Педагогическая антропология, в центре внимания которой находится сущность человека и его образование, обобщая различные научные знания о человеке в аспекте воспитания, в настоящее время рассматривается как своеобразное ядро общей педагогики.
Обобщая основные достижения педагогической антропологии, ее авторы, в числе прочих идей предлагают:
понимать образование как неотъемлемый признак человеческого бытия, как направленный процесс становления и самостановления человека;
выводить цели и средства образования из сущности человека;
включить в категориальный аппарат педагогической антропологии понятия, отражающие человеческую сущность и сферу личностных отношений, таких как — «жизнь», «смысл», «творчество», «ценность», «цель» и др.
Таким образом, антропологическая парадигма в современной педагогике ориентирована на ценностно-смысловое содержание педагогической деятельности в контексте образовательного процесса. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы дает основание следующему умозаключению: ценностно-смысловые ориентиры (в дальнейшем ЦСО) можно рассматривать как целевую установку выбора человека, где ценностная составляющая определяет отношение к объекту, а смысловая — его (объекта) личную значимость.
Успешность процесса образования как процесса социализации ученика зависит от определения вектора направленности его содержания, которое способствует смыслообразующей деятельности при интериоризации ценностей современного общества, что в итоге приводит к позитивным изменениям в ценностно-смысловых образованиях личности. Роль такого вектора могут играть ЦСО учебного курса, являясь основой целеполагания на любом этапе педагогического процесса. Исходя из предложенного выше общего определения ЦСО, можно сделать вывод, что ЦСО конкретного учебного курса раскрывают дидактический потенциал ведущих идей учебной программы, выделяя ценности ее содержания и прогнозируя содержание личностных смыслов учащихся.
С целью обсуждения миссии ЦСО в педагогическом процессе следует обратиться к некоторым положениям педагогической аксиологии, суть которой определяется спецификой педагогической деятельности. Педагогические ценности различаются по уровню своего существования. На этой основе выделяют личностные, групповые и социальные педагогические ценности. При этом социальные и групповые ценности служат основанием для индивидуально-личностной системы педагогических ценностей. В свою очередь, среди названных педагогических ценностей можно выделить ценности-цели и ценности-средства. Ценности-цели как раз и служат основанием развития личности и учителя, и ученика и отражают основной смысл деятельности педагога. Таким образом, в ценностях-целях представлены как государственная политика в области образования, так и уровень развития самой педагогической науки, которые, субъективируясь, становятся значимыми факторами педагогической деятельности.
Ценности-средства формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями и способствуют достижению целей. Ценности-средства подразделяются на три группы: отношения, качества, знания. Обратим особое внимание на ценности-знания. Это система знаний и умений, представленная в виде педагогических теорий развития и социализации личности, закономерностей и принципов построения и функционирования образовательного процесса. Названные группы ценностей образуют аксиологическую модель, имеющую синкретический характер.
При этом ценностно-смысловые ориентиры содержания образования выполняют и функцию педагогических ценностей, поскольку педагогический процесс осуществляет конкретный педагог, от идеалов и мировоззрения которого зависит и само понимание поставленных задач, и выбор способов их решения. В данном контексте ЦСО можно отнести как к ценностям-целям, так и к ценностям-средствам, но в большей степени к ценностям-знаниям, поскольку к ним относятся не только психолого-педагогические и предметные знания, но и степень их осознания, умения осуществлять их отбор и оценку на основе концептуальной личностной модели педагогической деятельности.
Определение содержания ЦСО учебного курса, оснований их выделения и функций в педагогическом процессе следует рассматривать как одно из главнейших направлений реализации гуманитарно-аксиологического подхода в образовании. Современный педагог нуждается в постоянном осмыслении и переосмыслении всех тех изменений в образовательном пространстве и в сообществе, которые имели место в предыдущие годы и продолжаются сейчас. Осознание разных уровней и разных сфер отношений человека к природе, обществу, другим людям и к самому себе (к своему внутреннему миру) есть в то же время осознание целостности человеческого бытия. Все эти типы отношений интегрируются благодаря общечеловеческим ценностям и гуманистическим идеалам.
В исследованиях И.Ю. Алексашиной показано, что формирование нового миропонимания исходит из двух взаимодополнительных парадигм:
во-первых, это — холистский подход к миру как к целостной системе;
во-вторых, это — гуманистический подход к человеку, живущему в этом мире, что созвучно проблемам глобальной нравственности.
К актуальным проблемам глобальной нравственности Н.Моисеев относит:
осознание человечеством необходимости опережающего решения нравственных проблем по отношению к проблемам технологии;
формирование единой, общепланетарной глобальной нравственности; освоение экологического императива «Не повреди биосферу»;
недопущение войн, исключение силовых приемов решения противоречий и конфликтов;
ощущение «общепланетарной общности».
Таким образом, необходимо поставить вопрос о смене аксиологических мировоззренческих парадигм. Вместо идеала «роста благосостояния», следует сместить приоритеты к идеалам «духовности и самоограничения», которые могут стать средством формирования новой системы ценностей, ориентированной на приоритет духовной культуры. Так, по мнению большинства ученых, самая страшная из грозящих нам катастроф — это не столько ядерная, экологическая и другие варианты физического уничтожения человечества и всего живого на Земле. Но прежде всего — антропологическая — уничтожение человеческого в человеке. Соответственно решение актуальных задач по смене глобальных мировоззренческих парадигм невозможно осуществить без активного применения современных образовательных подходов и технологий, ориентированных на гуманистические идеалы и ценностно-смысловые установки.
Литература:
- Бойков А.Е. Методика профилактики информационной зависимости школьников в курсе обж (5 класс) / А.Е. Бойков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 4 (110). С. 10-16.
- Буйнов Л.Г. Преподавание медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности в свете компетенстностного подхода / Л.Г. Буйнов, Л.П. Борисова, Л.И. Сыромятникова // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8). С. 68-70.
- Глазников Л.А. Применение кортексина для повышения статокинетической устойчивости человека / Л.А. Глазников, Л.Г. Буйнов, Г.А. Рыжак Г.А., В.Х. Хавинсон // Медицинский академический журнал. 2002. Т. 2. № 3. С. 91-98.
- Сорокина Л.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала / Л.А. Сорокина, Д.В. Сухоруков, Е.В. Смирнова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29). С. 111-114.
- Сорокина Л.А. Проблемы и перспективы взаимодействия образовательной среды и ее субъектов / Л.А. Сорокина // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 5. С. 114-116.
- Сорокина Л.А. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения / Л.А. Сорокина, Л.Г Буйнов // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 59-60.
- Сухоруков Д.В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д.В. Сухоруков, Л.А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38-42.