Методика контроля знаний студентов при изучении тестирования циклов
Полевщиков Иван Сергеевич, аспирант, ассистент
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Задача, связанная с поиском подходов, обеспечивающих качественный контроль знаний студентов технического вуза в рамках освоения профессиональных компетенций, является актуальной [1]. Рассмотрим особенности контроля знаний в рамках дисциплины «Тестирование программного обеспечения», изучаемой студентами бакалавриата направления «Программная инженерия».
По каждой лабораторной работе в соответствующем методическом пособии предусмотрен перечень заданий для самоконтроля [2]. При проведении контрольных работ по соответствующим темам студентам будут предоставлены аналогичные задания.
Разберем форму и примеры разработанных заданий для самоконтроля по теме «Тестирование циклов». По данной теме используются тестовые задания закрытой формы, в которых студенту необходимо выбрать один наиболее правильный и полный вариант ответа из четырех предложенных. Следует отметить, что преимущества заданий закрытой формы связаны с быстротой тестирования, с простотой подсчета итоговых баллов обучаемых [1]. Такая форма тестовых заданий наиболее близка к ежедневно решаемой человеком проблеме выбора [3, 4].
Примерами заданий по теме «Тестирование циклов» являются:
1) Неструктурированные циклы …
А. тестируются так же, как и простые циклы
Б. тестируются так же, как и вложенные циклы
В. тестируются так же, как и объединенные циклы
Г. тестированию не подлежат и должны быть переделаны с помощью структурированных программных конструкций
2) Тестирование циклов проводится по принципу …
А. «черного ящика»
Б. «синего ящика»
В. «белого ящика»
Г. «зеленого ящика»
3) При тестировании вложенных циклов на первом шаге …
А. выбирается самый внутренний цикл и устанавливаются минимальные значения параметров всех остальных циклов
Б. выбирается самый внутренний цикл и устанавливаются максимальные значения параметров всех остальных циклов
В. выбирается самый объемлющий цикл и устанавливаются минимальные значения параметров всех остальных циклов
Г. выбирается самый объемлющий цикл и устанавливаются максимальные значения параметров всех остальных циклов
4) В некоторой программе есть два объединенных простых цикла, причем конечное значение счетчика первого цикла используется как начальное значение счетчика второго цикла. При тестировании данных объединенных циклов …
А. необходимо использовать методику для вложенных циклов
Б. необходимо протестировать независимо оба цикла, используя технику тестирования простых циклов
В. необходимо протестировать только первый цикл, используя технику тестирования простых циклов, а второй цикл тестировать не требуется
Г. необходимо протестировать только второй цикл, используя технику тестирования простых циклов, а первый цикл тестировать не требуется
5) В приведенном на рис. 1 фрагменте программы, написанной на языке Pascal, показан пример …
Рис. 1. Фрагмент программы на языке Pascal
А. простого цикла
Б. вложенных циклов
В. объединенных циклов
Г. неструктурированных циклов
6) В приведенном на рис. 2 фрагменте программы, написанной на языке Pascal, показан пример …
Рис. 2. Фрагмент программы на языке Pascal
А. простого цикла
Б. вложенных циклов
В. объединенных циклов
Г. неструктурированных циклов
7) В приведенном на рис. 3 фрагменте программы, написанной на языке Pascal, показан пример …
Рис. 3. Фрагмент программы на языке Pascal
А. простого цикла
Б. вложенных циклов
В. объединенных циклов
Г. неструктурированных циклов
Известно, что цикл представляет собой одну из основных составляющих при построении алгоритмов в программном обеспечении [5]. В процессе тестирования циклов существенную роль играет правильная конструкция циклов. Поэтому при контроле знаний по данной теме основное внимание уделяется знанию основных конструкций циклов: простые, вложенные, объединенные, неструктурированные [5].
Следует отметить, что в некоторых приведенных выше примерах заданий используется язык программирования Pascal, который хоть и является устаревшим и не используемым в коммерческих целях, но при этом он удобен для использования в учебных целях [6], и, в частности, для программной реализации алгоритмов, использующих циклы.
Таким образом, были рассмотрены примеры заданий, предусмотренных при проведении контрольных работ по дисциплине «Тестирование программного обеспечения» при изучении тестирования циклов. По мере накопления опыта преподавания данной дисциплины методика контроля знаний будет совершенствоваться.
Литература:
- Кузнецов Д.Б., Полевщиков И.С., Лясин В.Н. Методика автоматизированного контроля знаний студентов по дисциплине «Теория вычислительных процессов» // Инженерный вестник Дона. 2013. №4. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/2041.
- Полевщиков И.С. Методика контроля знаний студентов бакалавриата по дисциплине «Тестирование программного обеспечения» // Молодой ученый. 2015. №18. С. 18-20.
- Файзрахманов Р.А., Полевщиков И.С. Моделирование и автоматизация процесса управления формированием профессиональных знаний оператора производственно-технологической системы // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: science-education.ru/120-16653.
- Файзрахманов Р.А., Полевщиков И.С. Модели и алгоритмы автоматизированного управления формированием профессиональных знаний оператора перегрузочной машины // Фундаментальные исследования. 2015. № 6. С. 73-78.
- Орлов С.А., Цилькер Б.Я. Технологии разработки программного обеспечения: Учебник для вузов. 4-е изд. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2012. 608 с.
- Бобров А.Н. Проблемы выбора языка программирования в школьном курсе информатики // Молодой ученый. 2015. №24. С. 61-64.
- Альмухаметов В., Лясин В.Н., Полевщиков И.С. Информатика: учебно-метод. пособие. Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. 141 с.