Тенденции и потенциал развития спортивно-событийного туризма города Сочи Краснодарского края | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 12.01.2016

Статья просмотрена: 2542 раза

Библиографическое описание:

Епхиев, А. Ч. Тенденции и потенциал развития спортивно-событийного туризма города Сочи Краснодарского края / А. Ч. Епхиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 485-490. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25206/ (дата обращения: 15.11.2024).

 

Единственный в России субтропический город-курорт Сочи протянулся вдоль побережья Черного моря на 145 км. Территория Большого Сочи разделена на четыре района: Адлерский, Хостинский, Центральный и Лазаревский. Санаторно-курортный комплекс Сочи является крупнейшим в России. В городе сосредоточено более 50 % всего курортного-туристического потенциала Краснодарского края.

На данный момент в городе преобладают два туристических центра — это Нижнеимеретинская долина и Красная поляна.

Нижнеимеретинская долина — это уникальное место. Район Нижнеимеретинской низменности, где расположены главные Олимпийские объекты, находится в 100 метрах от моря. Это прекрасное место, существование которого появилось благодаря переселенцев с Турции. Территория Нижнеимеретинской бухты, это место, где была проведена главная часть олимпийских игр. Эти места отличаются и от центра Адлера, и от центра Сочи своей естественностью.

Второй курорт города Сочи — это Красная Поляна, расположенный в 42 км от побережья Черного моря, в Адлерском районе. Горнолыжный курорт Красная Поляна — это два поселка, Красная Поляна и Эстасадок, а также сами склоны, которые находятся чуть дальше в горах.

Федеральная целевая программа «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006–2014 годы)» поставила цель — превратить регион Большие Сочи в современный высокоэффективный санаторно-курортный и спортивно-туристический центр международного уровня. Получение права называться столицей XXII зимних Олимпийских и XI Параолимпийских игр 2014 года, а также дальнейшее их проведение явились своего рода катализатором для достижения поставленной цели.

Отметим, что без развитой материально-технической базы нельзя добиться хороших результатов в сфере туризма и тем более проводить важнейшие спортивно-событийные мероприятия российского и мирового уровня. Материально-техническая база образовывает все необходимые условия для обслуживания туристов: размещение, питание, перевозка, лечение, экскурсии и др.

В г. Сочи за период с 2011 по 2013 гг. наблюдалось сокращение номерного фонда на 7,4 % (таблица 1).

 

Таблица 1

Основные показатели развития коллективных средств размещения в Краснодарском крае [1, с.18]

 

К зимним XXII Олимпийским играм в Сочи-2014 были классифицированы 880 отелей и санаториев (57 тыс. номеров), дополнительно построено 22 тыс. номеров, таким образом, благодаря Олимпиаде общий номерной фонд города пополнился более чем на 60 %.

По состоянию на 1 октября 2015 года в городе Сочи функционирует 198 крупных и средних объектов — это и санатории, пансионаты и гостиничные объекты свыше 50 номеров. Общая коечная емкость 84 550 мест.

Всего процедуру классификации прошли 1 008 средств размещения (950 объекта на 01.10.2014).

На сегодняшний день туристический комплекс города Сочи представлен следующими категориями средств размещения, представленными в таблице 2.

 

Таблица 2

Характеристика средств размещения г. Сочи в 2015 году [2]

Категория

Количество средств размещения

Номерной фонд

5*

22

3 344

4*

51

10 664

3*

167

29 317

2*

146

9 289

1*

192

8 000

Мини-отель

376

4 414

Без звезд

54

865

ИТОГО

1 008

65 893

 

За 9 месяцев 2015 года на базе санаторно-курортного и туристического комплекса г. Сочи отдохнуло и оздоровилось 4 млн. 700 тысяч человек, что на 6 % превысило показатель турпотока этого же периода 2014 года. В коллективных средствах размещения и частных мини-отелях разместилось 3 619 тысяч отдыхающих. Средняя заполняемость санаторно-курортных организаций за отчетный период составила 82 %. В пляжный сезон город посетило 3 млн. гостей с показателем средней загрузки здравниц 94 %.

По состоянию на 1 октября 2015 года заполняемость пансионатов и домов отдыха — 87 %, гостиниц свыше 50 номеров — 90 %, санаториев — 92 %. Заполняемость гостиничных объектов Имеретинской низменности на конец сентября — 71 %. Можно отметить среднюю заполняемось объектов горного кластера, среди которых гостиницы курортов Роза Хутор, Горки город, Гранд отель Поляна, которая за период январь-сентябрь 2015 года составляет 54 %. Под 100 и более процентов загружено более 45 объектов санаторно-курортного комплекса города Сочи.

В 2015 году общий поток туристов, учитывая круглогодичную популярность курорта, составляет порядка 6,1 млн. человек с учетом гостей, которые приезжают на массовые культурные и спортивные мероприятия. Оборот в сфере курортов и туризма превысил 30 миллиардов рублей.

На сегодняшний день, после окончания Олимпийских игр 2014, самый актуальный вопрос — это дальнейшая эксплуатация построенных объектов.

В целях проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи на территории муниципального образования город — курорт Сочи создана сеть спортивных, туристических объектов, а также приведена на новый уровень развития сфера транспорта и жилищно-коммунального хозяйства.

«Олимпийский Сочи», по сути, является «пилотным проектом», который задает стандарт для дальнейшего развития российских городов и импульс для повышения качества жизни и развития туристического сектора России в целом.

Действительно, Олимпиада задала дополнительный вектор развития спортивно-туристической индустрии и экономики Краснодарского края. Сочи сейчас представляет собой сочетание различных возможностей организации отдыха. Город по праву является горнолыжным, пляжным, бальнеологическим курортом, а также спортивным центром с мощной базой для зимних видов спорта мирового уровня и площадками для проведения спортивно — развлекательных мероприятий любого масштаба.

При этом существует оправданный риск того, что потенциал, создаваемый в период подготовки к Олимпийским играм, окажется избыточным для города Сочи, и что внутренних ресурсов городской среды не хватит для гармоничного включения Олимпийского наследия в траекторию развития курортно — рекреационного и туристического комплекса Краснодарского края.

В этом случае созданная сверхсовременная инфраструктура, подготовленный персонал, олимпийские объекты, отвечающие мировым стандартам качества, окажутся невостребованными, не окупаемыми и будут продуцировать значительную ежегодную нагрузку на бюджеты всех уровней.

В связи с этим в 2016 году планируется к принятию Государственная программа Краснодарского края «Постолимпийское использование олимпийских объектов в Имеретинской низменности города-курорта Сочи и развитие олимпийского туризма». [3]

Для решения проблемы востребованности олимпийских объектов в городе Сочи, согласно Программе, будут реализовываться спортивные и развлекательные мероприятия, форумы, выставки, ярмарки и др. по вопросам развития олимпийского туризма, что положительно повлияет на реализацию задачи по рациональному и круглогодичному использованию олимпийских объектов и создаст благоприятную среду для формирования и поддержания имиджа популярного всесезонного курорта мирового уровня, а также развитию спортивно-событийного туризма.

Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д. Н. Козаком 25 марта 2014 года и 18 апреля 2014 года № ДК-П12–2819 даны поручения, предусматривающие проведение мероприятий, направленных на популяризацию города Сочи как всесезонного туристического центра посредством проведения общественно значимых спортивных событий.

В целях выполнения поручений был сформирован Календарный План мероприятий международного, всероссийского и регионального уровней, в число которых входит немало грандиозных событий, в их числе:

                    спортивный форум «СпортАккорд»;

                    хоккейные матчи в рамках Чемпионата КХЛ 2016 г.;

                    хоровые Игры 2016 г.;

                    Чемпионат Мира по бобслею 2017 г.;

                    матчи Кубка Конфедераций в 2017 г. — крупного международного футбольного турнира;

                    Чемпионат мира по футболу 2018 г., подготовка к которому ведется в настоящее время.

Так в 2014- 2015 году олимпийские ледовые дворцы: «Большой», «Адлер-Арена», «Шайба», «Айсберг», «Ледяной куб» с тренировочными площадками превратились в многофункциональные спортивные объекты для проведения крупнейших турниров по хоккею, фигурному катанию, керлингу, шорт треку, теннису стали современной базой для спортсменов со всей России для подготовки к различным внутренним и международным соревнованиям, а также подготовки молодой талантливой молодежи со всех регионов страны, проведения мероприятий для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Департамент олимпийского наследия Краснодарского края является связующим звеном в цепи планирования и осуществления позитивного постолимпийского будущего города Сочи посредством активации потенциала города на рынке туризма и продвижения спортивно-событийного продукта.

Отметим, что продвижение спортивно-событийного туризма представляет собой процесс субъектно-объектных отношений. Если объектом выступает, как правило, специфическая целевая группа, то субъект может быть представлен иерархической структурой (табл. 3).

 

Таблица 3

Субъекты управления и продвижения спортивно-событийного туризма г. Сочи [4]

Уровень субъекта управления и продвижения

Основные уровневые субъекты управления и продвижения

Местный уровень

Государственный сектор (департаменты и управления в структуре Администрации города Сочи)

Глава города Сочи (мэр)

Городское собрание

Департамент экономики и стратегического развития администрации города Сочи

Управление по курортному делу и туризму администрации города Сочи

Департамент перспективного развития и проведения значимых мероприятий администрации города Сочи

Управление международных отношений администрации города Сочи

Департамент физической культуры и спорта администрации города Сочи

Управление культуры администрации города Сочи

Управление информации и аналитической работы администрации города Сочи

Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи

Частный сектор (предприятия города, задействованные в формировании и реализации стратегии)

Индустрия гостеприимства

Местные СМИ

Местные турфирмы и туроператоры

Торгово-промышленная плата города Сочи и другие бизнес-объединения

Транспортные предприятия (морского, авиа-, авто- и железнодорожного сообщения, в качестве принимающей стороны)

Предприятия девелопмента недвижимости (решения по созданию и реконструкции объектов города, основанные на максимальной привлекательности)

Региональный уровень

Государственный сектор (министерства и департаменты в структуре Администрации Краснодарского края)

Министерство курортов и туризма

Департамент олимпийского наследия

Департамент внутренней политики администрации Краснодарского края

Частный сектор (краевые предприятия, заинтересованные в формировании и реализации стратегии)

Предприятия, управляющие объектами олимпийского наследия (ОАО «Центр «Омега»)

Региональные турфирмы и туроператоры

Региональные СМИ

Транспортные компании

Федеральный уровень

Государственный сектор (федеральные государственные подразделения)

Федеральное агентство по туризму (Ростуризм)

Частный сектор (предприятия, опосредованно заинтересованные в формировании и реализации стратегии)

Крупные российские туроператоры и турфирмы из других регионов

Федеральные СМИ

Федеральные транспортные компании

Международный уровень

Международные предприятия и организации (предприятия и организации, оказывающие воздействие на формирование и реализацию управления и продвижения спортивно-событийного туризма)

Международный олимпийский комитет (регулирование вопросов использования постолимпийского наследия)

Международные туроператоры

Международные транспортные компании

 

Субъекты местного уровня напрямую формируют стратегию продвижения спортивно-событийного туризма и одновременно выступают ключевой движущей силой в ее реализации. Несмотря на то, что некоторые будущие аспекты продвижения спортивно-событийного туризма в условиях постолимпийского пространства закладываются еще на стадии выбора олимпийской столицы (международный уровень), основополагающее формирование и реализация ее происходит на уровне муниципалитета, в данном случае г. Сочи.

Далее необходимо отметить, что разработка и принятие Государственной программы Краснодарского края «Постолимпийское использование олимпийских объектов в Имеретинской низменности города-курорта Сочи и развитие олимпийского туризма» в полной мере соответствует приоритетным целям и задачам социально-экономического развития Краснодарского края. Реализация Программы позволит сформировать комплекс мероприятий, направленных на развитие курортно-рекреационного и туристического комплексов, эффективное функционирование объектов олимпийской инфраструктуры, выполнение комплекса мероприятий, направленных на формирование и продвижение туристического имиджа Краснодарского края и города Сочи в регионах страны и за рубежом, формирование конкурентоспособного круглогодичного туристического предложения, а также доведения уровня туристических услуг региона до уровня международных стандартов.

Целями государственной программы являются комплексное развитие, сохранение и эффективное функционирование объектов, построенных в рамках подготовки к проведению XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года. Задачами государственной программы являются:

                    создание условий для сохранения, развития и круглогодичного функционирования Олимпийского парка в Имеретинской низменности города Сочи;

                    рациональное и круглогодичное использование олимпийских объектов в Имеретинской низменности города-курорта Сочи в качестве;

                    многофункциональных площадок для проведения массовых мероприятий и привлечения туристов;

                    информационное обеспечение продвижения спортивно-событийного, олимпийского туризма на внутреннем и внешнем рынке;

                    обеспечение эффективного исполнения государственных функций в сфере реализации государственной программы.

Согласно Программе, объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы, составляет 4 482 960,4 тыс. рублей, в том числе по годам и источникам финансирования, что представлено в таблице 4.

 

Таблица 4

Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы[3]

Годы реализации

Общий объем финансирования по государственной программе, тыс. рублей

Всего

в разрезе источников финансирования

краевой бюджет

местный бюджет

1

2

3

4

2016

793 471,7

610 305,7

183 166,0

2017

794 960,4

610 295,7

184 664,7

2018

748 122,0

576 827,9

171 294,1

2019

714 692,1

552 727,9

161 964,2

2020

717 022,1

555 057,9

161 964,2

2021

714 692,1

552 727,9

161 964,2

Всего по государственной программе

4 482 960,4

3 457 943,0

1 025 017,4

 

Отметим, что мерами государственного регулирования государственной программы являются действия, направленные на обеспечение эффективного функционирования объектов олимпийского наследия.

Государственной программой предусмотрено:

                    участие в установленном порядке в организации обустройства мест массового отдыха населения на отдельных территориях в границах Олимпийского парка в Имеретинской низменности города Сочи;

                    обеспечение условий для сохранения, развития, рационального использования и круглогодичного функционирования Олимпийского парка в Имеретинской низменности города Сочи;

                    создание условий для обеспечения конкурентоспособности туристического комплекса города Сочи;

                    обеспечение возможности проведения в городе Сочи международных и общероссийских спортивных соревнований, форумов, семинаров, выставок и других мероприятий по вопросам олимпийского наследия.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что спортивно-событийный сегмент туризма г. Сочи опирается на мощную инфраструктуру и многоаспектную региональную политику в области туризма и постолимпийского развития.

 

Литература:

 

  1.                Колесников С. Н. Состояние и перспективны развития туристической отрасли в Краснодарском крае//Научный журнал КубГАУ. — № 109(05). — 2015.
  2.                Мониторинг социально-экономического развития города Сочи за 9 месяцев 2015 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sochiadm.ru/gorodskaya-vlast/administration-city/deyatelnost/ekonomika/reestr/51738/
  3.                Государственная программа Краснодарского края «Постолимпийское использование олимпийских объектов в Имеретинской низменности города-курорта Сочи и развитие олимпийского туризма». [Электронный ресурс]. Режим доступа: olympdep.ru›doc/Gosprogramma.pdf
  4.                Кулишкин Д. Ю. Этапы формирования стратегии продвижения туристского продукта в процессе реализации объектов постолимпийского наследия г. Сочи// Науководение. — 2015. — Том 7. — № 3.
Основные термины (генерируются автоматически): Краснодарский край, государственная программа, сочи, XXII, город Сочи, олимпийское наследие, спортивно-событийный туризм, Красная Поляна, олимпийский туризм, государственный сектор.


Похожие статьи

Проблемы и перспективы развития туристско-рекреационного потенциала Самарской области

Ресурсный потенциал Приморского края как фактор развития внутреннего и въездного туризма

Проблемы и перспективы рекреационно-экологической подготовки специалистов по туризму

Потенциал развития туристической сферы Ставропольского края и направления его государственной поддержки

Роль и особенности компетенций исполнительной власти Приморского края в развитии компаний сферы здравоохранения

Проблемы и перспективы развития детского туризма в Приморском крае

Формирование, исполнение и анализ бюджета муниципального образования туристско-рекреационной специализации Сочи

Инструменты развития и повышения конкурентоспособности территории Краснодарского края

Приоритеты и направления в области развития градостроительной политики города Сочи

Современное состояние и перспективы развития транспортно-логистической инфраструктуры Новосибирской области

Похожие статьи

Проблемы и перспективы развития туристско-рекреационного потенциала Самарской области

Ресурсный потенциал Приморского края как фактор развития внутреннего и въездного туризма

Проблемы и перспективы рекреационно-экологической подготовки специалистов по туризму

Потенциал развития туристической сферы Ставропольского края и направления его государственной поддержки

Роль и особенности компетенций исполнительной власти Приморского края в развитии компаний сферы здравоохранения

Проблемы и перспективы развития детского туризма в Приморском крае

Формирование, исполнение и анализ бюджета муниципального образования туристско-рекреационной специализации Сочи

Инструменты развития и повышения конкурентоспособности территории Краснодарского края

Приоритеты и направления в области развития градостроительной политики города Сочи

Современное состояние и перспективы развития транспортно-логистической инфраструктуры Новосибирской области

Задать вопрос