Статья посвящена изучению выражения социальных отношений на процесс творческой деятельности российских и вьетнамских студентов по результатам теста “TSD-Z” (картины, которые рисовали студенты).
Ключевые слова: социальное отношение, творчество, студент
Развитие человеческого общества и его история часто связаны с творчеством. Особенно на сегодняшнем этапе развития общества, творчество играет важную роль в развитии науки, техники и технологии. Изобретения, инновации, достижения, методы управления обществом и др. во всех аспектах социальной жизни в целом и особенно в науке, всегда помогают человеческой цивилизации достигать более высокого уровня прогресса [4].
Т. Эмэ-байл вводит понятия «внутренняя мотивация» (мотивация, идущая от субъекта) и «внешняя мотивация» и экспериментально доказывает, что «внутренняя мотивация» является необходимым условием протекания креативных процессов и фактором, определяющим их уровень. В свою очередь, «внешняя мотивация» может быть в некоторых случаях расценена как деструктивный фактор. Эти выводы применимы только к эвристическим заданиям, в которых заявляемая проблема не имеет прямого пути к решению [3].
В. А. Левин подчёркивал, что за формой творчества, за его результатами всегда должно стоять нравственно-духовное содержание, что результаты творчества должны отражать отношение ребенка к миру, представления его о себе, о мире, о людях окружающих его и т. д., а не служить безликим памятником умения владеть технологиями [2, с.15].
В исследовании факторов динамики интеллекта и креативности М. В. Богомоловой предлагается выделение в социальной среде двух ее аспектов: предметно-информационного аспекта и аспекта межличностного взаимодействия. В ее работах экспериментально доказано, что наибольшую долю средовой дисперсии индивидуальных различий в развитии интеллекта и креативности определяет аспект межличностного взаимодействия, а также подтверждается вывод о более высокой роли отца в формировании креативности и интеллекта по сравнению с влиянием матери на этот процесс. Обнаружено, что обогащение образовательной среды, активное участие учащихся в культурно-досуговой деятельности, многопланово воздействующей на эмоциональную сферу и формирующей опыт социального взаимодействия, в большей степени влияют на показатели развития креативности [1].
В данной работе использована результаты анализа из содержания картин (картины, которые рисовали студенты) для исследования выражения социальных отношений на процесс творческой деятельности российских и вьетнамских студентов.
Для анализа роли социальных отношений на процесс творческой деятельности студентов, мы проводили тест “TSD-Z” (картины, которые рисовали студенты) с целью оценки выражения фотографии человека (физических лиц / личности) и их отношений (роли в картинах) с окружающим миром (природа, собой и другие люди). Мы использовали 200 картин, рисовавшие российских студенты, и 326 картин вьетнамских студентов.
Этот процесс состоит из 2 частей. В первой части, мы статистировали количество картин, в которых присутствуют люди, и количество людей, присутствующих в каждой картине. Затем мы классифицировали по содержанию картин их на 3 группы: 1) Картины без людей, 2) В картине присутствует 1 человек, 3) В картине присутствуют несколько человек (два и более). Результат анализа представлен в следующей таблице:
Таблица 1
Количество картин по их содержанию в процентах
Группа Объект |
1 |
2 |
3 |
|||
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
|
Российские студенты |
79 |
39,5 |
105 |
52,5 |
16 |
8,0 |
Вьетнамские студенты |
78 |
23,93 |
6 |
1,84 |
242 |
74,23 |
Где: 1) Картины без людей, 2) В картине присутствует 1 человек, 3) В картине присутствуют несколько человек (два и более).
Во второй части, мы рассмотрели отношение роли в картинах с окружающим миром и делили на 3 отношения: 1) Отношение человека с окружающей природой, 2) Отношение человека с самим собой, 3) Отношение человека с другими людьми.
Результат анализа представлен в следующей таблице:
Таблица 2
Формы общественных отношений человеческих образов в картинах
Форма Объект |
1 |
2 |
3 |
|||
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
|
Российские студенты |
51 |
38,9 |
64 |
48,9 |
16 |
12,2 |
Вьетнамские студенты |
82 |
33,1 |
5 |
2,0 |
161 |
64,9 |
Где: 1) Отношение человека с окружающей природой, 2) Отношение человека с самим собой, 3) Отношение человека с другими людьми.
Из таблицы 1 и 2 видно, что 60,5 % российских студентов рисуют картины с изображением людей, из них 52,5 % картин с присутствием одного человека и 8,0 % картин с присутствием нескольких человек. У 76,07 % вьетнамких студентов в картинах изображены люди, из них 1,84 % изображают одного человека и 74,23 % нескольких человек соответственно. Из этих цифр мы видим, что разница культур между российскими и вьетнамскими студентами выражается в ходе творчества: Российские студенты в основном высоко оценивают роль личности, имеют уважение к свободе, независимости человека в жизнедеятельности (48,9 %). Вьетнамские студенты сильно зависят от азиатской культуры: высоко оценивают роль группы (общества). Это является характеристикой земледельческой культуры (64,9 %). Незначительное число вьетнамских студентов имеют выраженную индивидуальность (2 %).
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что при групповом выполнении творческой деятельности вьетнамские студенты проявляли большую активность по сравнению с российскими студентами. В то время как российские студенты оказывались более активными при индивидуальном выполнении творческой деятельности.
Литература:
- Аверина И. С. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование»/И. С. Аверина, Е. И. Щелбанова. М., 1996.
- Библер B. C. Нравственность. Культура. Современность. М., 1990.
- Богоявленская Д. Б. Психология творчества/ Психологический журнал, № 5, 1995.
- Динь Н. Т. Изучение влияния внешних факторов на творческие способности студентов, проживающих в Поволжье (России) и в долине реки Меконг (Вьетнам) по результатам теста «TSD-Z» К. К. Урбана /Н.Т., Динь// Социально-гуманитарный журнал (АГУ): — 2015. — № 2. — С. 148–155.