Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных, личностных новообразований.
В исследовании Е. Е. Кравцовой показано, что новообразованием дошкольного периода развития является воображение. Автор считает, что в дошкольном возрасте можно выделить три стадии и одновременно три основных компонента этой функции: опора на наглядность, использование прошлого опыта и особая внутренняя позиция. Основное свойство воображения — способность видеть целое раньше частей — обеспечивается целостным контекстом или смысловым полем предмета или явления.
Е. Е. Кравцова экспериментально показала, что дети с рано сформированной системой эталонов предлагают решение, основанное на классификации значений предметов: например, ложка и вилка, иголка и ножницы и т. п. Вместе с тем, когда их просят объединить предметы по-другому, они не в состоянии этого сделать. Дети же с развитым воображением, как правило, объединяют предметы по смыслу, например: ложкой можно есть мороженное или бабушка иголкой вышивает скатерть, но они, в отличие от детей первой группы, способны объединять предметы и другим образом, переходя в конечном счете к традиционной классификации по значениям [16].
Система обучения дошкольников, построенная в логике развития воображения, предполагает прежде всего создание общего контекста деятельности, в рамках которого приобретают смысл все действия и поступки отдельных детей и взрослых. Это означает, что представление об организации жизни дошкольников, где перемежаются серьезные занятия и игра, представляющие собой две отдельные сферы, не соответствует психологическим особенностям детей этого возраста. Гораздо эффективнее, как показали результаты исследований, создание единой, осмысленной и понятной жизни, в которой проигрываются интересные для ребенка события, и он получает определенные знания, умения и навыки [12].
Автор считает наиболее оптимальной такую организацию продуктивной деятельности, в процессе которой, во-первых, вопрос содержания замысла, рисунка и технического воплощения решается в единстве и, во-вторых, сама эта деятельность рассматривается в контексте других деятельностей дошкольника. Тогда оказывается, что у дошкольников изобразительная деятельность вовсе не решает задачу изображения реальных предметов. В основе обучения ребенка лежит метод дорисовывания, доделывания, опредмечивания, доосмысления, непосредственно связанный с особенностями воображения:
воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;
ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов [29].
В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Это относится к сенсорному развитию, которое имеет свои особенности в дошкольном возрасте:
зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;
осваиваются сенсорные эталоны;
возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;
с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.
На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется. Это в первую очередь выражается в том, что он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Развитие его происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для последующего [19].
Мышление развивается от наглядно-действенного к образному. Затем на основе образного мышления начинает развиваться образно-схематическое, которое представляет промежуточное звено между образным и логическим мышлением. Образно-схематическое мышление дает возможность устанавливать связи и отношения между предметами и их свойствами. Исследования показывают, уже у детей дошкольного возраста можно сформировать полноценные понятия. Это происходит в том случае, если им дают внешнее сходство (средство), соответствующее данной группе предметов или их свойств. Например, для измерения длины — мерку (полоску бумаги). С помощью мерки ребенок вначале осуществляет внешнее ориентировочное действие, которое в дальнейшем интериоризируется.
Рассмотрим особенности развития мышления в дошкольном возрасте:
ребенок решает мыслительные задачи в представлении, — мышление становится внеситуативным;
освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;
детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;
появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;
ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;
возникают попытки объяснить явления и процессы;
экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;
складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость [24].
Развитие мышления детей дошкольного возраста тесно связано с речью.
В исследовании А. А. Люблинской дошкольникам 3–6 лет предлагали составить картинку из плоскостных фигур на фоне сада, полянки, комнаты. Трехлетние малыши сразу приступали к действенному решению задачи, совершенно случайно соединяя фигурки. Они бывали очень довольны, если у них что-то получалось: «Смотрите, что получилось!» Дети 6 лет, не начиная действовать, говорили: «Я сложу, как двое военных скачут друг за другом на лошадях» [17].
Развитие речи в дошкольном возрасте имеет свои особенности:
речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;
появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;
ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;
ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;
развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого;
складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач;
возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь;
складывается понимание форм языковой деятельности;
речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней;
речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждение и рассказы;
завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки;
возникают предпосылки для освоения грамоты [29].
Важнейшей определяющей характеристикой психической жизни личности является память. На протяжении дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие памяти, она все больше выделяется из восприятия.
В старшем дошкольном возрасте появляются достаточно полные представления памяти. Продолжается интенсивное развитие образной памяти. К примеру, на вопрос: Ты помнишь, какая бывает собака? Ответы детей старшего дошкольного возраста носят обобщенный характер: Собаки — друзья человека. Они сторожат дом, спасают людей при пожаре.
Для развития памяти ребенка характерно движение от образной к словесно-логической. Развитие произвольной памяти начинается с возникновения и развития произвольного воспроизведения, а затем следует произвольное запоминание. Выяснение зависимости запоминания от характера деятельности дошкольников (занятия, продуктивная, игровая деятельность, слушание рассказов, опытническая работа) показывает, что различия в продуктивности запоминания в разных видах деятельности у испытуемых с возрастом пропадают. В качестве приема логического запоминания в работе использовалось смысловое соотношение того, что надо запомнить, со вспомогательным материалом (картинкой). В результате продуктивность запоминания увеличивалась вдвое [33].
Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет наибольший впечатления. В старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок, что обусловлено некоторыми особенностями развития памяти в этом возрасте:
преобладает непроизвольная образная память;
память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;
словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;
складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;
формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;
по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности [13].
Мотивы учения не возникают, они формируются в ходе учебной деятельности. Поэтому важно, как эта деятельность осуществляется.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной, устойчивой мотивации учебной деятельности, являются:
содержание учебного материала;
организация учебной деятельности;
коллективные формы учебной деятельности;
оценка учебной деятельности;
стиль педагогической деятельности воспитателя.
Изучение современных научных исследований показало, что дошкольный возраст является периодом возникновения личностных механизмов поведения, интенсивного формирования мотивационной сферы личности. В этом возрасте складываются первичное соподчинение мотивов, развиваются воля и произвольность ребенка [15].
Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, являющийся одним из ключевых и наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. Принято считать, что для этого возраста характерно интенсивное формирование и выражение познавательных интересов ребенка (Ж.Пиаже, М. И. Лисина и др.). Действительно, умственная активность ребенка в возрасте 5–6 лет приобретает более самостоятельный характер, и он получает бесценный жизненный опыт. Интеллектуальная активность позволяет детям без посторонней помощи предпринимать попытки решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять в предметах скрытые свойства и отношения [30].
Одним из основных условий формирования мотивации к учению является воспитание произвольного внимания ребенка. В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие такое повышение, с возрастом изменяются.
Существенное повышение устойчивости внимания отмечается в исследованиях, в которых детям предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказ.
Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник пользуется определенными способами, которые он перенимает от взрослых.
Таким образом, возможности этой новой формы внимания — произвольного внимания — к 6–7 годам уже достаточно велики и имеют определенные особенности:
значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;
складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
внимание становится опосредованным;
появляются элементы послепроизвольного внимания.
Познавательный интерес чаще всего сочетается о общей любознательностью и свидетельствует о развитии активности и богатства интеллектуальных эмоций. Иногда познавательный интерес заключает в себе зерно способностей.
Однако, любознательность, зачатки познавательных интересов не развиваются сами собой. Они возникают в процессе выявления индивидуальных возможностей ребенка в результате воспитательного воздействия на них, заботливого и бережного их выращивания.
При этом необходимо помнить, что в дошкольном возрасте познавательные интересы еще крайне неустойчивы. Но, под руководством опытного, вдумчивого педагога, любознательность и познавательные интересы развиваются у всех детей без исключения. Занятие, направленное на овладение знаниями и умениями, представляет ответственный труд и требует усилий со стороны ребенка. Поэтому организация занятий должна быть тщательно продуманной, чтобы дети уже в дошкольном возрасте полюбили этот труд, чтобы они могли его выполнять с охотой и интересом [29].
Дети легко переключаются от игры к занятию лишь тогда, когда они интересны им, когда у детей появляется потребность в познавательной деятельности. Именно обучение на занятии развивает у ребенка познавательное отношение к действительности, стремление получить результат. А желание получить результаты своей деятельности являются психологическим мотивом стремления к учению у детей дошкольного возраста.
Большое значение для формирования мотивации к учению имеет развитие эмоциональной сферы ребенка, т. к. оно связано с формированием плана представлений. Образные представления ребенка приобретают эмоциональный характер, и вся его деятельность является эмоционально насыщенной [30].
Таким образом, анализируя психологические особенности развития познавательных процессов у дошкольников можно сделать вывод о том, что на возрастном этапе 6–7 лет дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающем расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. У ребенка интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать его слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.
Литература:
- Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. — М.: Изд.центр «Академия», 2003
- Касаткина, Е. И. Дошкольники осваивают азы компьютерной графики / Е. И. Касаткина, В. Е. Дремин // Современный детский сад. — 2007 — № 3. — С. 58–66.
- Касаткина, Е. И. Компьютерные игры / Е. И. Касаткина, В. Е. Дремин // Современный детский сад. — 2007 — № 10. — С. 30–32.
- Кошелевой. Эмоциональное развитие дошкольников. М.: Просвещение. 1986.
- Леонтьев А. Н. Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. М.: МГУ. 1992.
- Ляудис В. Я. Инновационное обучение и наука. Научно-аналитический обзор. М.: 1992.
- Матрос Д. Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга.-М.:Пед.общ-во России, 2001.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — 384 с.
- Урунтаева, Галина Анатольевна. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Г. А. Урунтаева. — 4-ое изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 336 с.
- Формирование познавательной мотивации дошкольников на занятиях: методическая разработка / Н. А. Долгих [и др.]. — Иркутск, 2008. — 87 с.