Инвестиционную политику региона определяет правительство Воронежской области. Оно планирует и распределяет бюджет, определяет объём вложений в различные сферы, одобряет наиболее выгодные инвестиционные проекты, финансирует и поддерживает их реализацию. Для достижения достойного уровня жизни жителей области Правительством Воронежской области предпринимаются значительные усилия по формированию эффективной экономики и успешной конкурентоспособности на ее основе. Основные направления развития инвестиционной политики региона определены в распоряжении правительства Воронежской области от 2013 года: «ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ Воронежской области на период до 2020 года и основные направления до 2030 года» [1].
В своей деятельности управление региона ориентируется на взаимодействие субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности с органами государственной власти. К принципам этого взаимодействия относятся следующие [5]:
- Публичная система приоритетов и равный, несегрегирующий подход ко всем субъектам инвестиционной и предпринимательской деятельности;
- Участие этих субъектов в социальном экономическом развитии региона и, посредством участия в процессе принятии решений, влияющих на развитие и реализацию экономичного развития региона;
- Общедоступность информации органов власти, кроме информации которая является секретной;
- Практика взаимодействия государственных субъектов области с субъектами инвестиционной деятельности, и ориентация на улучшение этого взаимодействия в сфере регулирования и организации административных процедур.
Правительством области подготовлены проекты законов Воронежской области, предусматривающие установление двухлетних налоговых каникул для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и /или патентную систему налогообложения и осуществляющих виды экономической деятельности, которые обеспечивают импортозамещение продукции животноводства и растениеводства, а также изделий легкой промышленности. Планируется оказать государственную поддержку наукоемким производствам и индивидуальным предпринимателям, работающим в социальной сфере.
В случае принятия на федеральном уровне необходимых поправок в налоговом законодательстве, в 2016 году правительство Воронежской области рассмотрит вопрос снижения ставки налога по упрощенной системе налогообложения (с объектом налогообложения — «доходы») в пределах от 6 % до 1 % и установления ставки единого налога на вмененный доход в пределах от 15 % до 7,5 %. В законе Воронежской области от 07.08.2006 № 67-ОЗ «О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области» предусмотрены все инструменты государственной поддержки инвестиций, принятые в действующем российском, такие как [9]:
- Постановление от 11.02.2010 № 79 «Об организации подготовки и реализации инвестиционных проектов на территории Воронежской области».
- Предоставление государственных (областных) гарантий по инвестиционным проектам за счет средств областного бюджета и обеспечения обязательств инвестора залогом областного имущества в соответствии с действующим законодательством.
- Предоставление налоговых льгот.
- Предоставление инвесторам льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих федеральному законодательству, обеспечение информационного сопровождения.
- Участие в разработке и финансировании или софинансировани инвестиционных проектов за счет средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством.
- Предоставление инвесторам субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций, привлекаемыми для реализации инвестиционных проектов в рамках программы социально-экономического развития Воронежской области, долгосрочных областных целевых программ и ведомственных целевых программ.
- Предоставление субсидий на возмещение затрат по оплате услуг за технологическое присоединение к электрическим сетям.
Для удобства инвесторов подготовлен реестр инвестиционно привлекательных земельных промышленных площадок и земельных участков региона, размещенный на официальном сайте департамента экономического развития Воронежской области, а также разработан прозрачный механизм получения преференций, сформулированный в принципе пяти шагов [2]:
заключение инвестиционного соглашения;
предварительное согласование места размещения объекта;
присвоение проекту статуса «особо значимый»;
включение объекта в программу социального-экономического развития Воронежской области;
заключение договора об осуществлении инвестиционной деятельности.
Результатом создания комфортных условий для инвесторов стала реализация новых проектов и снижение рисков инвестирования. По минимальном инвестиционному риску область заняла 3 место по итогам 2014 года, согласно анализу агентства «Эксперт –РА». [4].
Согласно данным этого же источника, Воронежская область заняла пятое место среди регионов всей страны по уровню развития институционной среды государственно-частного партнерства. При этом, в лидеры рейтинга Воронежская область вошла как регион с наивысшим показателем по развитости нормативно-правовой базы для реализации ГЧП-проектов на территории субъекта.
По итогам 2014 года темп роста инвестиций составил 108 %, что говорит положительной динамики роста инвестиций, что обеспечило региону шестнадцатое место в двадцатке наиболее динамично развивающихся субъектов Российской Федерации. По сравнению с 2009 годом объем инвестиций в 2014 году увеличился в 2,6 раза и составил 243 300 млн. рублей.
К июню 2015 года общий объем инвестиций составил 90 400 млн. рублей, с темпом прироста к соответствующему периоду 2014 году 8,8 %, при этом по все стране наблюдается спад на 5,4 %. [3].
По данным Воронежросстата к третьему кварталу 2015 года объем инвестиций в нефинансовое активы предприятий, и организация с учетом неформальной экономики составил 157 100 млн рублей, что на 10,8 % выше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. При этом большая часть инвестиций ушла на строительство зданий, примерно, 51 %, приобретение оборудования, транспортных средств и хозяйственного инвентаря — 18 %, строительство жилья -18 %. [7]. (Рис. 1)
Рис. 1
Если учитывать объем инвестиций без учета неформальной экономки и субъектов малого предпринимательства, то объем инвестиций составил 100 500 млн рублей, или 67 % в общем размере инвестиций по полному кругу предприятий. В списке этих предприятий 19,7 % всех инвестиций финансируется в основной капитал за счет собственных средств, 80,3 % — за счет привлеченных.
В 2015 году по сравнению с предыдущим наблюдается увеличение инвестиционной активности в таких областях как сельское хозяйство [8]; охота и лесное хозяйство на 10 %; производство пищевых продуктов, включая напитки и табак — в 2,4 раза, транспорт и связь — в 2,9, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых приборов — на 47 %, 2 %, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий в 1, 7 раза. (Рис. 2)
Рис. 2
В 2015 году основными инвестиционными проектами стали:
- Строительство тепличного комплекса в Богучарском районе ООО «Томат» — общая стоимость 2 600 млн рублей.
- Проект по переработке и производству шампиньонов в Рамонском районе (сельское поселение «Русская Гвоздевка») компанией ООО «Полонис Групп» — 5 400 млн рублей.
- Проект по производству свинины 60 000 тонн свинины/ год компанией Ассоциация «ПромАгро» — 6 000 млн рублей.
- Строительство комплекса по производству 36 000 тонн грибов / год в Бобровском районе, ООО «Агрокомбинат «Здоровое питание» — 7 200 млн рублей.
- Строительство тепличного комплекса в окрестностях села «Масловка», ООО «Тепличный комплекс «Зеленая Верея» суммарная стоимость 11 000 млн рублей.
- Строительство комплекса по развитию племенного хозяйства крупного рогатого скота в Воронежской области, ООО «Заречное» — около 10 000 млн рублей.
- Строительство кондитерской фабрики, мощностью 500 тонн продукции в сутки, в Рамонском районе Группой компаний «Кондитерский дом «Восток» — 15 710 млн рублей.
- Строительство немецкой фирмой завода лекарственных препаратов «Бинорика» в индустриальном парке «Масловский» — 2 500 млн рублей.
- Строительство завода строительных материалов ООО «Форматериалы», в индустриальном парке «Масловский» — 3 500 млн рублей.
- Строительство завода прицепной сельхозтехники в Бобровском районе чешской компанией АО «Агрострой Пелгримов» — 4 000 млн рублей.
- Строительство многофункционального торгово-офисного комплекса на проспекте Революции с гостиницей «Marriott» и «ЦУМ-Воронеж» — 4 400 млн рублей.
- Строительство завода высокопрочных труб ЗАО «Лискимонтажконструкция» — 4 500 млн рублей.
- Глобальная модернизация Воронежского механического завода в рамках целевой федеральной программы — 5 000 млн рублей.
- Строительство завода ОАО «Воронежмедстекло» по выпуску медстекла первого гидролитического класса, мощностью 2 300 000 ампул и более 4 000 флаконов в год — 5 600 млн рублей.
- Возведение третьей очереди торгового центра «Галерея Чижова» на улице Куколки — 6 200 млн рублей.
- Перезапуск Семилукского огнеупорно завода и запуск нового производства екатеринбургской компанией ООО «Ника ПетроТэк» — 6 500 млн рублей.
- Строительство фабрики по производству радиоэлектронной аппаратуры компанией ОАО «Концерн Созвездие» — 6 700 млн рублей, из которых 60 % — средства федерального бюджета, 40 %-собственные средства компании.
- Строительство жилого микрорайона ООО «Озерки» в Левобережной части Воронежа — свыше 10 000 млн рублей.
- Строительство завода по обработке химволокна в Каширском районе Московским Научно-технологическим центром «Эльбрус» — 50 000 млн рублей.
- Строительство шестого и седьмого энергоблоков в Нововоронежской АЭС — 240 000 млн рублей. [6].
Несмотря на количество инвестируемых проектов, был отмечен спад инвестиций в основной капитал по таким видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых — в 2,4 раза, химической производство- на 28,7 %, производство резиновых и пластмассовых изделий –на 34,6 %, производство прочих неметаллических минеральных продуктов — в 3,5раза, производство электронного и оптического оборудования- на 23,5 %, производство транспортных средств и оборудования — на 43,5 %, производство и распределение электроэнергии, газа и воды — на 18,8 % , строительство –на 32,2 %, финансовую деятельность — в 2,9 раза, государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение -1,2 %, образование — на 37,8 %; здравоохранение и предоставление социальных услуг — на 25,1 %, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг — в 3,1 раза. [7]. (Рис. 3)
Рис. 3
Помимо спада инвестиций в определенные сферы деятельности, по данным таможенной статистики в первом полугодии 2015 года внешнеторговый оборот составил 883,2 млн долларов США, и снизился на 24,1 %по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Экспорт и импорт тоже уменьшились, на 6,5 % и 90 % соответственно.
Однако, не смотря на это, в целом, потерпевшая значительные изменения, инвестиционная привлекательность региона повысила свой уровень и престижность в глазах инвесторов. Наблюдается положительная динамика по многим индикаторам. Индекс физического объёма инвестиций в основной капитал в 2015 году составил 103 %.
Так же увеличились инвестиционные вложения на одного человека. В 2014 году по области было отмечен показатель в размере 105 700 рублей на человека, что выше 13 100 чем по стране (92 600 рублей на человека). [3].
Стоит отметить, что Ранг инвестиционного потенциала области с 2014 по 2015 не извинился (19 место), что говорит о стабильном развитии в этом направлении, т. к. по сравнению с 2010 годом, 29 место, область поднялась на 10 позиций выше. [4].
Литература:
- ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ Воронежской области на период до 2020 года и основные направления до 2030 года [Текст]: Распоряжение правительства Воронежской областиот2013г./ Воронежская область 2013–54с.
- Послание губернатора Воронежской области А. В. Гордеева
- Воронежской областной Думе и исполнительным органам государственной власти области от 10.04.2015 [Текст]: Воронеж 2015–5с.
- Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zakon-region.ru/voronezhskaya-oblast/3717
- Сайт рейтингового агентства «Эксперт — РА» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.raexpert.ru/
- Сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mid.ru/documents.
- Сайт Агентства Бизнес информации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://abireg.ru
- Сайт Государственной статистики по Воронежской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://litcey.ru
- Сайт современного состояния агропромышленного комплекса [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://federalbook.ru
- Сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn36/not_found/?404;https://www.nalog.ru/rn36