Говоря о школе, мы сначала представляем себе урок, учителя, перемену…Урок мы видим предметно: математика, русский язык, литература. Но процесс построения урока гораздо сложнее и разносторонней, чем нам может показаться на первый взгляд. Он требует от учителя огромных сил, энергии и навыков.
Со времен изобретения классно-урочной системы и до сегодняшнего дня монологическая форма работы является превалирующей в педагогике, как с точки зрения протяженности высказывания, так и с точки зрения социально-психологических аспектов этого понятия, предполагающих принуждение, контроль, управление или умение психологически воздействовать на ученика, используя приемы педагогической манипуляции и суггестивные приемы. Если возводить в абсолют императив и манипуляцию в педагогической деятельности, то можно прийти к непопулярной и ругаемой всеми авторами модели педагогического общения — авторитарной, о которой сказано много в педагогике, психологии, теории и практике общения, в конфликтологии и т. д. [3, с.153]
Мастерство современного учителя как магия: одно движение руки и зритель замирает в ожидании представления. Ученик — это объект педагогического воздействия, который реагирует на то представление, которое дает учитель. Педагогическая деятельность в рамках взаимодействия учитель-ученик несет в себе «субъект-объектный» характер, потому что ученик в процессе деятельности учителя делает новые открытия, получает знания.
Педагогическая деятельность — профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, обучения, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения. [1, с. 43]
Говоря об эффективной педагогической деятельности, самым первоочередным и важным становится уровень профессионализма учителей.
Педагогическая деятельность коллектива учителей протекает в тесном взаимодействии с коллективом школьников. Решение педагогических задач зависит от того, в какой степени и как используется воспитательный потенциал ученического коллектива. В категориях науки управления и системного подхода педагогический коллектив является управляющей системой, а ученический коллективы — управляемой. Учительский коллектив в силу имеющегося огромного интеллектуального, воспитательного потенциала безусловно выступает субъектом воспитания не только по отношению к детскому коллективу, но и по отношению к самому себе. [5] Соответственно, ученический коллектив, будучи объектом воздействия, демонстрирует результаты этого воздействия, что лежит в основе оценки результативности педагогической деятельности. Уровень развития ученического коллектива, его показатели и отличительные черты — показатели эффективности профессиональной деятельности.
Главная отличительная особенность педагогического коллектива состоит в специфике профессиональной деятельности, а именно в обучении и воспитании подрастающего поколения. Эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества. Педагогические, воспитательные по своей сути коллективы учебных заведений дают для учащихся первоначальное представление о коллективе взрослых, о его системе взаимоотношений, совместной деятельности. Данное обстоятельство стимулирует педагогический коллектив к самоорганизации, постоянному самосовершенствованию. [5]
Именно поэтому школьная пора — залог всей дальнейшей жизни человека. В процессе педагогического воздействия ученик формируется как личность, развивается и растет. Меняется его мировоззрение, стабилизуется восприятие окружения и самого себя. И надо отдать должное педагогическому мастерству учителя, в чьих руках формируется несчетное количество судеб, растут писатели и художники, актеры и музыканты, политики и инженеры.
Раскрывая главную особенность педагогического коллектива, необходимо отметить полифункциональность учительской профессии. Современный учитель одновременно выполняет функции учителя-предметника, классного руководителя, руководителя кружка или студии, общественного деятеля. Полифункциональность деятельности отдельных учителей определяет полифункциональность деятельности всего педагогического коллектива. Решая свои профессиональные задачи, педагогический коллектив выходит за пределы школы. Педагогизация окружающей социальной среды — формирование педагогической культуры родителей и общества в целом становится неотъемлемой функцией педагогического коллектива. [5]
Можно с гордостью говорить о том, что педагогическая деятельность имеет глобальные масштабы, не оставляя безучастным никого вокруг.
Существует предположение, что деятельность — это реализация «субъект-объектных» отношений, в то время как общение описывается формулой «субъект-субъект». (Б. Ф. Ломов, В. В. Знаков, А. А. Реан, Я. Л. Коломинский). В первом случае субъект воздействует на человека, исключая его права на изменение планируемого хода событий в процессе общения. Данная форма отношений изучается в рамках социальной психологии и располагается в континууме от императивного типа до манипулятивного в зависимости от степени контроля за поведением и поступками индивида. [3, с.154]
Конечно, напрашивается вывод, что педагогическая деятельность будучи «субъект-объектной» своего рода манипуляция в процессе построения взаимоотношений учитель-ученик. Безусловно, да. Если говорить именно о педагогической деятельности, то здесь уместнее оценивать взаимодействие «субъект-объект», но в рамках, например, педагогического общения эффективнее будет «субъект-субъектное» взаимодействие.
Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). [4, с.66]
По большому счету в процессе осуществления педагогической деятельности учитель как субъект, воздействуя на своего ученика как объекта восприятия информации, ведет монолог. Но монолог отнюдь не с самим собой, его монолог направлен вовне, он имеет своего зрителя. Поэтому содержательность такого вида деятельности ничуть не умаляется.
Монологическое общение отличается от диалогического в практике педагогической деятельности только формой, а не содержательными компонентами. Способность к диалогическому взаимодействию в школьной практике требует от учителя и ученика высокой когнитивной и эмоциональной сопричастности к исследуемому явлению, развития поведенческо-регулятивных компонентов и коммуникативной культуры. [3, с. 154]
Задача учителя четко понимать всю степень личной ответственности перед тем, что и как он преподает своему ученику, который предстает перед учителем чистым листом, будучи объектом деятельности, он априори находится в позиции ведомого, что не дает права ведущему на ошибку.
Воздействуя на ученика с помощью различных «технологических средств», необходимо помнить, оказывая такое воздействие, учитель стремится организовать его поведение в нужном направлении, найти «слабые точки», выделить «управляющие факторы и избирательно воздействовать на них» [2, с.31]. Реализуя процесс педагогического воздействия, мы обогащаем ученика знаниями, мотивами, принципами, установками, нравственными категориями, для того, чтобы вызвать ответную инициативу. [3, с.156]
Таким образом, педагогическая деятельность выступает как многоплановая тесно связанная между собой многокомпонентная система, для успешного функционирования которой необходима бесперебойная работа всех составляющих, ибо сбой одного приведет к дисфункции весь процесс.
Литература:
- Коджаспирова Г. М. Словарь психолого-педагогический: Безопасность образовательной среды. — М.: Экон-Информ, 2010. — 208 с.
- Леонтьев А. А. К психологии речевого воздействия//В кн.: Материалы IV Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. — М., 1972.
- Рассказова А. Л. Проблема «субъект-субъектных» и «субъект-объектных» отношений в педагогической деятельности// Вестник экономической интеграции; под ред. Л. Ф. Колесникова — М. 2014. № 2. — С.153–156.
- Социальная психология. Словарь / Под ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ.ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
- http://www.bibliotekar.ru/pedagogika-3–2/159.htm