Успех деятельности предприятий, да и в целом государства, в силу ограниченности естественных, природных ресурсов, в значительной мере сегодня определяется тем, насколько широко внедряются достижения научно-технического прогресса, наукоемкие технологии, уровнем профессиональной подготовленности кадров. Исторически сложилось так, что на пороге ХХI века в Республике Узбекистан сформирован интеллектуальный потенциал, который по своему уровню развития, инновационным открытиям, возможностям превосходит сегодня многие развивающиеся страны мира, а во многом и не уступает экономически развитым странам.
Сегодня Узбекистан является крупным в Центральной Азии научным центром, обладающим развитой исследовательской материальной базой, обширным научным фондом, квалифицированными научными кадрами, чьи труды нашли признание во всем мире.
Инновации как фактор экономического роста представляют информационно и технически осознанную потребность количественно-качественной трансформации национальной модели хозяйствования, пролонгированную во времени, с одной стороны, а с другой — отвечающую общественным потребностям конкретно-исторического этапа развития. Последнее, а именно сочетание статики и динамики, порождает противоречие обеспечения экономического роста преимущественно инновационной основе. (1)
Рассматривая инновации не только как фактор экономического роста, но и условие, фактор качественных изменений региональной системы хозяйствования, справедливо говорить о смене линейной модели моделью множественных источников инноваций.
По нашему мнению, инновации как фактор экономического роста представляют информационно и технически осознанную потребность количественно-качественной трансформации национальной модели хозяйствования, пролонгированную во времени, с одной стороны, а с другой отвечающую общественным потребностям конкретно-исторического этапа развития. Последнее, а именно сочетание статики и динамики, порождает противоречие обеспечения экономического роста преимущественно инновационной основе. Инновации являются константным условием социально-экономических систем во всех проявлениях функционирования ее иерархических уровней и структур.
Взаимодействие национальной инновационной системы с общей экономической системой страны, понимание и выстраивание такой связи придают большую управляемость технологическим и инновационным развитием, позволяют развивать конкуренцию в нужном направлении и обеспечивать при этом соблюдение стратегических интересов государства.
Поскольку знания потребляются в процессе деятельности, использования и обмена между различными экономическими агентами, их потребление, использование и обмен в значительной мере инкорпорирован в течение операционных процессов.
В нашей стране в последние годы вопросам инновационной активности и создания четко очерченной инновационной системы уделяется все большее внимание. В качестве небольшого отступления стоит упомянуть, что в целом экономическое развитие страны осуществляется в соответствии с провозглашенным Президентом Узбекистана принципом централизованного регулирования, реализующимся через государственную политику. Значимый элемент этой политики — переход к инновационному типу развития, в том числе это касается и научно-технологической области. Так, в докладе на заседании Кабинета Министров важнейшим приоритетом реализации экономической программы была определена политика дальнейшего углубления структурных преобразований экономики для обеспечения роста конкурентоспособности страны, включающая высокие темпы модернизации, технического и технологического обновления производства, расширение выпуска наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе ориентированной на экспорт. Выбранная стратегия подтверждает безусловный факт, что Узбекистан выбрал инновационный путь развития экономики (2)
Следующий важный документ — постановление Президента Республики Узбекистан № 916 «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство», которым открываются реальные возможности для развертывания масштабных работ по активизации инновационной деятельности, усилению интеграционных процессов между наукой и производством. Тем самым государство провозглашает, что повышение уровня производительных сил и благосостояния нации связано не только с реализацией своих природных, но и интеллектуальных ресурсов.
В этом отношении Узбекистан, безусловно, имеет большие возможности, поскольку страна сумела сохранить свой научный потенциал: уровень и объем научных исследований, проводимых научными организациями при поддержке государства, достаточно высок, что является одним из наиболее ценных наших достояний. Однако следует учесть, что в научной, а особенно в научно-технической сфере рыночный подход подразумевает такую организацию процесса, при котором научные результаты трансформируются в наукоемкую конкурентоспособную продукцию или технологию.
Отметим главное — это неразвитость, а зачастую отсутствие элементов и механизмов их взаимодействия, составляющих основу инновационной системы.
Обеспечение инновационного процесса на практике происходит при наличии инновационной среды и инфраструктуры, которую нам еще предстоит совершенствовать.
Оценка своих возможностей проводиться относительно поставленных приоритетных целей. Она состоит из оценки структуры предприятия на предмет эффективности внутренней взаимосвязи, обеспеченности технологической документацией, функционирования системы качества, профессионального уровня персонала и возможности освоить новые процессы и знания. В данное время в Узбекистане субъекты малого и среднего бизнеса работают на замещение импорта и удовлетворение в основном внутренних потребностей страны. Они опираются на маркетинговые информации о местном дефиците. (1)
После освоения новой технологии не проводиться анализ того, что процессы производства продукции или оказания услуг соблюдаются на надлежащем уровне.
Это происходит из-за слабой комбинации знаний руководителей оценивать и комплексно управлять деятельностью по конструированию новой продукции, научному исследованию, производству, качеству, сервису, текущему и стратегическому планированию, информационным технологиям, управлению кадрами, стандартизации. Особо стоит отметить, что деятельность многих компаний по управлению технологией, которая должна по существу связывать возможности конструкторского отдела, отделов качества, производства, информационных технологий, стандартизации (имеются ввиду техническое измерение, стандартизация процессов и продукции) не в состоянии анализировать и планировать развитие своих возможностей в соответствии с современными требованиями.
Высокотехнологичные и умеренно высокотехнологичные отрасли в Узбекистане полностью зависят от импорта комплексных процессов и производства уже известной на рынке продукции.
Особенность перехода к инновационно-ориентированному типу развития экономики Узбекистана состоит в том, что возрастание глобальной конкуренции создает вызовы, которые предстоит решать в ближайшие годы:
важнейшей характеристикой мирового инновационного развития становится конкуренция за качественный человеческий капитал, а растущая мобильность высококвалифицированного персонала обеспечивает распространение знаний;
роль информационных технологий в процессе распространения знаний становится все более актуальной для дальнейшего роста инновационной активности, процессы распространения знаний вышли за пределы отдельных экономик;
глобализация заставляет компании конкурировать на все более высоких уровнях технологий и в тоже время стимулирует процессы специализации и локализации инноваций.
Ныне, когда все страны, хотя и в разной мере, испытывают последствия финансово-экономического кризиса, понятно, что из сложившейся ситуации с наименьшими потерями выйдут те из них, в которых своевременно будут приняты меры по перевооружению производства и освоению новых технологий, обеспечению за счет этого выпуска конкурентоспособной продукции с наименьшими издержками. В Концепции сформулированы важнейшие приоритеты развития, принципы формирования и механизмы реализации инновационного развития страны на долгосрочную перспективу с учетом складывающихся тенденций в мировом научно-техническом развитии и имеющегося интеллектуального и научно-технического потенциала.
Основной целью инновационного развития на долгосрочную перспективу является формирование инновационной системы открытого типа, обеспечивающей создание конкурентоспособного продукта и услуг на основе использования зарубежного научного потенциала и технологий с селективной поддержкой отечественных разработок, ориентированных на реализацию приоритетных задач модернизации экономики страны.
В соответствии с долгосрочной целью и основными направлениями инновационного развития на среднесрочную перспективу определены следующие задачи:
формирование адекватного инновационной экономике человеческого потенциала, основу которого составляют мотивированные и образованные граждане с высокими потребностями в инновационных продуктах;
наращивание инвестиционной активности на прорывных направлениях современных технологических укладов;
ускоренная модернизация экономики республики, основанная на современных принципах промышленной политики: кластеризация экономики, государственно-частное партнерство;
создание конкурентоспособного сектора исследований, разработок и условий для его расширенного воспроизводства;
широкое привлечение инвестиционных ресурсов в инновационную сферу республики;
содействие развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере;
разработка механизмов общественного выбора приоритетов инновационного развития;
экспертиза инноваций и защита прав собственности на разработки;
разработка индикаторов инновационной деятельности и развитие системы ее мониторинга;
широкомасштабная подготовка управленцев (менеджеров), работающих в сфере инноваций;
привлечение молодежи в науку.
Важнейшим конкурентным преимуществом в современных условиях является уровень развития новых знаний и их эффективное применение в социально-экономическом развитии. Именно этот фактор в решающей мере определяет роль и место страны в мировом сообществе, уровень жизни народа и обеспечение национальной безопасности. В промышленно развитых государствах 80–95 % прироста ВВП приходится на долю новых знаний, воплощенных в инновациях. Переход этих стран на инновационный путь развития стал возможен благодаря созданию национальных инновационных систем (НИС). Явившись закономерным результатом предшествующего индустриального развития, НИС как действенная система институтов позволила высокоразвитым странам обеспечить лидерские технологические прорывы и поддерживать конкурентоспособность своих экономик на самом высоком уровне. (1)
Литература:
- Вахабов А. В., Разыкова Г. Х. Модернизация экономики. –Т.:2014.
- Каримов И. А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и государственного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации- наша приоритетная задача. // Народное слово, № 11, 17.01.2015.
- Лисин В. Макроэкономическая теория и политика экономического роста. –М.: Москва, Экономика, 2004.