Развитие познавательных универсальных учебных действий — актуальная проблема педагогики. Формирование познавательных универсальных учебных действий связывают с учением школьника, когда главное содержание его жизни состоит в постепенном обязательном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому.
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора [1,с.5].
Проблема развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников — одна из важнейших задач современной школы. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью учителя начальных классов насыщают свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес учащегося. Они используют различный занимательный познавательный материал и сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задачи на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации. Педагогическая наука в настоящее время располагает большими резервами, использование которых в практической деятельности помогает успешному решению целей обучения и воспитания школьников.
Познавательные универсальные учебные действия — это особая избирательная направленность личности на процесс познания; ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательные универсальные учебные действия становятся основой положительного отношения к учению. Познавательные универсальные учебные действия носят поисковый характер. Под их влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательные универсальные учебные действия положительно влияют не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов — мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательных универсальных учебных действий приобретают особую активность и направленность. Познавательные универсальные учебные действия — это один из важнейших мотивов учения школьников. Под их влиянием учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательные универсальные учебные действия при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности могут и должны стать устойчивой чертой личности школьника и оказывать сильное влияние на его развитие. Познавательные универсальные учебные действия выступают как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала — ” Смертельный грех учителя — быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Познавательные универсальные учебные действия направлены не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием [2, с.93].
Таким образом, в познавательных универсальных учебных действиях своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности. В эту область человек стремиться проникнуть, чтобы изучить, овладеть ее ценностями. В условиях обучения познавательные универсальные учебные действия выражены расположенностью школьника к изучению, к познавательной деятельности в области одного, а может быть, и ряда учебных предметов. В то же время познавательный интерес — глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых). Опираясь на интерес, учитель может рассчитывать на то, что одновременно он содействует интеллектуальной активности, эмоциональному подъему, волевым устремлениям школьника. Именно познавательные универсальные учебные действия и комплекс связанных с ними состояний личности и образуют внутреннюю среду ученика, столь необходимую для полноценного учения. Познавательные универсальные учебные действия — это также обнаружитель и показатель общего развития личности школьника. Познавательные универсальные учебные действия в общем развитии личности и в обеспечении развивающей функции обучения в одном случае является побудителем, мощным двигателем, в другом — результатом. Познавательные универсальные учебные действия входят в структуру личностных свойств не только своей побуждающей стороной, они проникают в характерологические черты. Пытливость, любознательность, причастность к происходящим событиям — все сопряжено с познавательными универсальными учебными действиями, которые проявляются в любых обстоятельствах, в деятельности, в жизни. Вот почему познавательные универсальные учебные действия прямым образом причастны к реализации функции воспитывающего обучения. В создании положительных, благоприятных отношений в учебном процессе познавательные универсальные учебные действия принимают непосредственное участие. Функция воспитывающего обучения проникает и в процесс общения между учащимися и учителем, между школьниками в коллективе.
Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
- Общеучебныеуниверсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
знаково-символические — моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Универсальные логические действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей,
построение логической цепи рассуждений,
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
Познавательные универсальные учебные действия формируются в процессе обучения через предметное содержание деятельности и складывающиеся отношения между участниками учебного процесса. Этому способствует широкое использование фактора новизны знаний, элементов проблемности в обучении, привлечение данных о современных достижениях науки и техники, показ общественной и личностной значимости знаний, умений и навыков, организация самостоятельных работ творческого характера, использование технологии обучения в сотрудничестве и т. п.
Исследователи отмечают, что познавательные универсальные учебные действия– глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых). Именно интерес и комплекс связанных с ним состояний личности образуют внутреннюю среду ученика, необходимую для полноценного учения. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, к познавательной деятельности в области одного или нескольких предметов.
Таким образом, познавательные универсальные учебные действия содействуют осознанию личностью существенных связей, отношений, закономерностей и на более высоком уровне его развития ребенок самостоятельно ищет интересующую его информацию по проблеме, а затем и стремиться к познанию сложных теоретических вопросов в решении проблем конкретной науки. При этом под уровнем развития познавательных универсальных учебных действий можно понимать произвольное управление учебной деятельностью, развитие восприятия, мышления, речи, памяти, воображения.
Итак, мы рассмотрели историко-педагогический аспект проблемы развития познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения; понятие «познавательные универсальные учебные действия», их структуру; взаимосвязь познавательных универсальных учебных действий с развитием восприятия, мышления, речи, памяти, воображения.
В связи с этим можно сделать следующие выводы:
Познавательные универсальные учебные действия — общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться»; совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.
Литература:
- Князева Т. Н. Некоторые аспекты проблемы преемственности обучения на I и II ступенях школьного образования / Т. Н. Князева // Педагогическое обозрение. — 2003. № 4.- С.240
- Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека / В. Д. Шадриков. — М., 2007.- С.164