Актуальность. Йод представляет собой микроэлемент питания, является ключевым элементом в регуляции функционирования щитовидной железы, дефицит которого, часто не имеет выраженного характера. Йод с продуктами питания поступает в желудочно-кишечный тракт (ЖКТ) и быстро всасывается в кровоток. При этом между поступлением йода и его экскрецией с мочой достигается равновесие [2].
Дефицит йода в окружающей среде вызывает развитие йод дефицитных заболеваний, спектр которых очень широк. В очагах эндемии дети и подростки составляют наиболее склонный к поражению зобом контингент населения, которые более подвержены к йододефицитным заболеваниям, отрицательно влияющие на их физическое, интеллектуальное развитие, соматическое здоровье [1, 4]. Наиболее важным действием тиреоидных гормонов (ТГ) в детском возрасте является анаболический эффект. В отличие от других анаболических гормонов ТГ не только и даже не столько контролирует линейный рост, сколько регулируют процессы дифференцирования ткани. Именно под влиянием ТГ дети не только растут, но и созревают, взрослеют[3].
Цель исследования: изучить уровень заболеваемости, физическое и нервно-психическое развитие детей младшего школьного возраста с йиододефицитом.
Материалы и методы исследования: обследовано 168 учащихся в возрасте от 8 до 10 лет, учащиеся средней школы № 288 и № 258 Юнусабадского района г. Ташкента. Проведен осмотр, антропометрическое исследование и психодиагностическое тестирование.
Всем детям проведено определение йода в моче путем церий-арсенитного метода с предварительной обработкой образцов раствором персульфата аммония. Международный комитет по борьбе с йоддефицитными состояниями и ВОЗ выделяют три степени тяжести йоддефицита по медиане уровня йода в моче: 99–55 мкг/л — лёгкая; 49–20 мкг/л — умеренная; менее 20 мкг/л — тяжёлая.
Результаты исследования: результаты показали, что содержание йода в моче у 98 детей (58,3 %) установлены нормативные значения (свыше 99 мкг/л; среднее число — 104,3±1,2 мкг/л), у 67 детей (39,9 %) отмечена легкая степень йодурии (85,6±1,1 мкг/л), причем у 45 из них показателя находились в пределах верхней границы нормы. В 2 случаях (1,2 %) установлена умеренная степень уровня йода в моче, а в 1 — тяжелая (0,6 %) (табл. 1).
Таблица 1
Показатели содержания йода в моче у обследованных детей
Степень тяжести йодурии |
Количество обследованных детей |
Среднее число (мкг/л) |
|
Абс. |
% |
||
Норма |
98 |
58,3 |
104,3±1,2 |
Легкая |
67 |
39,9 |
85,6±1,1 |
Умеренная |
2 |
1,2 |
49–45 |
Тяжелая |
1 |
0,6 |
18 |
На дальнейшем этапе нами был проведен анализ соматической патологии в 2 группах: основную группу составили 70 детей с йодурией, а контрольную группу составили 98 детей без нарушения содержания йода.
В основной группе отмечалось повышение заболеваний практически по всем основным классам болезней, так в 11,6 раз было больше заболеваний органов дыхания, в 7 раз больше встречались заболевания органов пищеварения, и в 6,4 раз больше было инфекционных заболеваний соответственно по отношению к контрольной группе. Среди бронхо-легочных заболеваний 71,5 % составилОРВИ, среди гастроэнтерологических заболеваний 72,5 % приходилось на функциональные диареи и среди инфекционных заболеваний 76 % составили острые кишечные инфекции, такие как сальмонеллез и дизентерия. Все полученные данные, свидетельствуют, о снижении защитных сил и повышении восприимчивости организма, детей с йододефицитом к различным действиям факторов внешней и внутренней среды.
Одним из наиболее важных показателей отражающее физическое развитие ребенка является рост и вес. Нами был проведен сравнительный анализ роста и веса в группах. Данные, полученные нами, о росте обследуемых детей приведены в таблице 2.
Таблица 2
Антропометрические данные обследованных детей
Группы |
Показатели |
||
Рост (см) |
Вес (кг) |
МРИ (кг/м2) |
|
Контрольная |
129 2,5 |
23,82,1 |
16,80,32 |
Основная группа |
114,64* |
18,92,0* |
15,50,12* |
Примечание: * Р<0,05; достоверность по сравнению с контролем
При интерпретации данных таблицы 2 получено следующее: как видно из таблицы в основной группе имеются достоверные отличия по отношению к контрольной группе. Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей основной группы наблюдается выраженное замедление в росте.
У детей основной группы отмечается достоверное снижение показателей веса. Полученные данные влияют непосредственно на показатели МРИ, так у всех детей основной группыв той или иной мере регистрируется отставание в физическом развитии.
Как показывают результаты наших исследований, при изучении нервно-психического развития в группах выявлены следующие особенности, представленные в таблице 3, процентные соотношения проявлений нервно-психического развития в исследуемых группах.
Таблица 3
Анализ некоторых проявлений нервно-психической сферы у детей дошкольного возраста в условиях йодо- и железодефицита
Проявления |
Контрольная группа |
Основная группа |
||
% |
n |
% |
n |
|
Снижение памяти |
- |
- |
34 |
48,6 |
Нарушение концентрации внимания |
2 |
2 |
35 |
50 |
Не уверенность в себе |
4 |
4,1 |
39 |
55,7 |
Капризность |
3 |
3,1 |
16 |
22,9 |
Гиперактивность |
2 |
2 |
8 |
11,4 |
Эмоционально-волевая сфера (самостоятельность, инициатива) |
14 |
14,3 |
3 |
4,3 |
У детей основной группы нарушения нервно-психической сферы выражаются в неуверенности в себе, нарушение концентрации внимания, наиболее выраженной снижением памяти. Неуверенность в себе отмечалась в 4,9 раз чаще в основной группе по отношению к контролю.
Нарушение концентрации внимания в 8,4 раза было больше в основной группе по отношение к контрольной. Аналогичные изменения наблюдались и в снижении памяти, но в контрольной группе оно не регистрировалось.
Наиболее выраженные проявления как капризность, гиперактивность, нарушение концентрации внимания были зарегистрированы в основной группе. Эмоционально-волевая сфера, характеризующаяся самостоятельностью и лидерством (инициатива) была достоверно занижена в 3,3 раза у детей основной группы.
При проведении теста Кеттелла было выявлено, IQ выше 120 баллов не набрал ни один ребенок; IQвыше 110 баллов определен у 75,5 % детей без; IQ> 90 баллов — у 40 % детей с 1-й степенью увеличения ЩЖ и у 24 % детей без ЙДЗ. Более низкий уровень IQ (70<1Q<90) определен у детей с 1-й и 2-й степенью увеличения ЩЖ, что составило 60 % и 100 % (табл. 4).
Таблица 4
Уровень IQ у обследованных детей
Уровень IQ |
Количество обследованных детей (n=168) |
Среднее число (баллы) |
|||
Дети без ЙДЗ (n=25) |
Дети с ЙДЗ (n=143) |
||||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
||
Выше среднего (110–119 баллов) |
- |
- |
108 |
75,5 |
115,6±1,1 |
Средний (90–109 баллов) |
10 |
40 |
35 |
24,5 |
102,4±0,9 |
Ниже среднего (80–89 баллов) |
13 |
52 |
- |
- |
85,8±0,8 |
Низкий (70–79 баллов) |
2 |
8 |
- |
- |
70÷72 |
При проведении корреляционного анализа была установлена прямая взаимосвязь показателей интеллектуального развития детей от уровня содержания йода в моче (r=+0,568). Так при легкой степени тяжести йоддефицита регистрировалось интеллектуальное развитие выше среднего, при умеренной степени тяжести йоддефицита в большинстве случаев отмечалась среднее интеллектуальное развитие, а у детей с умеренной и тяжелой степенью тяжести йоддефицита интеллектуальное развитие отмечается ниже среднего.
Таким образом, у детей с йоддефицитным статусом в среднем определены более низкие показатели интеллектуального развития по сравнению с детьми без йодурии. Детям с йоддефицитным статусом трудно учиться в школе, осваивать новые знания и навыки, что указывает о необходимость эффективной профилактики йоддефицита и его коррекции препаратами йода, начиная у детей младшего школьного возраста.
Выводы:
- У детей младшего школьного возраста в 41,7 % случаев установлена йодурия, из них у 39,9 % — легкая, а у 1,8 % — умеренная и тяжелая.
- Установлено влияние нехватки йода в организме на соматический, физический и нейропсихологический статус у детей младшего школьного возраста.
Литература:
- Жуков А. О. Результаты исследования уровня IQ в регионах с различным уровнем дефицита йода. // Российский психиатрический журнал. — 2007. — № 1. — С. 16–21.
- Дедов И. И., Мельниченко Г. А., Петеркова В. А. Результаты эпидемиологических исследований йододефицитных заболеваний в рамках проекта «Тиромобиль». // «Проблемы эндокринологии». — 2005. -№ 5. — Том 51. — С.32–36.
- Пылова, С. А. Оценка эффективности способов профилактики йоддефицитных состояний у детей препубертатного возраста Республики Карелия // Сборник научных трудов. Под ред. проф. В. И. Пуриня: Издание СПбГПМА, СПб. — 2008. — С. 444.
- Solovjeva S. I., Troshina Е. А., Zhukov А. О. The research of IQ level in school children who live in the regions with iodine deficiency. // 8th European Congress of Endocrinology. — 2006. — Р. 652