владос. — 2004.
- Евладова, Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей. — М. — Владос. — 2004.
- Иванченко, В. Н. Инновации в образовании. Общее и дополнительное образование детей. — Ростов-на-Дону. — 2011.
- Клочкова, Г. М. Творческое саморазвитие студента в процессе формирования проектно-деятельностных компетенций. — Научно-теоретический журнал «Успехи современного естествознания», № 10. — 2011.
- Моргун, Д. В. Дополнительное образование детей в вопросах и ответах. Справочные материалы и консультации для педагогов дополнительного образования и методистов. — М. — Экопресс. — 2012.