Единственный в России субтропический город-курорт Сочи протянулся вдоль побережья Черного моря на 145 км. Территория Большого Сочи разделена на четыре района: Адлерский, Хостинский, Центральный и Лазаревский. Санаторно-курортный комплекс Сочи является крупнейшим в России. В городе сосредоточено более 50 % всего курортного-туристического потенциала Краснодарского края.
На данный момент в городе преобладают два туристических центра — это Нижнеимеретинская долина и Красная поляна.
Нижнеимеретинская долина — это уникальное место. Район Нижнеимеретинской низменности, где расположены главные Олимпийские объекты, находится в 100 метрах от моря. Это прекрасное место, существование которого появилось благодаря переселенцев с Турции. Территория Нижнеимеретинской бухты, это место, где была проведена главная часть олимпийских игр. Эти места отличаются и от центра Адлера, и от центра Сочи своей естественностью.
Второй курорт города Сочи — это Красная Поляна, расположенный в 42 км от побережья Черного моря, в Адлерском районе. Горнолыжный курорт Красная Поляна — это два поселка, Красная Поляна и Эстасадок, а также сами склоны, которые находятся чуть дальше в горах.
Федеральная целевая программа «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006–2014 годы)» поставила цель — превратить регион Большие Сочи в современный высокоэффективный санаторно-курортный и спортивно-туристический центр международного уровня. Получение права называться столицей XXII зимних Олимпийских и XI Параолимпийских игр 2014 года, а также дальнейшее их проведение явились своего рода катализатором для достижения поставленной цели.
Отметим, что без развитой материально-технической базы нельзя добиться хороших результатов в сфере туризма и тем более проводить важнейшие спортивно-событийные мероприятия российского и мирового уровня. Материально-техническая база образовывает все необходимые условия для обслуживания туристов: размещение, питание, перевозка, лечение, экскурсии и др.
В г. Сочи за период с 2011 по 2013 гг. наблюдалось сокращение номерного фонда на 7,4 % (таблица 1).
Таблица 1
Основные показатели развития коллективных средств размещения в Краснодарском крае [1, с.18]
К зимним XXII Олимпийским играм в Сочи-2014 были классифицированы 880 отелей и санаториев (57 тыс. номеров), дополнительно построено 22 тыс. номеров, таким образом, благодаря Олимпиаде общий номерной фонд города пополнился более чем на 60 %.
По состоянию на 1 октября 2015 года в городе Сочи функционирует 198 крупных и средних объектов — это и санатории, пансионаты и гостиничные объекты свыше 50 номеров. Общая коечная емкость 84 550 мест.
Всего процедуру классификации прошли 1 008 средств размещения (950 объекта на 01.10.2014).
На сегодняшний день туристический комплекс города Сочи представлен следующими категориями средств размещения, представленными в таблице 2.
Таблица 2
Характеристика средств размещения г. Сочи в 2015 году [2]
Категория |
Количество средств размещения |
Номерной фонд |
5* |
22 |
3 344 |
4* |
51 |
10 664 |
3* |
167 |
29 317 |
2* |
146 |
9 289 |
1* |
192 |
8 000 |
Мини-отель |
376 |
4 414 |
Без звезд |
54 |
865 |
ИТОГО |
1 008 |
65 893 |
За 9 месяцев 2015 года на базе санаторно-курортного и туристического комплекса г. Сочи отдохнуло и оздоровилось 4 млн. 700 тысяч человек, что на 6 % превысило показатель турпотока этого же периода 2014 года. В коллективных средствах размещения и частных мини-отелях разместилось 3 619 тысяч отдыхающих. Средняя заполняемость санаторно-курортных организаций за отчетный период составила 82 %. В пляжный сезон город посетило 3 млн. гостей с показателем средней загрузки здравниц 94 %.
По состоянию на 1 октября 2015 года заполняемость пансионатов и домов отдыха — 87 %, гостиниц свыше 50 номеров — 90 %, санаториев — 92 %. Заполняемость гостиничных объектов Имеретинской низменности на конец сентября — 71 %. Можно отметить среднюю заполняемось объектов горного кластера, среди которых гостиницы курортов Роза Хутор, Горки город, Гранд отель Поляна, которая за период январь-сентябрь 2015 года составляет 54 %. Под 100 и более процентов загружено более 45 объектов санаторно-курортного комплекса города Сочи.
В 2015 году общий поток туристов, учитывая круглогодичную популярность курорта, составляет порядка 6,1 млн. человек с учетом гостей, которые приезжают на массовые культурные и спортивные мероприятия. Оборот в сфере курортов и туризма превысил 30 миллиардов рублей.
На сегодняшний день, после окончания Олимпийских игр 2014, самый актуальный вопрос — это дальнейшая эксплуатация построенных объектов.
В целях проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи на территории муниципального образования город — курорт Сочи создана сеть спортивных, туристических объектов, а также приведена на новый уровень развития сфера транспорта и жилищно-коммунального хозяйства.
«Олимпийский Сочи», по сути, является «пилотным проектом», который задает стандарт для дальнейшего развития российских городов и импульс для повышения качества жизни и развития туристического сектора России в целом.
Действительно, Олимпиада задала дополнительный вектор развития спортивно-туристической индустрии и экономики Краснодарского края. Сочи сейчас представляет собой сочетание различных возможностей организации отдыха. Город по праву является горнолыжным, пляжным, бальнеологическим курортом, а также спортивным центром с мощной базой для зимних видов спорта мирового уровня и площадками для проведения спортивно — развлекательных мероприятий любого масштаба.
При этом существует оправданный риск того, что потенциал, создаваемый в период подготовки к Олимпийским играм, окажется избыточным для города Сочи, и что внутренних ресурсов городской среды не хватит для гармоничного включения Олимпийского наследия в траекторию развития курортно — рекреационного и туристического комплекса Краснодарского края.
В этом случае созданная сверхсовременная инфраструктура, подготовленный персонал, олимпийские объекты, отвечающие мировым стандартам качества, окажутся невостребованными, не окупаемыми и будут продуцировать значительную ежегодную нагрузку на бюджеты всех уровней.
В связи с этим в 2016 году планируется к принятию Государственная программа Краснодарского края «Постолимпийское использование олимпийских объектов в Имеретинской низменности города-курорта Сочи и развитие олимпийского туризма». [3]
Для решения проблемы востребованности олимпийских объектов в городе Сочи, согласно Программе, будут реализовываться спортивные и развлекательные мероприятия, форумы, выставки, ярмарки и др. по вопросам развития олимпийского туризма, что положительно повлияет на реализацию задачи по рациональному и круглогодичному использованию олимпийских объектов и создаст благоприятную среду для формирования и поддержания имиджа популярного всесезонного курорта мирового уровня, а также развитию спортивно-событийного туризма.
Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д. Н. Козаком 25 марта 2014 года и 18 апреля 2014 года № ДК-П12–2819 даны поручения, предусматривающие проведение мероприятий, направленных на популяризацию города Сочи как всесезонного туристического центра посредством проведения общественно значимых спортивных событий.
В целях выполнения поручений был сформирован Календарный План мероприятий международного, всероссийского и регионального уровней, в число которых входит немало грандиозных событий, в их числе:
спортивный форум «СпортАккорд»;
хоккейные матчи в рамках Чемпионата КХЛ 2016 г.;
хоровые Игры 2016 г.;
Чемпионат Мира по бобслею 2017 г.;
матчи Кубка Конфедераций в 2017 г. — крупного международного футбольного турнира;
Чемпионат мира по футболу 2018 г., подготовка к которому ведется в настоящее время.
Так в 2014- 2015 году олимпийские ледовые дворцы: «Большой», «Адлер-Арена», «Шайба», «Айсберг», «Ледяной куб» с тренировочными площадками превратились в многофункциональные спортивные объекты для проведения крупнейших турниров по хоккею, фигурному катанию, керлингу, шорт треку, теннису стали современной базой для спортсменов со всей России для подготовки к различным внутренним и международным соревнованиям, а также подготовки молодой талантливой молодежи со всех регионов страны, проведения мероприятий для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Департамент олимпийского наследия Краснодарского края является связующим звеном в цепи планирования и осуществления позитивного постолимпийского будущего города Сочи посредством активации потенциала города на рынке туризма и продвижения спортивно-событийного продукта.
Отметим, что продвижение спортивно-событийного туризма представляет собой процесс субъектно-объектных отношений. Если объектом выступает, как правило, специфическая целевая группа, то субъект может быть представлен иерархической структурой (табл. 3).
Таблица 3
Субъекты управления и продвижения спортивно-событийного туризма г. Сочи [4]
Уровень субъекта управления и продвижения |
Основные уровневые субъекты управления и продвижения |
Местный уровень |
Государственный сектор (департаменты и управления в структуре Администрации города Сочи) |
Глава города Сочи (мэр) Городское собрание Департамент экономики и стратегического развития администрации города Сочи Управление по курортному делу и туризму администрации города Сочи Департамент перспективного развития и проведения значимых мероприятий администрации города Сочи Управление международных отношений администрации города Сочи Департамент физической культуры и спорта администрации города Сочи Управление культуры администрации города Сочи Управление информации и аналитической работы администрации города Сочи Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи |
|
Частный сектор (предприятия города, задействованные в формировании и реализации стратегии) |
|
Индустрия гостеприимства Местные СМИ Местные турфирмы и туроператоры Торгово-промышленная плата города Сочи и другие бизнес-объединения Транспортные предприятия (морского, авиа-, авто- и железнодорожного сообщения, в качестве принимающей стороны) Предприятия девелопмента недвижимости (решения по созданию и реконструкции объектов города, основанные на максимальной привлекательности) |
|
Региональный уровень |
Государственный сектор (министерства и департаменты в структуре Администрации Краснодарского края) |
Министерство курортов и туризма Департамент олимпийского наследия Департамент внутренней политики администрации Краснодарского края |
|
Частный сектор (краевые предприятия, заинтересованные в формировании и реализации стратегии) |
|
Предприятия, управляющие объектами олимпийского наследия (ОАО «Центр «Омега») Региональные турфирмы и туроператоры Региональные СМИ Транспортные компании |
|
Федеральный уровень |
Государственный сектор (федеральные государственные подразделения) |
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) |
|
Частный сектор (предприятия, опосредованно заинтересованные в формировании и реализации стратегии) |
|
Крупные российские туроператоры и турфирмы из других регионов Федеральные СМИ Федеральные транспортные компании |
|
Международный уровень |
Международные предприятия и организации (предприятия и организации, оказывающие воздействие на формирование и реализацию управления и продвижения спортивно-событийного туризма) |
Международный олимпийский комитет (регулирование вопросов использования постолимпийского наследия) Международные туроператоры Международные транспортные компании |
Субъекты местного уровня напрямую формируют стратегию продвижения спортивно-событийного туризма и одновременно выступают ключевой движущей силой в ее реализации. Несмотря на то, что некоторые будущие аспекты продвижения спортивно-событийного туризма в условиях постолимпийского пространства закладываются еще на стадии выбора олимпийской столицы (международный уровень), основополагающее формирование и реализация ее происходит на уровне муниципалитета, в данном случае г. Сочи.
Далее необходимо отметить, что разработка и принятие Государственной программы Краснодарского края «Постолимпийское использование олимпийских объектов в Имеретинской низменности города-курорта Сочи и развитие олимпийского туризма» в полной мере соответствует приоритетным целям и задачам социально-экономического развития Краснодарского края. Реализация Программы позволит сформировать комплекс мероприятий, направленных на развитие курортно-рекреационного и туристического комплексов, эффективное функционирование объектов олимпийской инфраструктуры, выполнение комплекса мероприятий, направленных на формирование и продвижение туристического имиджа Краснодарского края и города Сочи в регионах страны и за рубежом, формирование конкурентоспособного круглогодичного туристического предложения, а также доведения уровня туристических услуг региона до уровня международных стандартов.
Целями государственной программы являются комплексное развитие, сохранение и эффективное функционирование объектов, построенных в рамках подготовки к проведению XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года. Задачами государственной программы являются:
создание условий для сохранения, развития и круглогодичного функционирования Олимпийского парка в Имеретинской низменности города Сочи;
рациональное и круглогодичное использование олимпийских объектов в Имеретинской низменности города-курорта Сочи в качестве;
многофункциональных площадок для проведения массовых мероприятий и привлечения туристов;
информационное обеспечение продвижения спортивно-событийного, олимпийского туризма на внутреннем и внешнем рынке;
обеспечение эффективного исполнения государственных функций в сфере реализации государственной программы.
Согласно Программе, объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы, составляет 4 482 960,4 тыс. рублей, в том числе по годам и источникам финансирования, что представлено в таблице 4.
Таблица 4
Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы[3]
Годы реализации |
Общий объем финансирования по государственной программе, тыс. рублей |
||
Всего |
в разрезе источников финансирования |
||
краевой бюджет |
местный бюджет |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
2016 |
793 471,7 |
610 305,7 |
183 166,0 |
2017 |
794 960,4 |
610 295,7 |
184 664,7 |
2018 |
748 122,0 |
576 827,9 |
171 294,1 |
2019 |
714 692,1 |
552 727,9 |
161 964,2 |
2020 |
717 022,1 |
555 057,9 |
161 964,2 |
2021 |
714 692,1 |
552 727,9 |
161 964,2 |
Всего по государственной программе |
4 482 960,4 |
3 457 943,0 |
1 025 017,4 |
Отметим, что мерами государственного регулирования государственной программы являются действия, направленные на обеспечение эффективного функционирования объектов олимпийского наследия.
Государственной программой предусмотрено:
участие в установленном порядке в организации обустройства мест массового отдыха населения на отдельных территориях в границах Олимпийского парка в Имеретинской низменности города Сочи;
обеспечение условий для сохранения, развития, рационального использования и круглогодичного функционирования Олимпийского парка в Имеретинской низменности города Сочи;
создание условий для обеспечения конкурентоспособности туристического комплекса города Сочи;
обеспечение возможности проведения в городе Сочи международных и общероссийских спортивных соревнований, форумов, семинаров, выставок и других мероприятий по вопросам олимпийского наследия.
Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что спортивно-событийный сегмент туризма г. Сочи опирается на мощную инфраструктуру и многоаспектную региональную политику в области туризма и постолимпийского развития.
Литература:
- Колесников С. Н. Состояние и перспективны развития туристической отрасли в Краснодарском крае//Научный журнал КубГАУ. — № 109(05). — 2015.
- Мониторинг социально-экономического развития города Сочи за 9 месяцев 2015 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sochiadm.ru/gorodskaya-vlast/administration-city/deyatelnost/ekonomika/reestr/51738/
- Государственная программа Краснодарского края «Постолимпийское использование олимпийских объектов в Имеретинской низменности города-курорта Сочи и развитие олимпийского туризма». [Электронный ресурс]. Режим доступа: olympdep.ru›doc/Gosprogramma.pdf
- Кулишкин Д. Ю. Этапы формирования стратегии продвижения туристского продукта в процессе реализации объектов постолимпийского наследия г. Сочи// Науководение. — 2015. — Том 7. — № 3.