В изобразительном искусстве, как у всякого диалектически развивающегося процесса, имеются устойчивая, трансформируемая и новаторская стороны. В так называемых традиционных обществах, люди, усваивая искусство, воспроизводят ее образцы, а если и вносят какие-либо изменения, то в рамках традиции. На ее основе происходит функционирование культуры. Традиция превалирует над творчеством.
Творчество в этом случае проявляется в том, что человек формирует себя как субъекта культуры, которая выступает как некий набор готовых, стереотипных программ (обычаев, ритуалов и т.п.) деятельности с материальными и идеальными объектами. Изменения же в самих программах происходят крайне медленно. Такая устойчивая традиция в искусстве в определенных условиях необходима для выживания человеческих коллективов.
Но если те или иные общества отказываются от гипертрофированной традиционности, и развивают более динамические типы искусства, это не значит, что они могут отказаться от традиций в изобразительном искусстве вообще. Не может искусство существовать без традиций. Традиции в искусстве как историческая память — непременное условие не только существования, но и развития всего искусства, культуры даже в случае созидательных качествах новой культуры, диалектически отрицая, включает в себя преемственность, усвоение положительных результатов предшествующей деятельности — это общий закон развития, который действует в сфере культуры, имея особо важное значение. Поскольку в изобразительном искусстве отражаются различия мировоззрений в системе ценностей в идейных установках, поэтому правомерно говорить о реакционных и прогрессивных тенденциях в искусстве.
Но отсюда не следует, что можно отбрасывать предшествующее искусство — на пустом месте создать новое, более высокое искусство невозможно. Вопрос о традициях в искусстве и об отношении к культурному наследию касается не только сохранения, но и развития искусства и культуры, т. е. созидание нового, приращение культурного богатства в процессе творчества. Хотя творческий процесс имеет объективные предпосылки и в самой реальности и в культурном наследии, непосредственно он осуществляется субъектом творческой деятельности. Сразу же следует оговорить, что не всякое новаторство в изобразительном искусстве — творчество культуры. Создание нового становиться одновременно творчеством культурных ценностей тогда, когда оно не несет в себе всеобщее содержание, приобретая общую значимость, получает отзвук от других людей.
Но также как не всякое новаторство в искусстве есть явление культуры вообще, не все новое, включающееся в культурный процесс, является передовым, прогрессивным, отвечающим гуманистическим интенциям культуры. В искусстве существуют и прогрессивные, и реакционные тенденции. Развитие изобразительного искусства — противоречивый процесс, в котором отражается широкий спектр подчас противоположных и противоборствующих социально классовых, национальных интересов данной исторической эпохи. За утверждение передового и прогрессивного в искусстве надо бороться. В то время как традиционное искусство всегда находит своих сторонников и почитателей. Ярким примером вышесказанным фразам могут послужить сохранение традиций в современном изобразительном искусстве.
Рассмотрим их на примере живописи Узбекистана. Таково творчество художника Алишера Мирзаева (род.1948г.). Его картины носят ярко выраженный экспрессивный характер, как в традиционной вышивке («Свидание на красном мосту» (1986), «Красные тополя», «Домик в горах”(1997), «Утро в Хумсане» (1997),). Цвет в них насыщенный, контрастный, открытый, что приближает их к ярким колористическим решениям национально-декоративного искусства. Художник не боится экспериментов, несмотря на некоторую композиционную перегруженность картин, тем не менее, они заряжены положительной энергетикой. Как и оптимистично, по настроению народное искусство Узбекистана, так и пейзажи мастера обладают способностью стимулировать творческий потенциал зрителя. Пейзажные фоны, отличающиеся сияющей чистотой красок и "ковровой" плоскостностью композиций, навевают представление о природе как замкнутом волшебном саде, каждая деталь которого исполнена поэтической прелести.
Большой эмоциональной силы достигают ландшафтные детали. Между тем опыт А. Мирзаева показывает, что, несмотря на откровенную колористическую трансформацию, мастеру удаётся сохранить жанровые традиции. Продолжение этой линии в живописи Узбекистана можно увидеть в творчестве Рахмона Шодыева (род.1953г.), в произведениях которого связь с народным искусством проявляется не только в колористической концепции. В его картинах “Осенний Сукок”, “Неоконченное время”, “Реквием” присутствуют черты народного восприятия мира как единого ритма и цикла, что выражает философскую идею единства всего сущего на земле. (1.с.134).
Рис. 1. А. Мирзаев. «Свидание на красном мосту». 1986 г.
Рис. 2. А. Мирзаев «Красная гора» 1996г.
Как показывает наше исследование устойчивая сторона изобразительного искусства — это мировая культурная и национальная традиции, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение людей может актуализировать этот опыт, опираясь в своей деятельности на созданное предшествующими поколениями.
Рис. 3. Р. Шадыев «Осень».1996г.
Литература:
- Н. Ахмедова “Живопись Центральной Азии ХХ века: традиции, самобытность, диалог” Т.2004