В статье рассмотрены инновационные технологии обучения, применяемые при подготовке студентов информационного профиля. В результате применения данных технологий преподаватель, выступая консультантом, помогающим студентам реализовать выбранную образовательную траекторию, учит студентов самостоятельно изучать, анализировать, систематизировать, оценивать полученные знания и применять их в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: разработка приложений, современные технологии обучения, таксономия Блума, Case-study
Развитие информационных и сетевых технологий диктуют новые форматы передачи и хранения знаний. Уникальные изменения в технологиях и методологиях обучения за последние пять лет предназначены для применения информационных технологии в профессиональной деятельности преподавателя. Сейчас учебный процесс больше должен быть направлен на яркость представления учебного материала и его скомпанованность в блоки, так как современная молодежь привыкла усваивать материал блоками, что связано с её большим интересом к информации, полученной через Интернет. Возможности Интернета так же обусловили изменения в направлении выбора акцентов в обучении. Так, сегодня преподаватель не является единственным источником знаний и информации, да и представить такой объём информации, который может предоставить Интернет не реально за отведённые учебные часы. Сегодня преподаватель в первую очередь должен научить студента эффективно выполнять отбор информации, правильно её систематизировать в зависимости от текущего положения вещей и всегда помнить о практическом её применении и не только в разрезе изучаемой дисциплины.
Дисциплина для специальности 5В060200 — «Информатика» «Разработка клиент-серверных приложений» изучается на четвертом курсе и относится к элективным дисциплинам. Пререквизитами дисциплины являются «Web-дизайн», «Программирование», «Базы данных и информационные системы». Учебно методический комплекс дисциплины «Разработка клиент-серверных приложений» разработан с использованием современных подходов и методов, улучшающих качество преподавания, используются стратегии, инструменты и образовательные технологии для обеспечения эффективности учебного процесса и учебных достижений студентов, предоставляются инновационные подходы в обучении, претворяющие в реальность переход от концепции «передачи готовых знаний» к концепции «образование-становление». Поэтому дисциплина предназначена для синтеза теоретических знаний и приобретения практических умений в разработке приложений. Ожидаемые результаты изучения дисциплины:
- знания:
особенностей разработки приложений с помощью среды Visual Studio
теоретических основ языка программирования C#
возможностей платформы Microsoft .Net Framework для разработки и выполнения программ;
- умения: разрабатывать, внедрять и тестировать клиент-серверное приложение;
- навыки:
использования современных инструментальных средств и технологий программирования
определения требований к разрабатываемому приложению.
При проведении лекционных занятий используются опережающие задания для определения начального уровня знаний; ассоциограммы, нацеленные на определение основных понятий дисциплины; написание эссе на тему «Мой первый опыт создания приложения»; рефлексия (ответ на вопросы о том, что на лекционном занятии понравилось, что нет, и что хотелось бы узнать подробнее). Используется метод Колба — теория, согласно которой весь процесс обучения и освоения информации у взрослых обучаемых состоит из четырех ступеней: непосредственный конкретный опыт, рефлексивное наблюдение, теоретическое обобщение и эксперимент. Для демонстрации примеров были записаны видеоролики программой видеозахвата экрана монитора HyperCam, отредактированы и сконвертированы в программе FreemakeVideoConverter. Контроль и оценка результатов обучения студентов осуществляется тестированием, используя программу разработки тестов FreeQuizMarker. Эта программа позволяет создавать всевозможные тесты (открытого, закрытого типа, с множественным выбором, на соответствие).
Для закрепления теоретического материала студентам на практических занятиях выдаются индивидуальные задания. В качестве методических рекомендаций используются скринкасты. Цели практических занятий определены с применением таксономии Блума. На рисунке представлена пирамида Блума, для занятия по теме "Основные понятия языка программирования С#".
Рис. 1. Цель практического занятия
В таблице 1 приведены контрольные вопросы:
Таблица 1
Знание |
Перечислите характеристики переменой. Назовите операторы выбора, являющиеся эквивалентом тернарной операции «?:». В какой кодировке хранятся символьные (char) переменные в C#? |
Понимание |
Объясните программные конструкции в C#. Опишите области видимости переменной. Почему сначала нужно присвоить значение переменной, а потом её использовать ? |
Применение |
Выполните явное преобразование типов данных. Опишите функции которые можно применить для преобразования к строковому типу. Примените операторы цикла |
Анализ |
Определите эффективность оператора цикла. Выявите сходство и различие операторов цикла. Обоснуйте выбор оператора блока case |
Синтез |
Подумайте и предложите способы оптимизации решения задачи Предложите свой альтернативный метод решения поставленной задачи. Обоснуйте выбор методов описания массива |
Оценка |
Оцените методы описания массивов. Выберите функции для преобразования данных к строковому типу. Оцените эффективность использованного алгоритма |
Все студенты ознакомлены с критериями оценивания практического занятия, приведенными в таблице 2:
Таблица 2
Критерии |
Балл |
Отсутствие понимания алгоритма решения задачи, была попытка составить программу |
1 |
Программа реализации алгоритма составлена, но при компиляции выдает ошибки, отсутствует конечный результат |
2 |
Программа имеет конечный результат в соответствии с алгоритмом, но студент затрудняется в объяснении и ответах на вопросы |
3 |
Студент может объяснить постановку задачи, алгоритм решения задачи, интерфейс приложения не обрабатывает ошибки |
4 |
Студент может объяснить постановку задачи и алгоритм решения, интерфейс приложения содержит диалоговые окна, программный код оптимизирован |
5 |
Многофункциональный метод обученияCase-studyприменяется на практических занятиях и СРСП. Приведем один пример разработанного кейса:
Вид кейса — практический
Метод — панельная дискуссия
Форма — групповая
Цель: Разработать информационно-справочную систему «Магазин» с использованием технологии доступа к данным ADO.NET и MicrosoftSQLServer
Ситуация: Вручную вести учет наличия товара и следить за продажей по различным категориям является очень трудоемкой работой, особенно в крупных магазинах. В связи с этим возникает необходимость создания автоматизированной системы для учета товаров и выполнения операций над ними. Необходимо разработать информационно-справочную систему для среднего по величине магазина.
Рекомендации: Студенты разбиваются на группы и рассматривают проблему.
Вопросы, на которые должны опираться студенты при нахождении решения:
- Проанализируйте модель базы данных и интерфейс информационной системы, в соответствии с информационными потоками.
- Выберите структуру базы данных, которая, по Вашему мнению, является самой эффективной.
- Подумайте и предложите способы оптимизации схемы базы данных.
- Опишите объекты интерфейса информационной системы.
- В чем сходство и различие объектов реализации интерфейса?
- Оформите отчет (3-5 страниц), включающий схему базы данных и описание интерфейса информационной системы.
Критерии и параметры оценивания Case-study представлены в таблице 3.
Таблица 3
Критерии |
Баллы |
Созданы таблицы для ИС |
5 |
Разработана схема базы данных с связями между таблицами |
8 |
При разработке БД используется нормализация отношений, тип данных определен эффективно |
10 |
Модель интерфейса ИС разработана с учетом структуры БД |
12 |
Определены свойства объектов для модели интерфейса ИС |
15 |
Разработана техническая документация к ИС и создан отчет по работе в группе |
+3 |
Активность |
+2 |
Максимальный балл |
20 |
Современные информационные технологии обучения нацеливают преподавателя на использование передовых подходов к учебному процессу, направленному на расширение интеллектуального уровня студентов, ориентирующего думать критически и творчески. В результате применения данных технологий достигаются поставленные цели и ожидаемые результаты изучаемой дисциплины. Тем самым, преподаватель, выступая консультантом, помогающим студентам реализовать выбранную образовательную траекторию, учит студентов самостоятельно изучать, анализировать, систематизировать, оценивать полученные знания и применять их в профессиональной деятельности
Литература:
-  Допира Р.И., Попова Н.В., Базикова К.М. Проектирование и реализация информационной системы «Семейный бюджет» при изучении дисциплины «Разработка клиент-серверных приложений». Вестник Карагандинского университета. Серия Математика. № 2 (78) / 2015, стр. 43-48.
- Лазарева И. Н. Таксономический подход в проектировании личностно ориентированного интеллектуально-развивающего обучения. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Выпуск № 94 / 2009, стр. 130-136.
- Савельева М.Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: Учебно-методическое пособие/ Ижевск, УдГУ, 2013.