У детей с йододефицитным статусом в среднем определены более низкие показатели интеллектуального развития по сравнению с детьми без йодурии, что указывает на необходимость эффективной профилактики йододефицита и его коррекции препаратами йода, начиная с детей младшего школьного возраста.
Дефицит йода в окружающей среде вызывает развитие йоддефицитных заболеваний, спектр которых очень широк. По данным ВОЗ около 1 млрд. человек проживают на йододефицитных территориях и у 200–300 млн. из них выявляется зоб [4, 7]. В очагах эндемии дети и подростки составляют наиболее склонный к поражению зобом контингент населения, они более подвержены йоддефицитным заболеваниям, отрицательно влияющим на их физическое, интеллектуальное развитие, соматическое здоровье [1, 3].
Содержание йода в моче является прямым количественным показателем текущего потребления йода населением и хорошим биохимическим маркером распространенности йоддефицитных заболеваний в отдельно взятом регионе. Международными организациями по контролю за йоддефицитными заболеваниями рекомендован персульфатный способ обработки образцов мочи при определении йода церий-арсентным методом [2, 4],
Дефицит йода в организме приводит к тяжелым последствиям для здоровья. Особенно чувствительны к недостатку этого микроэлемента дети. На территориях с выраженным дефицитом йода отмечаются высокие уровни мертворождений, перинатальной смертности, а также частоты врожденных пороков развития. Помимо этого, недостаток йода вызывает задержку психического, физического и полового развития, снижение интеллектуальных способностей, приводит к развитию узловых форм зоба и нарушению всех видов обмена веществ [5].
Дефицит йода обусловливает снижение интеллектуального потенциала населения, проживающего в зонах йодной недостаточности, к этому приводит даже умеренный дефицит йода в перинатальном периоде, когда формируется центральная нервная система плода. Показатели умственного развития в этих регионах на 10–15 % ниже таковых в районах без дефицита йода [6].
Умеренная и легкая степень йододефицита реально формирует высокий риск прогрессирующего снижения интеллекта популяции в силу высокой степени биологической значимости йода для структурно-функционального развития мозга [2, 7].
На основании вышеизложенного можно предположить, что изучение данной проблемы является весьма актуальной.
Цель исследования: оценить йоддефицитные состояния и изучить уровень интеллектуального развития детей в младшем школьном возрасте, на примере города Ташкента.
Материалы и методы исследования: обследовано 168 учащихся в возрасте от 8 до 10 лет, учащиеся средней школы № 288 и № 258 Юнус-Абадского района г. Ташкента.
С целью определения йоддефицитного состояния было обследовано содержание йода в пищевой соли, потребляемой детьми в домашних условиях. Согласно нормативных данных содержание йода в пищевой соли на стадии потребления должно быть 15,0–55,0 мкг/г, что составляет норму, а показатели 0–4,9 мкг/г — недопустимый уровень, 5,0–14,9 мкг/г — недостаточный уровень (УзДСт 1091; 2011).
Всем детям проведено определение йода в моче путем церий-арсенитного метода с предварительной обработкой образцов раствором персульфата аммония. Международный комитет по борьбе с йоддефицитными состояниями и ВОЗ выделяют три степени тяжести йоддефицита по медиане уровня йода в моче: 99–55 мкг/л — лёгкая; 49–20 мкг/л — умеренная; менее 20 мкг/л — тяжёлая.
Проведено исследование интеллектуального развития детей с помощью специального психометрического тестов Кеттелла (тест интеллекта, свободного от влияния культуры (Culture-FairIntelligenceTest, CFIT), форма CF2A(согласно данного теста интеллектуальное развитие (IQ) считается низким при значениях 70–79, при 80–89 — ниже среднего, при 90–109 –среднее. 110–119 — выше среднего, при 120- 129 — высокое, свыше 130 — очень высокое).
Результаты исследования. Результаты показали, что содержание йода в моче у 98 детей (58,3 %) установлены нормативные значения (свыше 99 мкг/л; среднее число — 104,3±1,2 мкг/л), у 67 детей (39,9 %) отмечена легкая степень йодурии (85,6±1,1 мкг/л), причем у 45 из них показателя находились в пределах верхней границы нормы. В 2 случаях (1,2 %) установлена умеренная степень уровня йода в моче, а в 1 — тяжелая (0,6 %) (табл. 1).
Таблица 1
Показатели содержания йода в моче у обследованных детей
Степень тяжести йодурии |
Количество обследованных детей |
Среднее число (мкг/л) |
|
Абс. |
% |
||
Норма |
98 |
58,3 |
104,3±1,2 |
Легкая |
67 |
39,9 |
85,6±1,1 |
Умеренная |
2 |
1,2 |
49–45 |
Тяжелая |
1 |
0,6 |
18 |
Среди обследованных детей при дальнейшем осмотре увеличение щитовидной железы (ЩЖ) 1 степени выявлено у 13,1 % (22 ребенка), II степени — у 1,8 % (3 ребенка), без увеличения — 85,1 % (143 ребенка) (рис. 1).
Соответствие содержания йода прямо коррелировало со степенью увеличения ЩЖ среди обследованных детей (r=+0,621). Так, при 1-й степени уровень йодурии в среднем составил 76,2±1,3 мкг/л, а при II-й степени — 37,3±0,2 мкг/л. При неувеличенной ЩЖ уровень йодурии составил в среднем 98,6±1,3 мкг/л.
Рис. 1. Частота выявления увеличения ЩЖ при обследовании у детей школьного возраста
Уровень йодированной пищевой соли на стадии потребления составил: недопустимый уровень — 3.3 %, недостаточный уровень — 60 %. достаточный — 36 %, что указывает на низкий уровень потребления йодированной пищевой соли среди обследованного контингента.
При проведении теста Кеттелла было выявлено, что IQ выше 120 баллов не набрал ни один ребенок; IQвыше 110 баллов определен у 75,5 % детей без ЙДЗ; IQ > 90 баллов — у 40 % детей с 1-й степенью увеличения ЩЖ и у 24 % детей без ЙДЗ. Более низкий уровень IQ (70<1Q<90) определен у детей с 1-й и 2-й степенью увеличения ЩЖ, что составило 60 % и 100 % (табл. 2).
Таблица 2
Уровень IQ у обследованных детей
Уровень IQ |
Количество обследованных детей (n=168) |
Среднее число (баллы) |
|||
Дети без ЙДЗ (n=25) |
Дети с ЙДЗ (n=143) |
||||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
||
Выше среднего (110–119 баллов) |
- |
- |
108 |
75,5 |
115,6±1,1 |
Средний (90–109 баллов) |
10 |
40 |
35 |
24,5 |
102,4±0,9 |
Ниже среднего (80–89 баллов) |
13 |
52 |
- |
- |
85,8±0,8 |
Низкий (70–79 баллов) |
2 |
8 |
- |
- |
70÷72 |
При проведении корреляционного анализа была установлена прямая взаимосвязь показателей интеллектуального развития детей от уровня содержания йода в моче (r=+0,568). Так, при легкой степени тяжести йоддефицита регистрировалось интеллектуальное развитие выше среднего, при умеренной степени тяжести йоддефицита в большинстве случаев отмечалась среднее интеллектуальное развитие, а у детей с умеренной и тяжелой степенью тяжести йоддефицита интеллектуальное развитие отмечается ниже среднего.
Таким образом, у детей с йоддефицитным статусом в среднем определены более низкие показатели интеллектуального развития по сравнению с детьми без йодурии. Детям с йоддефицитным статусом трудно учиться в школе, осваивать новые знания и навыки, что указывает на необходимость эффективной профилактики йоддефицита и его коррекции препаратами йода, начиная с детей младшего школьного возраста.
Выводы:
- У детей младшего школьного возраста в 41,7 % случаев установлена йодурия, из них у 39,9 % — легкая, а у 1,8 % — умеренная и тяжелая.
- Увеличение щитовидной железы регистрируется в 14,9 % детей младшего школьного возраста. Соответствие содержания йода прямо коррелировало со степенью увеличения щитовидной железы среди обследованных детей.
- Анализ потребления йодированной пищевой соли установил в 60 % недостаточный уровень ее потребления, что указывает на низкий уровень потребления йодированной пищевой соли среди обследованного контингента.
- У детей с йоддефицитным статусом в среднем определены более низкие показатели интеллектуального развития по сравнению с детьми без йодурии.
Литература:
- Жуков А. О. Результаты исследования уровня IQ в регионах с различным уровнем дефицита йода. // Российский психиатрический журнал. — 2007. — № 1. — С. 16–21.
- Жуков А. О. Возможные подходы к терапии и профилактике связанных с дефицитом йода психических состояний. // Журнал неврологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. — 2007. — № 9. — С.71–73.
- Дедов И. И., Мельниченко Г. А., Петеркова В. А. Результаты эпидемиологических исследований йододефицитных заболеваний в рамках проекта «Тиромобиль». // «Проблемы эндокринологии». — 2005. -№ 5. — Том 51. — С.32–36.
- Пылова, С. А. Оценка эффективности способов профилактики йоддефицитных состояний у детей препубертатного возраста Республики Карелия // Сборник научных трудов. Под ред. проф. В. И. Пуриня: Издание СПбГПМА, СПб. — 2008. — С. 444.
- Caldwell K. L., Maxwell СВ., Makhmudov A. et al. Use of inductively coupled plasma mass spectrometry to measure urinary iodine in NHANES 2000: comprasion with previous methods // Clin. Chem. 2000. — V. 49. — P.1019–1021.
- Laboratory Guide to the Measurement of Iodine in Urine and Salt. Atlanta (USA), 2003.
- Solovjeva S. I., Troshina Е. А., Zhukov А. О. The research of IQ level in school children who live in the regions with iodine deficiency. // 8th European Congress of Endocrinology. — 2006. — Р. 652