Сущность формирования способностей в области дизайна у младших школьников на уроках технологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 12.01.2016

Статья просмотрена: 2004 раза

Библиографическое описание:

Сатарова, Л. А. Сущность формирования способностей в области дизайна у младших школьников на уроках технологии / Л. А. Сатарова, Д. А. Демеуова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 838-840. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25166/ (дата обращения: 15.11.2024).



 

Уроки технологии в начальных классах развивают у детей творческий потенциал, иное восприятие к миру, усидчивость, прилежность. Анализируя статьи педагогов-ученых, можно привести более компактное определение слову дизайн. Дизайн — это вид деятельности, направленный на создание комфортной и эстетически выразительной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей запросы и предпочтения людей.

Ключевые слова: уроки технологии, дизайн, элементы дизайнерского мышления, дизайнообразование.

 

В современный речевой обиход интенсивно входит такой термин как «дизайн», причем применяется он в различных словосочетаниях, таких как «дизайн интерьера», «дизайн мебели», «графический дизайн», «дизайн одежды», «Арт-дизайн», «средовой дизайн», «фито-дизайн», «Web-дизайн» и др., другими словами говоря о «дизайне» мы имеем в виду создание человеком предметного мира, который отвечает определенным требованиям.

В нынешних условиях требуется дать детям определенную подготовку в той области человеческой деятельности, к которой относится разработка гармонической предметной среды в области технической эстетики, т. е. в области дизайна. Необходимо развивать творчество в ребенке, прежде всего для него же самого. Только творческий человек всегда может найти выход в неординарной ситуации.

Надо заметить, что на сегодняшний день современному обществу требуются личности с нестандартным мышлением, разбирающиеся во всем этом многообразии и способные применить знания на практике. Урок технологии — это неотъемлемая часть начального образования. Именно на этом уроке наиболее ярко проявляются и развиваются такие качества, как творчество, усидчивость, внимательность, мышление, воображение, зрительная память, интерес к окружающему миру и т. д. Формирование элементов дизайнерского мышления на уроках технологии у младших школьников может быть наиболее успешно реализовано именно в рамках предметно-практической деятельности на материале художественного конструирования. Конструирование представляет сложный комплекс умственных и практических действий: во-первых, как вид деятельности оно характеризуется целенаправленным поиском формы деталей, материалов для их изготовления, технологии изготовления, а также способов соединения деталей и их положения в пространстве с целью создания изделия с заданными свойствами; во-вторых, это прекрасное средство развития эстетического, художественного вкуса, творчества, воображения, способствует формированию элементов дизайнерского мышления. Задача педагога на этом уроке — сформировать у детей особый тип мышления, которое можно назвать «дизайнерским мышлением». Наиболее эффективный способ развития параметров дизайна — это использование дизайн-технологий, так как дизайн-деятельность интересна ребенку и позволяет одновременно развивать как интеллектуальные, так и эстетические параметры креативности.

Словарь иностранных слов определяет дизайн как [7]: а) художественное конструирование предметов; б) проектирование эстетического облика промышленных изделий. В «Популярной художественной энциклопедии» дается такое определение дизайна: «термин, обозначающий разновидность художественно-проектной деятельности, охватывающей создание промышленных изделий и рациональное формирование предметной среды» [6].

Н. М. Шанский в этимологическом словаре русского языка объясняет слово «дизайн» следующим образом, «английское слово «design» означает в одном случае «замышлять, проектировать, конструировать», в другом — «замысел, проект, конструкция, чертеж» [9].

Исходя из этих утверждений, мы определяем дизайн как вид деятельности, направленной на создание комфортной и эстетически выразительной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей запросы и предпочтения человека.

Основываясь на анализе различных толкований понятия дизайна, его адаптированное и, главное, удобное для школы определение дала Л. П. Малиновская: «Дизайн — это придумывание и создание человеком красивых, удобных вещей и всего окружения, например, удобной и красивой комнаты, удобного и красивого класса. Дизайнер — это человек, который придумывает и создает красивое и удобное жилье, одежду, машины, даже целые города» [4].

По мнению Г. П. Калининой [2], дизайн (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира.

В свете сказанного встает вопрос о возможностях целенаправленного формирования специальной системы и организации процесса обучения детей основам дизайна. По мнению О. В. Ожерельевой [5], в теоретическом плане — это путь формирования знаний о закономерностях дизайна и способах их применения через сферу обучения.

Дизайнообразование ориентировано на общечеловеческие ценности, гуманизацию, вариативность, подготовку учащихся к непрерывному образованию, формирование культуры современной личности, отмечает Е. В. Макарова [3].

В научных трудах Л. П. Заречной [1], отмечается, что дизайнообразование является важнейшим средством приобщения личностью учащегося к общечеловеческим ценностям, составляющим основу культурной среды, а поэтому одной из важнейших форм его социализации как личности.

По мнению П. Н. Андрианова [8], ценностную основу дизайнобразования составляет тот факт, что оно должно базироваться на формировании эстетических отношений. Указанные отношения вытекают из сложной системы отношений человека с окружающими природным и искусственным предметным, технологическим миром и обществом, сложившихся в процессе общественно-исторической практики и включает три диалектически связанные между собой компонента: деятельность, научные знания, общение. Их взаимодействие в эстетическом познавательном процессе формирует эстетическую культуру отношений, эстетический вкус.

Дизайнообразование предполагает [7]:

                   формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях;

                   формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора;

                   подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей;

                   формирование творческого отношения к труду;

                   развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально экономическим условиям.

Можно сделать вывод, что дизайн — это вид деятельности, направленный на создание комфортной и эстетически выразительной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей запросы и предпочтения человека. Дизайнообразование — это формирования и применение знаний о дизайне в сфере обучения. Оно предполагает: формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности; формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт; подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению; формирование творческого отношения к труду; развитие разносторонних качеств личности.

Источником замысла детей является окружающая жизнь, ее богатая палитра: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности и, в первую очередь, игра. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным. Они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Дизайн в этом случае опирается на образование представления о реально существующих или кем-то придуманных (например, в сказке) объектах, и это становится основой детских замыслов.

Таким образом, одним из эффективных средств для развития дизайнерских способностей у младших школьников, являются уроки технологии. Они наиболее полно отвечают как потребностям и интересам детей, так и обладают огромным потенциалом для развития их творческих возможностей. Мы считаем, что художественное конструирование несет в себе огромный потенциал по формированию у младших школьников дизайнерского мышления. Именно здесь педагогу необходимо показать, что художественное начало присутствует при создании всех окружающих нас предметов, и каждый человек должен уметь создавать красивые и удобные для жизни вещи.

Мы считаем необходимым заметить, что формирование дизайнерского мышления у младших школьников в процессе обучения художественному конструированию может быть организовано не только в учебной деятельности в рамках дисциплины «Технология», но и во внеурочной деятельности согласно ФГОС НОО. Обеспечивая тем самым культурную целостность современной цивилизации. Изучение основ дизайна и формирование его элементов способствуют развитию творческой личности младшего школьника, способной к реализации нестандартных задач, в современных условиях диктующие свои требования.

 

Литература:

 

  1.              Заречная, Л. П. Теория и практика профессионально-педагогической подготовки учителя обслуживающего труда [Текст] / Л. П. Заречная. — М.: АСТАПРЕСС, 2009–324 с.
  2.              Калинина Г. П. Использование элементов дизайна на уроках труда [Текст] / Г. П. Калинина //Начальная школа. — 2005. — № 5. — С.26–30.
  3.              Макарова Е. В. Программа студии дизайна [Текст]: пособие для педагогов. / Е. В. Макарова. — Ижевск, 2007. — 182 с.
  4.              Малиновская, Л. П. Вопросы формирования дизайнерского мышления на уроках изобразительного искусства в начальных классах / Л. П. Малиновская. — Тернополь, 2003. — 265 с.
  5.              Ожерельева, О. В. Дизайнобразование будущих учителей начальных классов в процессе вузовской подготовки [Текст]: диссертация... кандидата педагогических наук. — М., 2005. — 235 с.
  6.              Советская энциклопедия [Текст]: Популярная художественная энциклопедия. — М.: Просвещение, 1986. — 476 с.
  7.              Словарь иностранных слов [Электронный ресурс]: Словари и энциклопедии на академике — Режим доступа: http://dic.academic.ru/
  8.              Формы и методы воспитания у школьников творческого отношения к труду [Текст] / Под ред. П. Н. Андрианова, Д. П. Ельникова. — Донецк, 2006. — 245 с.
  9.              Шанский, Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка [Текст]: Происхождение слов / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. — М.: Дрофа, 2004. — 398 с.
Основные термины (генерируются автоматически): вид деятельности, дизайнерское мышление, урок технологии, дизайн, выразительная предметная среда, подготовка учащихся, формирование, художественное конструирование, конечный потребительский продукт, огромный потенциал.


Ключевые слова

дизайн, уроки технологии, элементы дизайнерского мышления, дизайнообразование

Похожие статьи

Формирование художественно-творческих способностей младших школьников

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...

Проектная деятельность как условие формирования интеллектуальных умений обучающихся начальных классов

Данная статья направлена на изучение особенностей развития интеллектуальных способностей младших школьников посредством применения проектно-исследовательской деятельности. Цель современной школы — формирование метапредметно развитой личности, готовой...

Значение рисунка в системе современного непрерывного дизайн-образования

В статье рассматривается доминирующее значение рисунка в системе современного непрерывного дизайн-образования, а также роли в целенаправленном приобретении знаний и качеств для проектной деятельности. В ходе изучения были раскрыты преимущества и отли...

Современные технологии начального общего образования

В данной статье рассмотрены особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе. Игровые технологии — эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности обучающихся. Это тренировка памя...

Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории

В данной статье будет рассмотрена сущность проектной деятельности и будут выявлены подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональной компетентности у будущего педагога (выпускника) к проведению урока по «Истории». В результате буде...

Инновационные аспекты использования ИКТ на уроках естественнонаучного направления

В статье рассматриваются инновационные аспекты использования ИКТ, которые позволяют подойти к вопросу преподавания предметов естественнонаучного цикла с качественно новой стороны. Грамотное использование возможностей современных информационных технол...

Современные методы при подготовке учителей истории и обществознания

Статья посвящена практическому применению современных методов при подготовке учителей истории и обществознания. Особое внимание уделяется интерактивным методам обучения. Использование инновационных технологий на уроках истории позволяет развивать у с...

Технология развития критического мышления как средство формирования метапредметных знаний и умений школьников на уроках биологии

В статье описывается технология, направленная на развитие критического мышления при обучении биологии, которая отличается от других образовательных предметов высоким метапредметным потенциалом. Сущностью технологии является ориентация на развитие так...

Интерактивное обучение как средство развития профессионально-познавательной активности обучающихся

В данной статье рассматривается развитие профессионально-познавательной активности обучающихся, через использование в учебном процессе активных и интерактивных методов обучения, как необходимое и обязательное условие их будущей профессиональной деяте...

Коммуникативная деятельность школьников младшего возраста

Эффективное общение позволяет достигать человеку различные цели в работе и повседневной жизни. Умение общаться — это важные личностные компетенции. Поэтому формирование и развитие коммуникативных навыков является важной задачей учителя. В рамках данн...

Похожие статьи

Формирование художественно-творческих способностей младших школьников

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Наиболее эффективной сферой развития твор...

Проектная деятельность как условие формирования интеллектуальных умений обучающихся начальных классов

Данная статья направлена на изучение особенностей развития интеллектуальных способностей младших школьников посредством применения проектно-исследовательской деятельности. Цель современной школы — формирование метапредметно развитой личности, готовой...

Значение рисунка в системе современного непрерывного дизайн-образования

В статье рассматривается доминирующее значение рисунка в системе современного непрерывного дизайн-образования, а также роли в целенаправленном приобретении знаний и качеств для проектной деятельности. В ходе изучения были раскрыты преимущества и отли...

Современные технологии начального общего образования

В данной статье рассмотрены особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе. Игровые технологии — эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности обучающихся. Это тренировка памя...

Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории

В данной статье будет рассмотрена сущность проектной деятельности и будут выявлены подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональной компетентности у будущего педагога (выпускника) к проведению урока по «Истории». В результате буде...

Инновационные аспекты использования ИКТ на уроках естественнонаучного направления

В статье рассматриваются инновационные аспекты использования ИКТ, которые позволяют подойти к вопросу преподавания предметов естественнонаучного цикла с качественно новой стороны. Грамотное использование возможностей современных информационных технол...

Современные методы при подготовке учителей истории и обществознания

Статья посвящена практическому применению современных методов при подготовке учителей истории и обществознания. Особое внимание уделяется интерактивным методам обучения. Использование инновационных технологий на уроках истории позволяет развивать у с...

Технология развития критического мышления как средство формирования метапредметных знаний и умений школьников на уроках биологии

В статье описывается технология, направленная на развитие критического мышления при обучении биологии, которая отличается от других образовательных предметов высоким метапредметным потенциалом. Сущностью технологии является ориентация на развитие так...

Интерактивное обучение как средство развития профессионально-познавательной активности обучающихся

В данной статье рассматривается развитие профессионально-познавательной активности обучающихся, через использование в учебном процессе активных и интерактивных методов обучения, как необходимое и обязательное условие их будущей профессиональной деяте...

Коммуникативная деятельность школьников младшего возраста

Эффективное общение позволяет достигать человеку различные цели в работе и повседневной жизни. Умение общаться — это важные личностные компетенции. Поэтому формирование и развитие коммуникативных навыков является важной задачей учителя. В рамках данн...

Задать вопрос