Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» представляет собой особый феномен в русской литературе, ставший значимым для целого ряда писателей XX века.
Существование особых художественных произведений в культуре порождает важную и достаточно трудную тему их восприятия. Феномены восприятия — это неожиданные или необычные явления при восприятии какой-либо информации, в нашем случае, художественного произведения. Восприятие художественного произведения — сложный и многогранный процесс, который чаще всего весьма трудно анализировать. В научных работах и в простых обсуждениях можно встретить мнение о том, что восприятие произведения читателем должно быть на уровне авторского, то есть, чтобы в полной мере понять смысл произведения, читатель должен обладать восприятием, близким автору. Это, конечно же, невозможно, потому что каждый читатель — личность сугубо индивидуальная, которая по-своему воспринимает текст художественного произведения. К тому же, мы должны принимать во внимание возраст, уровень образованности читателя, а также актуальные проблемы данной эпохи. Однотипное восприятие может превратить художественное произведение в замкнутую систему, поэтому такие идеи можно воспринимать лишь как идеал. Помимо этого, существуют разные уровни восприятия текста — элементарное читательское и профессиональное. Любой читатель может запомнить текст по динамично-развивающемуся сюжету, бросающимся в глаза образам, ярким персонажам. Опытный же читатель может осмысливать произведение более глубоко, соответственно оценивая и мастерство писателя.
Процесс восприятия художественного произведения имеет много аспектов интерпретации смысла устной и письменной речи, которое происходит благодаря тому, что человек использует свои накопленные знания и память, ассоциации и различные смысловые обобщения. Восприятие же обуславливается способностью объединять все виды получаемой информации, а всё это дополняет активная сознательная деятельность читателя. Именно таким образом представляется возможным сохранять целостное видение художественного произведения, а также ориентировать его в соответствии с литературной традицией.
Как многогранное культурное явление, роман послужил источником сюжетов, тем и образов, а также и повлиял на разные литературные традиции современности. Наибольшее влияние роман оказал на реалистическую и постмодернистскую традицию. Некоторые исследователи указывают на принадлежность автора к фантастическому реализму, а сам роман относят к совершенно разным жанрам, что затрудняет его точное определение.
Существует немало версий о том, к какому жанру приписывать феноменальный роман М. А. Булгакова. Некоторые считают, что «Мастер и Маргарита» это политический роман. Мы склонны согласиться — ведь в романе присутствует тема противоборства власти с убеждениями маленького человека, он написан в соответствующей атмосфере того времени, а действия одного из пластов романа происходят в советской Москве. В произведении также присутствуют религиозно-философские идеи, которых вполне достаточно, чтобы назвать роман религиозным или философским, так как здесь присутствуют библейские мотивы, а это — всем известные общечеловеческие извечные вопросы бытия, на которые каждый персонаж (а за ним и читатель) ищет ответ, пребывая в поиске истины для себя самого. Кроме того, действие второго пласта романа происходит в древнем Ершалаиме и его окрестностях, более двух тысяч лет назад. Невозможно отрицать, что роман содержит философско-психологические аспекты, потому что Булгаков описывает характер персонажей достаточно глубоко и детально, использует психологические приёмы воздействия на читателя, а также числовую и цветовую символику. Помимо этого, роман называют мистическим — с этим утверждением мы тоже не можем не согласиться. Связь с потусторонним миром, а также необъяснимые наукой способности таинственного Воланда и его свиты — люди склонны мистифицировать всё то, что они не могут объяснить, то, что представляется им иррациональным. Третий пласт романа — реальность Воланда, космический мир. Это мир без времени, где царят строгие законы иерархии и математически-астрономическая логика без допущений бессознательного, то есть мир, который совершенно отличается от традиционных религиозных представлений о том свете, принятого большинством в мире людей.
Итак, в романе переплетены совершенно разные темы, идеи, сюжеты, которые мастерски переплетены и синтезированы в многомерный художественный текст. Автор использовал языковые средства выразительности со всем их многообразии и приёмы психологии для создания уникального текста, нацеленного на универсальное восприятие. Такое произведение позволяет показать более общую характеристику бытия, а также может быть ориентировано на разновозрастную читательскую аудиторию. Феноменальным роман становится благодаря умению автора управлять вниманием читателя, а также благодаря изменению восприятия написанного. Психологический ориентир писателя воспринимается читателем как его мастерство вмещать реальную действительность между строк, где происходящие ситуации могут быть вполне реальны. Аналогично и вплетение иррациональных моментов, благодаря которым произведение может истолковываться на разных уровнях человеческого восприятия.
В романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова каждый видит что-то своё, и это означает, что роман универсален для восприятия. «Мастер и Маргарита» не может иметь однозначной трактовки и продолжает быть особенным культурным явлением, не подходящим ни под одну категорию, но способным быть актуальным и по сей день.
Литература:
- Булгаков М. А. «Мастер и Маргарита». С. 383.
- Казаркин А. П. «Вечный сюжет» и авторство в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. С. 125- 135.
- Михаил Булгаков: Современные толкования. С. 244.
- Немцев В. И. Контексты творчества Михаила Булгакова. С.15–30.
- Петрушенко В. Л. Этика и эстетика. С. 180.