Формирующее воздействие, включающее в себя программу ЛФК с элементами телесно-ориентированной терапии (авторской программа), направленное на повышение эффективности в системе формирования взаимоотношений родителей с детьми-аутистами.
Ключевые слова: формирующая программа, элементы телесно-ориентированной терапии, дети-аутисты.
Актуальность.В настоящее время считается общепризнанным фактом, что роль родительского отношения для психического развития ребенка очень велика. Актуальность исследуемой темы определяется в первую очередь настоятельной необходимостью научного обоснования и методической разработки средств и способов психологической коррекции нарушенного родительского отношения к ребенку. Актуальным в формировании взаимоотношениях родителей с детьми аутистами является использование телесно-ориентированной терапии, которая обязательно включает в коррекционный и формирующий процесстело как родителя, так и ребенка с целью стимуляции новых позитивных способов поведения и устранения поведенческих аномалий.
Аутизм сохраняется на протяжении всей жизни человека, но благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе, научить его справляться с собственными страхами, контролировать эмоции. Проблема проведения коррекционной работы с аутичными детьми стоит крайне остро и привлекает к себе пристальное внимание педагогов, психологов, врачей. Взаимодействие, являясь объективной и универсальной формой развития, определяет существование и структурную организацию любой системы. И именно взаимодействие со взрослым, с другими детьми играет важнейшую роль в психическом развитии ребенка, по Л.И.Божович, Л.С.Выготскому, А.В.Запорожцу, М.И.Лисиной, Д.Б.Эльконину и др. Особенности дизонтогенеза при детском аутизме приводят к тому, что в процессе взаимодействия с окружающим миром аутичный ребенок получает преимущественно негативный опыт, который приводит к возникновению защитных механизмов, усиливающих поведенческие трудности и значительно усложняющих процесс формирования адекватного общения и любой совместной деятельности. В.В.Лебединский [4], О.С.Никольская [7] описывают эмоциональные нарушения в детском возрасте, в том числе РДА, а их коррекцию связывают с родительско-детскими отношениями. Поэтому нами был выбран метод телесно-ориентированной терапии в системе формирования взаимоотношений родителей с детьми аутистами.
Начиная с ранних исследований РДА (раннего детского аутизма) (L. Kanner), роли матери уделялось особое внимание. В последние годы высказывается мнение (M. Shopler и др.), что черты матери возникают вторично, так как аутичный ребенок, с рождения не проявляющий инстинктивной привязанности к матери, не "запускает" у нее специфической материнской программы. Отношение матерей к детям с РДА имеет противоречивую структуру: на когнитивном уровне оценка ребенка может быть отвергающей, а эмоциональное отношение остается принимающим, позитивным. Паттерн личностных особенностей матерей детей с РДА характеризуется высоким уровнем тревожностис реакциями ухода от фрустрации, эмоциональной неустойчивостью в сочетании с ригидностью аффекта, повышенной чувствительностью к социальным критериям и оценкам. Хотя описанные личностные особенности матерей и создают несколько повышенную аффективную среду для ребенка с РДА, однако они ни в коей мере не могут рассматриваться в качестве определяющего патогенетического фактора РДА. При всех типах материнского отношения, независимо от степени тяжести РДА ребенка, а также в семьях с различным семейно-социальным статусом общим для всех обследованных матерей является наличие особого аффективно-эмоционального комплекса переживаний, названного "синдромом растерянности", что позволяет сформулировать основное требование к коррекционной работе, а именно — обеспечение всемерной эмоциональной поддержки матерей и разработка специальных обучающих программ для них.
Целью исследования явилось изучение эффективности использования элементов телесно-ориентированной терапии в формирующей программе в системе формирования взаимоотношений родителей с детьми аутистами.
Исследование опиралось на работы таких авторов, как К.С. Лебединская [4], В.А.Куташов [5,6,7,8,9,10,11], Е.А. Третьякова [16], О.В. Ульяновой [17], О.С. Никольская [14], Т.Ю.Хабаровой [18,20,21],Н.А. Бернштейн [1], Е.В. Максимова [13], И.Л. Шпицберг [22].
Исследования проводились в КУЗ ВО «ВОКПНД» на занятиях ЛФК (лечебная физическая культура). В исследовании принимали участие 16 человек: 8 детей с РДА и 8 родителей, дети дошкольного возраста (от 4 до 7 лет).
Мы применяли следующие эмпирические методы: 1) беседа с родителями об отношениях с ребенком (авторский вариант); 2.методика наблюдения за проявлениями телесного контакта ребенка и родителя (по разработанной схеме); 3)ОРО — опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В. Столин); 4) модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста (The Modified Checklist for Autism in Toddlers (M-CHAT); Robins, Fein, & Barton; адаптация Т.Ю. Морозова, С.В. Довбня); 5)сбор анамнеза; 6) методы обработки данных: качественный и количественный анализ с использованием G-критерия знаков.
Нами была исследованаэффективностьформирующей программы с элементами телесно-ориентированной терапии в системе взаимоотношений родителей с детьми аутистами (авторская программа). Эмпирическое исследование проводилось в 3 этапа:
Этап 1. Первичная диагностика с использованием указанных методик, основная из которых — методика наблюдения.
Этап 2. Формирующее воздействие, включающее в себя программу ЛФК с элементами телесно-ориентированного подхода (авторской программа).
Этап 3. Повторная диагностика с использованием методики наблюдения (после проведения программы).
В результате проведенной нами формирующей программы с использованием элементов телесно-ориентированной терапии выявлена следующая позитивная динамика:
в телесном контакте у детей-аутистов появилась улыбка;
увеличилась продолжительность фиксации взгляда на другом человеке;
появился внимательный заинтересованный взгляд на других детях и увеличилось по времени взаимодействие с детьми (совместная игра);
увеличилось количество выполненных упражнений, связанных с телесным контактом с родителями, педагогом, другими детьми; появилась осознанность в выполнении упражнений.
Коррекционная работа с аутичными детьми требует включения матери с целью адекватизации образа ребенка и ожиданий матери в отношении дальнейшей его социализации. Специфические психологические особенности материнского отношения в зависимости от семейно-социального статуса позволяют дифференцировать коррекционные программы работы с матерями, воспитывающими одного ребенка, нескольких детей, в полных и неполных семьях. Поскольку материнское отношение остается относительно независимым от степени тяжести РДА ребенка, возможно формирование совместных коррекционных групп детей и родителей.
Литература:
- Бернштейн Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. — М.: Медгиз, 2000. — 246с.
- Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию / А.Я Варга. — М.: Когито-центр, 2011. — 182 с.
- Детский аутизм. Хрестоматия : уч. пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений — СПб. : Дидактика плюс, 2001. — 471 с.
- Лебединская К.С. Ранний детский аутизм. Нарушение эмоционального развития как клинико-диагностическая проблема / К.С. Лебединская. — М.: НИИ дефектологии РАО, 2002. — 231 с.
- Куташов В.А., Сахаров И.Е. Неврология и психиатрия детского возраста. Монография / Воронеж: 2015. — 703 с.
- Куташов В.А., Савинкова А.А. Личностные особенности родителей детей, страдающих гиперкинетическим расстройством // Молодой ученый. 2015. № 15. С. 287-290.
- Куташов В.А., Хабарова Т.Ю. Опыт применения фототерапии в индивидуальной работе психолога, психотерапевта // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2015. № 59. — С. 60-66.
- Куташов В.А., Хабарова Т.Ю., Щербак Е.А. Депрессивные состояния у подростков с гиперкинетическими расстройствами // Молодой ученый. 2015. № 14. С. 66-69
- Куташов В.А., Заложных П.Б., Щербак Е.А. Оптимизация психотерапии в Воронежской области // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2015. № 4. С. 30-35.
- Куташов В.А., Барабанова Л.В., Куташова Л.А. Современная медицинская психология. Воронеж, 2013.-170 с.
- Куташов В.А., Кунин В.А., Куташова Л.А. Помощь лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением. Монография. Воронеж, 2013.-224 с.
- Куташов В.А., Коротких Д.В. Психотерапия. Руководство. Том 1. Монография / Воронеж: ВГМА, 2014.-729 с.
- Либлинг М.М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка // Дефектология / М.М. Либлинг. — М.:2006. — 121 с.
- Максимова Е.В. Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н.А. Бернштейна / Е.В. Максимова. — М.: Диалог-МИФИ, 2012. — 288 с.
- Никольская О.С. Особенности психического развития и психологическая коррекция детей, страдающих ранним детским аутизмом: Автореф.;…канд. дис. / О.С.Никольская. — М.- 1985.- 23 с.
- Печникова Л.С. Особенности материнского отношения к детям с ранним детским аутизмом.)
- Третьякова Е.А., Куташов В.А. МСЭ при детском церебральном параличе // Молодой ученый. 2015. № 21(101). С. 308-313.
- Ульянова О.В., Куташов В.А. Современный взгляд на особенности взаимодействий в семьях, где у пациента имеются неврологические или психические расстройства // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2015. Т.14.№ 3. С. 663-666.
- Хабарова Т.Ю. Применение Арт-терапии в лечении депрессивных и зависимых пациентов// Молодой ученый. 2015. № 4 (84). С. 107-111.
- Хабарова Т.Ю. Анализ современной системной коррекции депрессивных расстройств в психосоматической медицине // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 305-308.
- Фетисов А.С., Хабарова Т.Ю. Возникающие проблемы и возможные пути их решения//Физическая культура в школе. 2014. № 4. С. 27-32.
- Шпицберг И.Л. Коррекция особенностей развития сенсорных систем у детей с синдромов раннего детского аутизма//Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема. Тезисы конференции посвящено 80-летию со дня рождения К.С. Лебединской. ИКП РАО, 2005. — 346 с.