В статье обоснованы направления использования ускоренной амортизации и налогового кредита для стимулирования инновационной деятельности предприятий; рассмотрен зарубежный опыт использования методов налогового стимулирования в инновационной деятельности; определены основные виды налоговых стимулов, используемых в зарубежных странах.
Ключевые слова:налоговые льготы, инновационная деятельность, налоговое стимулирование, ускоренная амортизация, налоговый кредит.
Разработка и внедрение комплекса мер государственного регулирования, направленных на поддержку инновационной деятельности, является важной предпосылкой развития экономики. Особая роль в реализации этой стратегической задачи принадлежит эффективному использованию методов налогового стимулирования.
В условиях проведения глобальных налоговых реформ возникает необходимость непрерывного развития теоретических и практических аспектов налогового стимулирования инновационной сферы. Это обусловливает необходимость выбора наиболее эффективных направлений стимулирования инновационной деятельности.
В мировой практике стимулирования инновационной активности используются прямые и непрямые методы.
Прямое стимулирование предусматривает выделение бюджетных средств на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Непрямое стимулирование осуществляется с помощью предоставления отсрочек по уплате налогов, налоговых льгот, льгот по налогу на прибыль и других видов налогового стимулирования.
Зарубежный опыт использования методов налогового стимулирования показывает, что в последние годы происходит переход от прямого государственного финансирования инновационной деятельности предприятий к непрямым методам, основанным на использовании налоговых рычагов. Так, если в 2005 г. прямое государственное финансирование составляло в среднем 7 % расходов предприятий по сравнению с 11 % в 1995 г. [1].
В последние годы возросло количество стран, осуществляющих налоговое стимулирование инноваций. Так, в 2008 г. 21 страна, которая является членом ОЕСD, предоставляла налоговые льготы предприятиям, внедряющим инновации (по сравнению с 18 странами в 2004 г. и 12 — в 1995 г.) [1]. Благоприятная инновационная среда создается в государствах различными путями. Например, Канада и Нидерланды применяют режим налогового стимулирования по отношениям к малым предприятиям. Бразилия, Индия, Южная Африка и Китай создают конкурентоспособную налоговую среду для инновационной деятельности [2, 5].
Для оценки созданных в стране налоговых стимулов для внедрения инноваций в мировой практике чаще всего применяется показатель налоговых льгот [3]. Значение показателя свидетельствует о внедрении государством значительного количества эффективных стимулов для инновационной деятельности.
Налоговые льготы как часть механизма налогового регулирования, включающего различные формы, виды и инструменты, призваны способствовать увеличению (при прочих равных условиях) прибыльности хозяйствующих субъектов, росту объема их собственных финансовых ресурсов. Наибольшие потенциальные возможности для регулирующего воздействия на темпы, масштабы и направления инвестиционной деятельности содержат прямые налоги, среди них может быть выделен налог на прибыль организаций.
Комплексный подход к расчету налога на прибыль и формированию затрат в части амортизационных отчислений представляет эффективный метод налогового стимулирования. Использование этого метода позволяет увеличить размеры собственных финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, которые могут быть использованы для обеспечения дальнейшего укрепления инвестиционного потенциала и обеспечения инновационного развития.
Налоговые льготы для предприятий существовали до 2002 г., но, в конечном итоге, эта льгота была отменена снижением ставки налога на прибыль организаций и введением новой амортизационной политики.
Уровень налоговой нагрузки постепенно снижался, а также отменен налог с продаж с целью реализации мер по снижению налоговой нагрузки на экономику. В определенной степени эти меры способствовали соответствующему росту вложений собственных средств предприятий в инвестиционно-инновационную деятельность.
С 1 января 2002 г. инвестиционная льгота по налогу на прибыль предприятий и организаций отменена, однако был введен новый механизм начисления и использования амортизационных отчислений. Действующая в настоящее время амортизационная политика все еще недостаточно используется в налоговом регулировании российской экономики. Если в промышленно-развитых государствах доля амортизационных отчислений в суммарной величине объемов финансирования инвестиций в основной капитал составляет в среднем до 65 %, то в России она составляет не более 20 % [4].
В связи с этим представляет актуальность повышение инвестиционной активности и обновления основных фондов на основе эффективной амортизационной политики. Включение амортизационных отчислений, как и других издержек производства, в состав затрат способствует уменьшению размера прибыли плательщиков налогов и, соответственно, уменьшению суммы уплачиваемого ими налога на прибыль организаций. В отличие от других издержек производства и обращения амортизационные отчисления превращаются в дополнительный источник финансовых ресурсов налогоплательщика. При этом целевое предназначение указанных финансовых ресурсов — обновление основных фондов, внедрение технических и технологических нововведений.
В тоже время особое значение имеет закрепление на нормативном уровне требований к нововведениям, на которые может распространяться льгота по ускоренной амортизации. При уменьшении доходов бюджетной системы по налогу на прибыль организаций должно приниматься во внимание то, что требуется гарантия государства в отношении дополнительно полученных налогоплательщиками финансовых ресурсов, которые должны быть использованы на цели усиления инновационно-инвестиционной деятельности.
В связи с этим, при исчислении и уплате налога на прибыль организаций, актуальным является включение в затраты предприятий амортизационных отчислений, которые фактически направлены на финансирование инвестиций.
Указанные средства целесообразно использовать не только на прямые инвестиции в основной капитал, но и на создание проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Особое значение в стимулировании внедрения инноваций, кроме амортизационных отчислений и целевых налоговых льгот, имеет использование предприятиями инвестиционного налогового кредита.
В связи с этим подчеркнем, что мировой опыт применения инновационных налоговых кредитов показывает — механизм его предоставления предусматривает не отсрочку налогового обязательства по налогу на прибыль на более поздний срок (что приведет к необходимости уплаты по окончанию выполнения инвестиционного (инновационного) проекта значительной суммы платежей в бюджет и значительно влияет на финансовое состояние инновационно активного предприятия), а уменьшение суммы начисленного налога на определенный процент — от 4 до 30 % от объема расходов на инновации и (или) от 20 до 50 % от их прироста в среднем за определенный период времени.
Таким образом, зарубежный опыт стимулирования инновационной деятельности показывает, что происходит постепенный переход от прямого государственного финансирования инновационной деятельности предприятий к непрямым методам их стимулирования. Это требует применения новых и усовершенствования существующих механизмов налогового стимулирования инноваций. В связи с этим совершенствуется налоговый инструментарий стимулирования инноваций, создается благоприятная и конкурентоспособная налоговая среда для инвестиций в инновационную деятельность.
Анализ отечественных предпосылок стимулирования инновационной деятельности показывает, что для активизации инновационной деятельности предприятий особое значение имеют использование таких налоговых льгот, как амортизационная политика и налоговый кредит.
Совершенствование налоговых стимулов инновационной деятельности будет способствовать переходу отечественных предприятий на инновационный путь развития.
Литература:
- OECD Science, Technology and Industry Outlook, 2008. [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://www.oecd.org.
- OECD Science, Technology and Industry Scoreboard, 2009. [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://www.oecd.org.
- Warda J. An Update of R&D Tax Treatment in OECD Countries and Selected Emerging Economies, 2008–2009. [Электронныйресурс]. Режимдоступа: http://www.oecd.org.
- Иванов, Н. П. Пути активизации инвестиционно-инновационной деятельности современного предприятия / Н. П. Иванов, И. А. Митрофанова, А. Б. Тлисов // Региональная экономика. Юг России. 2015. № 1. С. 124–130.
- Митрофанова, И. А. Компаративный анализ налоговых систем РФ, США и КНР / И. А. Митрофанова, А. Б. Тлисов // Молодой ученый. 2015. № 8. Ч. 6. С. 573–577.