Одной из дисциплин, изучаемых студентами бакалавриата по направлению «Программная инженерия», является «Тестирование программного обеспечения». Известно, что тестирование представляет собой один из этапов жизненного цикла разработки программного обеспечения и важнейшую составляющую поддержки качества программного обеспечения [1–7].
В ходе одной из лабораторных работ студент должен научиться производить тестирование программного обеспечения методом, основанным на построении диаграмм причин-следствий. Рассмотрим некоторые особенности разработанного методического пособия по данной теме.
В разделе «Краткие теоретические сведения» методического пособия представлена необходимая теория, посвященная данному способу тестирования, сопровождаемая примерами. Известно, что диаграммы причинно-следственных связей используются для проектирования тестовых вариантов и обеспечивают формальную запись логических условий и соответствующих действий [1, 8]. Детально разобраны основные шаги этого метода тестирования: выявление причин и следствий; построение графа причинно-следственных связей; преобразование графа в таблицу решений; преобразование столбцов таблицы решений в тестовые варианты; сравнение реальных результатов тестовых вариантов с ожидаемыми.
Для иллюстрации способа тестирования рассмотрен пример программы, выполняющей расчет оплаты за Интернет. Расчет может выполняться по одному из двух видов тарифов.
При расчете по первому тарифу:
1) при месячном использовании Интернета меньшем, чем 10 Гб, выставляется фиксированная сумма;
2) при месячном использовании Интернета большем или равном, чем 10 Гб, применяется процедура «А» планирования расчета.
При расчете по второму тарифу:
1) при месячном использовании Интернета меньшем, чем 10 Гб, применяется процедура «А» планирования расчета;
2) при месячном использовании Интернета большем или равном, чем 10 Гб, но при этом меньшем, чем 20 Гб, применяется процедура «Б» планирования расчета;
3) при месячном использовании Интернета большем или равном, чем 20 Гб, применяется процедура «В» планирования расчета.
На первом шаге данного способа тестирования определим причины и следствия, а также присвоим им идентификаторы.
Причинами в данной задаче будут являться:
1) расчет по первому тарифу;
2) расчет по второму тарифу;
3) месячное использование Интернета меньше, чем 10 Гб;
4) месячное использование Интернета больше или равно, чем 10 Гб;
5) месячное использование Интернета больше или равно, чем 10 Гб, но при этом меньше, чем 20 Гб;
6) месячное использование Интернета больше или равно, чем 20 Гб.
Следствиями в данной задаче будут являться:
1) 101 — выставление фиксированной суммы;
2) 102 — применение процедуры «А» планирования расчета;
3) 103 — применение процедуры «Б» планирования расчета;
4) 104 — применение процедуры «В» планирования расчета.
На втором шаге рассматриваемого способа тестирования разрабатывается граф причинно-следственных связей (рис. 1). Узлы причин перечисляются по вертикали в левой части графа, а узлы следствий — в правой части графа. Для следствия 102 возникает необходимость введения вторичных причин, обозначенных как 11 и 12, которые размещаются в центральной части графа.
Рис. 1. Граф причинно-следственных связей
На третьем шаге осуществляется генерация таблицы решений на основе описанного выше алгоритма.
Таблица решений для нашего примера показана в табл. 1.
Таблица 1
Таблица решений для расчета оплаты за Интернет
Номера столбцов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Причины |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
|
3 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
|
4 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
|
5 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
|
6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
|
Вторичные причины |
11 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
12 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
|
Следствия |
101 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
102 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
|
103 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
|
104 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
|
На четвертом шаге выполняется преобразование каждого столбца таблицы в тестовый вариант. В нашем примере таких вариантов пять.
Тестовый вариант 1 (столбец 1):
Исходные данные: Расчет по первому тарифу. Месячное использование Интернета меньше, чем 10 Гб.
Ожидаемый результат: Выставление фиксированной суммы.
Тестовый вариант 2 (столбец 2):
Исходные данные: Расчет по первому тарифу. Месячное использование Интернета больше или равно, чем 10 Гб.
Ожидаемый результат: Применение процедуры «А» планирования расчета.
Тестовый вариант 3 (столбец 3):
Исходные данные: Расчет по второму тарифу. Месячное использование Интернета меньше, чем 10 Гб.
Ожидаемый результат: Применение процедуры «А» планирования расчета.
Тестовый вариант 4 (столбец 4):
Исходные данные: Расчет по второму тарифу. Месячное использование Интернета больше или равно, чем 10 Гб, но при этом меньше, чем 20 Гб.
Ожидаемый результат: Применение процедуры «Б» планирования расчета.
Тестовый вариант 5 (столбец 5):
Исходные данные: Расчет по второму тарифу. Месячное использование Интернета больше или равно, чем 20 Гб.
Ожидаемый результат: Применение процедуры «В» планирования расчета.
Таким образом, в разработанном методическом пособии в компактном виде изложена необходимая теория, посвященная основным понятиям и шагам тестирования программного обеспечения методом, основанным на построении диаграмм причин-следствий, снабженная достаточным количеством примеров. Изучив «Краткие теоретические сведения» методического пособия, студенты приступают к самостоятельному решению подобных задач.
Литература:
- Орлов С. А., Цилькер Б. Я. Технологии разработки программного обеспечения: Учебник для вузов. 4-е изд. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2012. 608 с.
- Файзрахманов Р. А., Мурзакаев Р. Т., Брюханова А. А. Командная разработка и непрерывная интеграция в системах автоматизированного проектирования фигурного раскроя // Научное обозрение. 2015. № 1. С. 95–101.
- Темичев А. А., Файзрахманов Р. А. Аналитический обзор средств автоматизации тестирования производительности применительно к системам мониторинга // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. 2015. № 3 (15). С. 117–133.
- Полевщиков И. С., Байков В. С., Швецов М. Д. Разработка методического пособия на тему «Тестирование условий» (для студентов и магистрантов направления «Информатика и вычислительная техника») // Педагогика и современность. 2012. № 2. С. 84–90.
- Полевщиков И. С. Разработка методического пособия на тему «Тестирование базового пути» (для студентов бакалавриата направления «Программная инженерия») // Педагогика и современность. 2013. № 4. С. 83–85.
- Селуков Д. А., Полевщиков И. С. Автоматизация процесса тестирования программного обеспечения при использовании тестирования базового пути // Молодой ученый. 2015. № 23. С. 60–63.
- Селуков Д. А., Полевщиков И. С. Автоматизация процесса тестирования программного обеспечения при использовании тестирования условий // Молодой ученый. 2015. № 23. С. 63–67.
- Полевщиков И. С., Кондратович М. А., Селиванова О. И. Разработка методического пособия на тему «Способ диаграмм причин-следствий» (для студентов и магистрантов направления «Информатика и вычислительная техника») // Педагогика и современность. 2012. № 2. С. 79–84.