Оценка интеллектуального состояния детей младшего школьного возраста с йододефицитом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 19.01.2016

Статья просмотрена: 349 раз

Библиографическое описание:

Ахмедова, Ш. У. Оценка интеллектуального состояния детей младшего школьного возраста с йододефицитом / Ш. У. Ахмедова, Д. А. Алимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 315-317. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25106/ (дата обращения: 15.11.2024).



 

У детей с йододефицитным статусом в среднем определены более низкие показатели интеллектуального развития по сравнению с детьми без йодурии, что указывает на необходимость эффективной профилактики йододефицита и его коррекции препаратами йода, начиная с детей младшего школьного возраста.

 

Дефицит йода в окружающей среде вызывает развитие йоддефицитных заболеваний, спектр которых очень широк. По данным ВОЗ около 1 млрд. человек проживают на йододефицитных территориях и у 200–300 млн. из них выявляется зоб [4, 7]. В очагах эндемии дети и подростки составляют наиболее склонный к поражению зобом контингент населения, они более подвержены  йоддефицитным заболеваниям, отрицательно влияющим на их физическое, интеллектуальное развитие, соматическое здоровье [1, 3].

Содержание йода в моче является прямым количественным показателем текущего потребления йода населением и хорошим биохимическим маркером распространенности йоддефицитных заболеваний в отдельно взятом регионе. Международными организациями по контролю за йоддефицитными заболеваниями рекомендован персульфатный способ обработки образцов мочи при определении йода церий-арсентным методом [2, 4],

Дефицит йода в организме приводит к тяжелым последствиям для здоровья. Особенно чувствительны к недостатку этого микроэлемента дети. На территориях с выраженным дефицитом йода отмечаются высокие уровни мертворождений, перинатальной смертности, а также частоты врожденных пороков развития. Помимо этого, недостаток йода вызывает задержку психического, физического и полового развития, снижение интеллектуальных способностей, приводит к развитию узловых форм зоба и нарушению всех видов обмена веществ [5].

Дефицит йода обусловливает снижение интеллектуального потенциала населения, проживающего в зонах йодной недостаточности, к этому приводит даже умеренный дефицит йода в перинатальном периоде, когда формируется центральная нервная система плода. Показатели умственного развития в этих регионах на 10–15 % ниже таковых в районах без дефицита йода [6].

Умеренная и легкая степень йододефицита реально формирует высокий риск прогрессирующего снижения интеллекта популяции в силу высокой степени биологической значимости йода для структурно-функционального развития мозга [2, 7].

На основании вышеизложенного можно предположить, что изучение данной проблемы является весьма актуальной.

Цель исследования: оценить йоддефицитные состояния и изучить уровень интеллектуального развития детей в младшем школьном возрасте, на примере города Ташкента.

Материалы и методы исследования: обследовано 168 учащихся в возрасте от 8 до 10 лет, учащиеся средней школы № 288 и № 258 Юнус-Абадского района г. Ташкента.

С целью определения йоддефицитного состояния было обследовано содержание йода в пищевой соли, потребляемой детьми в домашних условиях. Согласно нормативных данных содержание йода в пищевой соли на стадии потребления должно быть 15,0–55,0 мкг/г, что составляет норму, а показатели 0–4,9 мкг/г — недопустимый уровень, 5,0–14,9 мкг/г — недостаточный уровень (УзДСт 1091; 2011).

Всем детям проведено определение йода в моче путем церий-арсенитного метода с предварительной обработкой образцов раствором персульфата аммония. Международный комитет по борьбе с йоддефицитными состояниями и ВОЗ выделяют три степени тяжести йоддефицита по медиане уровня йода в моче: 99–55 мкг/л — лёгкая; 49–20 мкг/л — умеренная; менее 20 мкг/л — тяжёлая.

Проведено исследование интеллектуального развития детей с помощью специального психометрического тестов Кеттелла (тест интеллекта, свободного от влияния культуры (Culture-FairIntelligenceTest, CFIT), форма CF2A(согласно данного теста интеллектуальное развитие (IQ) считается низким при значениях 70–79, при 80–89 — ниже среднего, при 90–109 –среднее. 110–119 — выше среднего, при 120- 129 — высокое, свыше 130 — очень высокое).

Результаты исследования. Результаты показали, что содержание йода в моче у 98 детей (58,3 %) установлены нормативные значения (свыше 99 мкг/л; среднее число — 104,3±1,2 мкг/л), у 67 детей (39,9 %) отмечена легкая степень йодурии (85,6±1,1 мкг/л), причем у 45 из них показателя находились в пределах верхней границы нормы. В 2 случаях (1,2 %) установлена умеренная степень уровня йода в моче, а в 1 — тяжелая (0,6 %) (табл. 1).

 

Таблица 1

Показатели содержания йода в моче у обследованных детей

Степень тяжести йодурии

Количество обследованных детей

Среднее число (мкг/л)

Абс.

%

Норма

98

58,3

104,3±1,2

Легкая

67

39,9

85,6±1,1

Умеренная

2

1,2

49–45

Тяжелая

1

0,6

18

 

Среди обследованных детей при дальнейшем осмотре увеличение щитовидной железы (ЩЖ) 1 степени выявлено у 13,1 % (22 ребенка), II степени — у 1,8 % (3 ребенка), без увеличения — 85,1 % (143 ребенка) (рис. 1).

Соответствие содержания йода прямо коррелировало со степенью увеличения ЩЖ среди обследованных детей (r=+0,621). Так, при 1-й степени уровень йодурии в среднем составил 76,2±1,3 мкг/л, а при II-й степени — 37,3±0,2 мкг/л. При неувеличенной ЩЖ уровень йодурии составил в среднем 98,6±1,3 мкг/л.

Рис. 1. Частота выявления увеличения ЩЖ при обследовании у детей школьного возраста

 

Уровень йодированной пищевой соли на стадии потребления составил: недопустимый уровень — 3.3 %, недостаточный уровень — 60 %. достаточный — 36 %, что указывает на низкий уровень потребления йодированной пищевой соли среди обследованного контингента.

При проведении теста Кеттелла было выявлено, что IQ выше 120 баллов не набрал ни один ребенок; IQвыше 110 баллов определен у 75,5 % детей без ЙДЗ; IQ > 90 баллов — у 40 % детей с 1-й степенью увеличения ЩЖ и у 24 % детей без ЙДЗ. Более низкий уровень IQ (70<1Q<90) определен у детей с 1-й и 2-й степенью увеличения ЩЖ, что составило 60 % и 100 % (табл. 2).

Таблица 2

Уровень IQ у обследованных детей

 

Уровень IQ

Количество обследованных детей (n=168)

Среднее число (баллы)

Дети без ЙДЗ (n=25)

Дети с ЙДЗ (n=143)

Абс.

%

Абс.

%

Выше среднего (110–119 баллов)

-

-

108

75,5

115,6±1,1

Средний (90–109 баллов)

10

40

35

24,5

102,4±0,9

Ниже среднего (80–89 баллов)

13

52

-

-

85,8±0,8

Низкий (70–79 баллов)

2

8

-

-

70÷72

 

При проведении корреляционного анализа была установлена прямая взаимосвязь показателей интеллектуального развития детей от уровня содержания йода в моче (r=+0,568). Так, при легкой степени тяжести йоддефицита регистрировалось интеллектуальное развитие выше среднего, при умеренной степени тяжести йоддефицита в большинстве случаев отмечалась среднее интеллектуальное развитие, а у детей с умеренной и тяжелой степенью тяжести йоддефицита интеллектуальное развитие отмечается ниже среднего.

Таким образом, у детей с йоддефицитным статусом в среднем определены более низкие показатели интеллектуального развития по сравнению с детьми без йодурии. Детям с йоддефицитным статусом трудно учиться в школе, осваивать новые знания и навыки, что указывает на необходимость эффективной профилактики йоддефицита и его коррекции препаратами йода, начиная с детей младшего школьного возраста.

Выводы:

  1.              У детей младшего школьного возраста в 41,7 % случаев установлена йодурия, из них у 39,9 % — легкая, а у 1,8 % — умеренная и тяжелая.
  2.              Увеличение щитовидной железы регистрируется в 14,9 % детей младшего школьного возраста. Соответствие содержания йода прямо коррелировало со степенью увеличения щитовидной железы среди обследованных детей.
  3.              Анализ потребления йодированной пищевой соли установил в 60 % недостаточный уровень ее потребления, что указывает на низкий уровень потребления йодированной пищевой соли среди обследованного контингента.
  4.              У детей с йоддефицитным статусом в среднем определены более низкие показатели интеллектуального развития по сравнению с детьми без йодурии.

 

Литература:

 

  1.    Жуков А. О. Результаты исследования уровня IQ в регионах с различным уровнем дефицита йода. // Российский психиатрический журнал. — 2007. — № 1. — С. 16–21.
  2.    Жуков А. О. Возможные подходы к терапии и профилактике связанных с дефицитом йода психических состояний. // Журнал неврологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. — 2007. — № 9. — С.71–73.
  3.    Дедов И. И., Мельниченко Г. А., Петеркова В. А. Результаты эпидемиологических исследований йододефицитных заболеваний в рамках проекта «Тиромобиль». // «Проблемы эндокринологии». — 2005. -№ 5. — Том 51. — С.32–36.
  4.    Пылова, С. А. Оценка эффективности способов профилактики йоддефицитных состояний у детей препубертатного возраста Республики Карелия // Сборник научных трудов. Под ред. проф. В. И. Пуриня: Издание СПбГПМА, СПб. — 2008. — С. 444.
  5.    Caldwell K. L., Maxwell СВ., Makhmudov A. et al. Use of inductively coupled plasma mass spectrometry to measure urinary iodine in NHANES 2000: comprasion with previous methods // Clin. Chem. 2000. — V. 49. — P.1019–1021.
  6.    Laboratory Guide to the Measurement of Iodine in Urine and Salt. Atlanta (USA), 2003.
  7.    Solovjeva S. I., Troshina Е. А., Zhukov А. О. The research of IQ level in school children who live in the regions with iodine deficiency. // 8th European Congress of Endocrinology. — 2006. — Р. 652
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, интеллектуальное развитие, младший школьный возраст, среднее, дефицит йода, содержание йода, балл, интеллектуальное развитие детей, недостаточный уровень, щитовидная железа.


Похожие статьи

Особенности сформированности функций первого блока мозга у детей с легкой степенью умственной отсталости с дисграфией

В статье раскрывается понятие дисграфии, характеристика функций I блока мозга, описание их обследования. Сравнительный анализ сформированности невербальных функций у детей с дисграфией общеобразовательной школы и у детей коррекционной школы. Обознача...

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...

Показатели фильтрационной функции почек при внутрибольничной пневмонии у детей грудного возраста

В статье были рассмотрены исследования показатели фильтрационной функции почек при внутрибольничной пневмонии у детей грудного возраста. Значительное отклонение клубочковой фильтрации от величин, обычных для детей грудного возраста, отмечено у 34 из ...

Родительско-детские отношения в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра

Детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с РАС, характеризуются большей выраженностью эмоционального отвержения и инфантилизации по сравнению с семьями, воспитывающими обычных детей.

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

В статье представлено описание комплексной работы и даны методические рекомендации воспитателя и логопеда по развитию произвольной моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Раннее вмешательство как залог успешной профилактики детской заболеваемости, отклонений в развитии, социальной дезадаптации и инвалидности у детей

В данной статье раскрываются особенности детей с отклонениями в развитии раннего возраста, также говориться что грамотно организованная комплексная коррекционно-педагогическая, психологическая, социальная и медицинская работа в значительной мере нейт...

Особенности периода адаптации новорожденных детей, извлеченных при операциях кесарева сечения с рубцом на матке

В работе изучены особенности периода адаптации у новорожденных детей, извлеченных при операциях кесарева сечения с рубцом на матке. Проведено обследование 50 новорожденных детей, родившихся путём кесарева сечения (КС) с гестационным возрастом 29–42 н...

Гидрореабилитация как средство социализации детей с расстройством аутического спектра в возрасте 7–10 лет

Приёмы и методы гидрореабилитации очень полезны для всестороннего развития детей, совершенствования их дыхательной и сердечно-сосудистой систем, закаливания организма, формирования правильной осанки и коррекции её нарушений.

Применение озонотерапии при лечении кариеса зубов у детей атравматическим методом

В статье исследовано лечение кариеса зубов у детей раннего и дошкольного возраста с применением антисептической обработки полости зуба озонокислородной смесью, которая обеспечивает высокое бактерицидное действие и предотвращение развития вторичного к...

Коррекция дислексии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье представлены практические задания для коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Также материал может быть и...

Похожие статьи

Особенности сформированности функций первого блока мозга у детей с легкой степенью умственной отсталости с дисграфией

В статье раскрывается понятие дисграфии, характеристика функций I блока мозга, описание их обследования. Сравнительный анализ сформированности невербальных функций у детей с дисграфией общеобразовательной школы и у детей коррекционной школы. Обознача...

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...

Показатели фильтрационной функции почек при внутрибольничной пневмонии у детей грудного возраста

В статье были рассмотрены исследования показатели фильтрационной функции почек при внутрибольничной пневмонии у детей грудного возраста. Значительное отклонение клубочковой фильтрации от величин, обычных для детей грудного возраста, отмечено у 34 из ...

Родительско-детские отношения в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра

Детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с РАС, характеризуются большей выраженностью эмоционального отвержения и инфантилизации по сравнению с семьями, воспитывающими обычных детей.

Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта

В статье представлено описание комплексной работы и даны методические рекомендации воспитателя и логопеда по развитию произвольной моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Раннее вмешательство как залог успешной профилактики детской заболеваемости, отклонений в развитии, социальной дезадаптации и инвалидности у детей

В данной статье раскрываются особенности детей с отклонениями в развитии раннего возраста, также говориться что грамотно организованная комплексная коррекционно-педагогическая, психологическая, социальная и медицинская работа в значительной мере нейт...

Особенности периода адаптации новорожденных детей, извлеченных при операциях кесарева сечения с рубцом на матке

В работе изучены особенности периода адаптации у новорожденных детей, извлеченных при операциях кесарева сечения с рубцом на матке. Проведено обследование 50 новорожденных детей, родившихся путём кесарева сечения (КС) с гестационным возрастом 29–42 н...

Гидрореабилитация как средство социализации детей с расстройством аутического спектра в возрасте 7–10 лет

Приёмы и методы гидрореабилитации очень полезны для всестороннего развития детей, совершенствования их дыхательной и сердечно-сосудистой систем, закаливания организма, формирования правильной осанки и коррекции её нарушений.

Применение озонотерапии при лечении кариеса зубов у детей атравматическим методом

В статье исследовано лечение кариеса зубов у детей раннего и дошкольного возраста с применением антисептической обработки полости зуба озонокислородной смесью, которая обеспечивает высокое бактерицидное действие и предотвращение развития вторичного к...

Коррекция дислексии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье представлены практические задания для коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Также материал может быть и...

Задать вопрос