Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения
В статье автор рассматривает проблему развития универсальных учебных действий при использовании современных образовательных технологий на уроках физики. Раскрывает эффективность формирования универсальных учебных действий (УУД), через использование современных образовательных технологий на уроках физики, которые окажут помощь: развитию навыков самостоятельного успешного усвоения новых знаний, формированию ключевых компетентностей, повышению уровня функциональной грамотности, формированию умения объяснять физические явления, способность к саморазвитию, и самосовершенствованию, то есть умения учиться, включение содержания обучения в контекст решения жизненных задач.
Ключевые слова: ФГОС, деятельностный подход, компетентностный подход, универсальные учебные действия, современные образовательные технологии, типы уроков, технологическая карта урока.
Образование — это то, что остается после того, как все выученное забудется.
М. Т. Лауэ
Современное образование в России переходит на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС).
Особенность ФГОС нового поколения — деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося, оптимизация обучения. Системно — деятельностная парадигма стандарта диктует, что усвоение и присвоение обучающимися накопленного социального опыта, возможно, путём деятельностного взаимодействия в рамках совместной деятельности с взрослыми, с ровесниками. Развитие личности в системе образования обеспечивается, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, способность к саморазвитию, и самосовершенствованию, то есть умения учиться, включение содержания обучения в контекст решения жизненных задач. Человек, умело владеющий технологиями и информацией, имеет новый стиль мышления, иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. В школе происходит изменение способов организации образовательной деятельности обучающихся в процессе современного урока, где создаются основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности. Современный урок строится в рамках системно — деятельностного подхода, направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов, развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Стандарт ориентирует на использование «технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся». Наиболее эффективными средствами включения учащихся в процесс творчества на уроке способствует использование современных образовательных технологий:технология проблемного обучения, интегрированного обучения, игрового обучения, развивающего обучения,индивидуального обучения, технология обучения на примере конкретных ситуаций, информационные технологии: использование компьютера для поиска необходимой информации, создание проектов. Успешность современного урока зависит от доступной формы подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке — все это помогает обучающимся лучше усваивать материал учебника. Учитель и ученик — это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя — направлять, контролировать. Урок живет и побеждает в 21 веке, хотя существует уже четвертое столетие. Огромное число педагогов — теоретиков и практиков — рассуждали, писали об уроке: сомневались в нем, отказывались, но вновь возвращались к нему. За четыре столетия многие ценности переменились. Появились не только новые цели, но и новые средства образования. Урок должен вовлекать учеников в активную деятельность. Ведь по данным ученых 20 % обучающихся удерживают в памяти, если слышат материал; 30 %- если видят; 50 %- если видят и слышат; 90 %- если говорят, в то время, как делают; 95 %- если исследуют, создают сами.
Наша главная задача на уроке — формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.
Современный урок — это урок, характеризующийся следующими требованиями:
самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока;
учитель выступает в роли организатора, а не информатора;
обязательная рефлексия каждого из учащихся на уроке: восстанавливает ход урока, анализирует свою деятельность или деятельность одноклассников, формулирует свои впечатления;
высокая степень речевой активности учащихся
Направленность урока на деятельность, позволяющую получить предметный, метапредметный и личностный результаты обучения отражает требования ФГОС ООО.
Типы уроков по ФГОС НОО
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию:
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
Основные цели урока каждого типа.
- Урок «открытия» нового знания.
Деятелъностная цель:формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
- Урок рефлексии.
Деятелъностная цель:формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т. д.).
Содержательная цель:закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий — понятий, алгоритмов и т. д.
- Урок общеметодологической направленности.
Деятелъностная цель:формирование у учащихся деятель-ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель:построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.
- Урок развивающего контроля.
Деятелъностная цель:формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель:контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Учитель, проектируя урок, составляет технологическую карту урока, определяет все виды деятельности учащихся на уроке в целом и отдельных его этапах, составляя конструктор урока, формулирует проблемные вопросы для учащихся, направленные на достижение результата. Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
В структуру современного комбинированного урока внесены этапы, связанные с достижениями личностного результата, результаты обучения в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными:
Этап 1. Организационный момент. Целеполагания и мотивация. Постановка цели и задач урока Определение целей урока- цели обучения начинается с операции продумывания по нисходящей линии: цели предмета → цели темы → цели данного урока → цели соотносятся с особенностями класса → цели на каждом этапе урока. Цели должны быть четкими, ясными, показывать важность изучаемого материала.
К достижению целей должны вести последовательно усложняемые, но посильные познавательные задачи. Цель, поставленная учителем, не имеет смысла, пока не станет целью для ученика.
Этап 2. Актуализация знаний
Этап 3. Первичное усвоение новых знаний
Этап 4. Осознания и осмысления учебной информации. Первичная проверка понимания.
Этап 5. Первичное закрепление учебного материала
Этап 6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Этап 7. Рефлексия (подведение итогов урока).
Технологическая карта у рока, соответствующая требованиям ФГОС
Основные этапы организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||
Этап 1 Организационный момент. Целеполагания и мотивация |
Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи |
Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. |
Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. |
Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
Этап 2. Совместное исследование проблемы. Актуализация знаний |
Поиск решения учебной задачи. |
Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. |
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения |
Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий |
Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
Этап 3. Моделирование Первичное усвоение новых знаний |
Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. |
Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. |
Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. |
Воспринимают ответы обучающихся |
Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
Этап 4. Осознания и осмысления учебной информации. Первичная проверка понимания |
Построение ориентированной основы нового способа действия. |
Организует учебное исследование для выделения понятия. |
Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. |
Участвуют в обсуждении содержания материала |
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль |
Этап 5. Первичное закрепление учебного материала
|
Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. |
Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. |
Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. |
Учатся формулировать собственное мнение и позицию |
Осуществляют самоконтроль |
Этап 6. Применение общего способа действия для решения частных задач. |
Коррекция отработки способа. |
Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. |
Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. |
Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия |
Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. |
Этап 7. Рефлексия Контроль на этапе окончания учебной темы. |
Контроль. |
Диагностическая работа (на выходе):- организация дифференцированной коррекционной работы, —контрольно-оценивающая деятельность. |
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. |
Рефлексия своих действий |
Осуществляют пошаговый контроль по результату |
Современный урок — это организованное педагогом духовное общение учащихся и учителя, содержанием которого является научное знание, а ключевым результатом — интеллект каждого субъекта урочного общения, его духовное обогащение. Обучающиеся достигнут высоких результатов только тогда, когда увидят, что определённые умения необходимы ему и на других предметах и в жизни!
Учитель, его отношение к предмету, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого учащегося — есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!
Литература:
- Азиева — Каким должен быть современныйурокпоФГОС?URL: http://www.azieva.ru›2011–04–10–17–56–01/130–2012–11–01–19-…(дата обращения: 30.09.2013 22:45).
- Асмолова.А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / — М.: Просвещение, 2010. — 25–142 с.: ил. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978–5-09–020588–7. /
- Австриевских Н. М. URL: http://www.EduContest.net›STORAGE_1…article…урокфизики…ФГОС…(дата обращения: 30.09.2013,22:45).
- Елькина Г. В. Требования ФГОС и современный урок физики.Томск, 23 09. 2013
- Павлова Н. АURL: http://www.metodisty.ru›m/files/view/fgos_i_sovremennyi_urok…(дата обращения: 30.09.2013 22:45).
- Кочергина Л. Ю. URL: http://www.ruliene.bsu.ru›wp-content… Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения (дата обращения: 30.09.2013 22:45).